Когда президент России Владимир Путин возмутился ростом цен на подсолнечное масло и сахар, в правительстве сразу же бросились судорожно выполнять поручение главы государства. Недавно премьер-министр Михаил Мишустин утвердил соглашения о стабилизации цен на сахар до 1 июня 2021 года и цен на подсолнечное масло до 1 октября 2021 года. Согласно документам, литр подсолнечного масла в рознице не должен превышать цену в 110 рублей, а килограмм сахара в рознице – 46 рублей.
Понятно, что подсолнечное масло и сахар – продукты массового потребления, однако не менее важное значение и для рядового потребителя, и для экономики в целом имеют цены на бензин и дизельное топливо. Но они, в отличие от цен на сахар и подсолнечное масло, растут, хотя правительство, как заявляет, и предпринимает определенные действия по сдерживанию. Все дело в том, что рост цен на нефть в мировом масштабе делает экспорт более привлекательным для нефтяных компаний. Правда, и с тем же сахаром и маслом аналогично.
Чтобы им было выгодно работать на внутреннем рынке, цены на бензин также должны подтягиваться к экспортным, но это невозможно по целому ряду причин и соображений. В первую очередь, резкий рост цен на бензин и дизельное топливо вызовет и инфляцию на все остальные товары и услуги.
В Минэнерго России разработали ряд мер по стабилизации цен на топливо. В их числе – обеспечение роста загруженности нефтеперерабатывающих заводов, увеличение запасов топлива, увеличение с марта 2021 года нормативов по продаже бензина, дизельного топлива и сжиженного углеводородного газа. При этом, как отмечают в Минэнерго, нефтяные компании выполняют взятые ими обязательства добросовестно, особых проблем с реализацией мер по стабилизации цен на бензин не наблюдается.
Также стоит отметить, что ключевую роль в сдерживании цен на бензин играет демпферный механизм. Как известно, когда цены на нефть высокие, то демпфер платит государство компаниям, а когда цены на нефть низкие, как сейчас, то идет обратный процесс – компании платят государству. Благодаря ему цены на топливо пока растут ниже общих темпов инфляции: на 2,2–2,5% при инфляции 4,9% в 2020 году. Однако в самом ближайшем будущем, уже с мая 2021 года, демпферный механизм изменится, о чем открыто говорят в правительстве. При этом водители зачастую пожимают плечами, когда с высоких трибун ответственные чиновники заявляют о росте цен на бензин в 2,5 процента за год.
Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», - отмечает адвокат Тимур Харди. - Если законодатель данный проект примет, то будет установлен некий верхний предел для допустимой наценки на бензин и дизельное топливо. Тогда на сумму выше прогнозируемого уровня инфляции стоимость топлива подняться не сможет. Но многое будет зависеть и от того, каким будет обновленный механизм демпфера, как дальше будут взаимодействовать правительство и нефтяные компании. Ведь речь идет и о компенсации колоссальных средств нефтяным компаниям.
Сдержать рост цен на бензин правительство попытается посредством увеличения объема продаж бензина на бирже. Ведь сейчас, как отмечают эксперты, цены на бензин на бирже очень высокие, и если бензин закупается по таким ценам, то выгода от его продажи на автозаправочных станциях фактически отсутствует.
Таким образом, вопрос регулирования цен на бензин и другие виды топлива гораздо более сложный и требующий куда больших совместных усилий государства и бизнеса, чем в случае с ценами на ряд продовольственных товаров. По крайней мере, так всё объясняют чиновники и представители крупного нефтяного бизнеса. Цены на бензин регулировать сложнее, чем на сахар...
В целом сейчас Россия продолжает расхлебывать последствия мирового «пандемийного» кризиса и параллельного ему обвала цен на нефть, и рост стоимости бензина – лишь одно из печальных звеньев в общей цепочке экономических проблем. Правительство РФ ищет выход из сложившейся ситуации, однако станет ли им обновленный демпфер?
- Автор:
- Илья Полонский
Свежие комментарии