На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Valeriy Shershkov
    не простая это работа быть защитником установленного порядка в мире ... что их может заменить ? и как ? в рамках прие...«Мировой полицейс...
  • Владимир
    вот и подвели итог, выводы делать народу Украины"Кто в том с.. ви...
  • Sergey Korotun
    Всё понимаю. Но глушить "Старейшину" бокалами - это явный перебор."Кто в том с.. ви...

Ми-26 в специальной военной операции и перспективы модернизации

Ми-26 в специальной военной операции и перспективы модернизации
Ми-26 в Харьковской области. Источник: youtube.com

Резерв Генерального штаба


В ходе событий в Харьковской области, которые были обозначены Министерством обороны как «перегруппировка российских войск, находящихся в районах Балаклеи и Изюма, для наращивания усилий на донецком направлении». В ходе реализации плана, по данным Генштаба, были предусмотрены ряд отвлекающих и демонстрационных мероприятий с обозначением реальных действий войск. Об эффективности действий рассуждать не будем, но некоторая боевая техника, используемая в операции, заслуживает особого внимания.

В частности, самые крупные в мире серийные вертолеты Ми-26, которые, судя по кадрам из зоны боевых действий, оперативно перебрасывали технику и личный состав для отражения украинского наступления. Неизвестно, чем в действительности занимались экипажи вертолетов – перебрасывали технику или, как упоминают в МО РФ, участвовали в «отвлекающих и демонстрационных мероприятиях с обозначением реальных действий войск». В данном случае военно-транспортные Ми-26 выступали в качестве резерва Генштаба ВС России и, стоит отметить, машины подходят для этого отлично.

В Харьковской области Ми-26 (судя по официальным кадрам) перебрасывали, помимо личного состава, установки разминирования УР-77 «Метеорит». Масса бронемашины – 15,5 тонн. Это типично наступательное оружие, которое, однако, может использоваться и в обороне. Конечно, если не по прямому предназначению, а для уничтожения противника несколькими сотнями килограммов ВВ в шнуре разминирования. Особенно УР-77 эффективен в условиях городских боев. Также на кадрах Минобороны РФ засветилась переброска МТ-ЛБ со спаренной зенитной установкой.






Ми-26 в Харьковской области. Источник: youtube.com

Что собой представляет Ми-26? Это вертолет сверхтяжелого класса, способный поднимать в воздух до 20 тонн. Если пилоты и техники очень постараются, то гигант возьмет на борт и 25 тонн. В 1982 году – через два года после запуска вертолета в серию – на машине установили 14 мировых рекордов, в том числе подъем на 4 100 метров 25-тонного груза. В этой же рекордной серии 10 тонн Ми-26 поднял на 6 400 метров.

В обычных условиях никто Ми-26 так не перегружает. Типичной миссией тяжеловоза является груз массой 15 тонн, перебрасываемый на 500 км. Резерв топлива при этом составляет 5–10 % от расчетного. Кстати, на кадрах российского Министерства обороны перевозимая УР-77 как раз укладывается в эту схему.



Основные аналоги гораздо меньшей грузоподъемности – CH-53 Sea Stallion и CH-47 Chinook. Источник: en.wikipedia.org

Но вернемся к предельным параметрам. Для сравнения, американские тяжелые аналоги CH-53A/D Sea Stallion и CH-47 Chinook на внешней подвеске и внутри фюзеляжа перевозят соответственно до 13,5 и 10,3 тонны. То есть при всех прочих равных, натовским машинам придется делать два рейса или использовать пару машин в тех ситуациях, где Ми-26 справится один и за гораздо меньшее время.

Машина ОКБ Миля берет на борт до 120 десантников, а «американцы» – не более 64. Справедливости ради американцы этот недостаток частично нивелировали большей численностью собранной техники. CH-53 произвели более 500 штук, «Чинуков» – более 1 200 экземпляров. Ми-26 разошелся тиражом в 300 с небольшим бортов.

Ключевым преимуществом российской винтокрылой машины является возможность транспортировки грузов, которые ни один вертолет в мире не поднимет. Например, в 2009 году вертолет на внешней подвеске эвакуировал пару сбитых в Афганистане CH-47 Chinook. Постройка сверхтяжелых вертолетов стала доброй традицией отечественной школы авиастроения. Еще о предшественнике главного героя, воздушном «грузовике» Ми-6, американцы говорили:

«Новый русский гигант может поднять самый большой западный вертолет с полной нагрузкой».

С тех пор мало что изменилось – если Ми-26 поднатужится, то оторвет от земли CH-47 Chinook массой 23 тонны. И еще раз для сравнения, максимальная взлетная масса российского тяжеловоза может достигать 56 тонн.

Боевая «корова»


В армии Ми-26 за его характерный профиль и неповоротливость получил прозвище «Корова». Однако это лишь внешнее сходство – вертолет, несмотря на прошедшие 42 года с момента первого серийного полета, современная и динамичная машина. Два мотора мощностью по 11,4 тыс. л. с. каждый обеспечивают максимальную скорость в 295 км/ч.

Преимущественно для зарубежных заказчиков разработана версия Ми-26Т2, созданная в 2011 году после десятилетий забвения. Так сложилось, что в советское время и раннее российское удалось запустить в работу лишь две модификации – армейскую Ми-26 и гражданскую – 26Т. Именно они сейчас составляют костяк армейской авиации ВСК и гражданского сектора.

Вариант Ми-26Т2 отличается, прежде всего, современным радиоэлектронным и пилотажным оборудованием, позволяющим уверенно пилотировать ночью. Экипаж в связи с широкой автоматизацией сокращен с пяти до двух членов экипажа – командира и летчика-штурмана. При необходимости работы с внешней подвеской добавляется бортоператор.

В десантно-транспортном армейском Ми-26 экипаж состоит из командира, правого летчика, штурмана, бортмеханика и борттехника. Разработчики из Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля, Ростовского вертолетного завода и холдинга «Вертолеты России» оснастили Ми-26Т2 в 2011 году «стеклянной» кабиной с пятью дисплеями и прочей эргономической инфраструктурой.

Важной опцией, особенно востребованной в условиях спецоперации, являются очки ночного видения с электронно-оптическим преобразователем 3-го поколения. Как утверждают разработчики, в темное время суток вертолет может совершать полет на предельно малой высоте, не опасаясь мачт ЛЭП и деревьев. Ограничением для полетов ночью, как у всех остальных вертолетов, выступают линии электропередач.

Конечно, никто не выпускает «коров» в одиночный полет. На кадрах Министерства обороны Ми-26 различных модификаций в Харьковской области сопровождали боевые Ми-28 и Ка-52. Штатного бортового вооружения у вертолета нет, но есть частично бронированная кабина и бортовой комплекс обороны «Президент-С». Он состоит из станции предупреждения о ракетной атаке, лазерной станции оптико-электронного подавления, устройства выброса авиационных расходуемых средств или, что привычнее, отстрела тепловых ловушек.






Ми-26. Источник: ru.wikipedia.org

Ми-26 некоторое время эксплуатировался и нашим главным противником, правда, во времена, когда отношения между странами больше походили на дружбу. На Украине после распада СССР осталось сразу 28 вертолетов Ми-26. К началу 2000-х годов календарный межремонтный ресурс у машин закончился, и они больше не поднимались в небо. По сведениям из разных источников, семнадцать украинских тяжеловозов находятся в Калинове, одиннадцать – на Конотопском авиаремонтном заводе. Экспортные исполнения вертолета служат в ВВС Алжира, Венесуэлы, Индии, Китая, Иордании, Мексики, Казахстана, Конго и Экваториальной Гвинеи.

На поле высокотехнологичной техники играет самая современная версия Ми-26Т2В, предназначенная для ВСК России. От предыдущего исполнения вертолет отличается навигационно-пилотажным комплексом НПК90-2В, значительно повышающим как сам пилотаж, так и его безопасность. Интересно, что военные отказались от сокращения экипажа до трех человек, хотя бортовое оборудование это легко позволяло. Для борьбы с вражескими ПЗРК новейший вертолет комплектуется бортовым комплексом обороны «Витебск» с ультрафиолетовым пеленгатором, лазерной системой подавления и привычными тепловыми ловушками.

Ми-26Т2В впервые поднялся в воздух в 2018 году, тогда же на форуме «Армия» был впервые представлен широкой публике. Серийное производство стартовало годом позднее. На кадрах официальной хроники тяжелые вертолеты перебрасывали технику в Харьковской области не только в дневное время, но и ночью, что позволяет предположить применение новейшей модификации. В темное время суток Ми-26Т2В работает гораздо эффективнее и безопаснее.

Будущее


Какие перспективы ждут Ми-26? Интересно рассмотреть возможность модернизации тяжелого вертолета в связи с американской программой Joint Transport Rotorcraft (JTR). Этот так и нереализованный проект появился после первой войны в Ираке и предусматривал создание транспортного вертолета грузоподъемностью 22,3 тонны – это масса стандартного 6-метрового контейнера. Причем перевозка планировалась как на внешней, так и на внутренней подвеске. Планировали схему конвертоплана с четырьмя несущими винтами. Перспективная машина должна была заменить упоминаемые выше CH-53A/D Sea Stallion и CH-47 Chinook.

Заказчики из Пентагона выдали разработчикам поистине сказочные требования к машине. Дальность перегоночного перелета – не менее 3 890 км, то есть снаряженный вертолет должен был перелететь Атлантику без дозаправок. Крейсерская скорость должна достигать 400–450 км/ч. Для винтокрылой машины даже сейчас это практически недостижимая планка, а для середины 90-х годов вообще из области ненаучной фантастики. Как справедливо упоминали американские инженеры:

«К сожалению, единственный в мире вертолет, имеющий возможность поднять полностью загруженный контейнер и выполнить требуемое задание – это российский Ми-26. Однако даже он имеет ряд связанных с особенностями конструкции характеристик, приводящих к неприемлемой эффективности при использовании в этой роли».

Несмотря на столь критичную оценку, специалисты Московского авиационного института решили смоделировать, насколько фундаментальными должны быть изменения конструкции вертолета для соответствия требованиям JTR.

Прежде всего, оказалось, что модная на Западе схема конвертоплана для сверхтяжелых винтокрылых транспортеров не годится – весовая отдача недостаточная. Поэтому – только схемы традиционного формата с высокой весовой отдачей и малой удельной нагрузкой на несущий винт. Одно требование американской программы Ми-26 выполняет по умолчанию – контейнер 2,43х2,43х6 м в грузовую кабину входит без проблем. Только требуется усилить погрузочные тельферы, которые проходят по потолку транспортного отделения. Сложнее ситуация с моторами, мощность которых серьезно ограничивает подъем указанного контейнера, особенно при температуре выше 20 градусов.



Что будет, если Bell V-22 Osprey умножить на два? Примерно так видели американские инженеры винтокрылую машину проекта JTR

Инженеры МАИ предполагают, что увеличение мощности каждого двигателя с 11,4 тыс. л. с. до 14,8 тыс. л. с. позволит выполнить требования JTR. По скороподъемности в 2,54 м/с, в первую очередь. Моторы также обеспечат взлет груженого вертолета с площадок на высоте до 3 200 метров. Конструкторам двигателя необходимо так исхитриться, чтобы удельный расход топлива не превышал 165 г/л. с. в час. Для сравнения, сейчас Ми-26 сжигает 195 г/л. с. в час при гораздо меньшей мощности. Требования по скорости полета до 400 км/ч даже глубоко модернизированный Ми-26 выполнить не в состоянии.

Локальные улучшения аэродинамического качества планируется достичь за счет нового профиля несущего винта с повышенным на 3 % КПД. Убирающееся шасси снизит вредное лобовое сопротивление вертолета. Все этого говорит о том, что потенциал модернизации заслуженной винтокрылой машины далеко не исчерпан – Ми-26 при необходимости может соответствовать самым строгим перспективным требованиям. Поэтому версия Ми-26Т2В должна быть далеко не финальной.
Автор:
Евгений Федоров
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх