На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Россия — Спарта, а вы кто?

Министр иностранных дел Британии Борис Джонсон в преддверии своего визита в Россию вдруг сделал весьма странное заявление. Вспомнил Пелопонесскую войну, которая была в 431—404 гг. до нашей эры. Сравнил Россию с древней Спартой, а свою страну и США — с Афинами.




В интервью газете Sunday Times Джонсон разоткровенничался: «Я читал историю Пелопонесской войны Фукидида. Мне было очевидно, что Афины и их демократия, открытость, культура и цивилизация являются аналогом США и Запада. Россия мне казалась закрытой, недружелюбной и антидемократичной, как, Спарта».

Много чего еще наговорил министр, но среди российских политиков именно эта аналогия вызвала вполне справедливый смех. Так, по словам заместителя председателя комитета по международным делам Государственной Думы РФ Алексея Чепы, глава британского МИДа «достаточно плохо знает и прошлую, и современную историю». Депутат также отметил, что не стоило делать таких сравнений накануне визита в Москву.

Глава Комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас и вовсе напомнил, кто победил в той самой войне, на которую сослался британец: «Джонсону стоило бы вспомнить итоги Пелопоннесской войны. Афины в ней потерпели поражение, что было вызвано их абсолютно потребительской политикой в отношении своих союзников».

На заявление отреагировала и официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Осудив некорректное сравнение, она подчеркнула: «И дело даже не в том, что Россия никогда не была воинственной страной, в отличие от тех же европейских государств. Суть противоречий Афин и Спарты — олигархия как основа устройства последней. Думаю, ничего более олигархического, чем Великобритания, представить себе невозможно».

Что ж, спасибо Джонсону за то, что не вспомнил Пунические войны и не сказал: «Россия должна быть разрушена» (хотя, похоже, именно это у большинства западных политиков сейчас не на языке, но на уме). Напротив, он даже пожалел о том, что не получается сотрудничества. По крайней мере, такого, как он понимает. (Такого «сотрудничества», какое хотели бы видеть Вашингтон и Лондон — чтобы Москва полностью забыла о собственных интересах).

«Вместе мы победили нацизм», - вспомнил Джонсон. (А ведь совсем недавно его союзник Трамп утверждал, что это США победили нацизм). «Нам вновь нужно сотрудничать, чтобы победить исламистский терроризм», - продолжил британский политик.

Интересно, какие же шаги на практике предпринимала Британия ради победы над исламистским терроризмом? Все было с точностью до наоборот - Лондон вместе с Вашингтоном и другими своими партнерами делал все возможное для поддержки террористов в Сирии.

Достаточно хотя бы вспомнить, почему Джонсон отменил свой визит в Россию, который должен был состояться еще в апреле 2017 года. Это случилось из-за обострения ситуации в Сирии - после того, как Дональд Трамп нанес удары по сирийской авиабазе Шайрат, тем самым подсобив боевикам ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ). Официальная Москва, естественно, резко осудила акт американской агрессии, а Джонсон, как верный пес, выразил солидарность с действиями США и не поехал в Россию.

Зато теперь — после того, как сделал антироссийский выпад, приведя неуместную историческую параллель — он предлагает «победить исламистский терроризм» в одном строю с Россией. Да еще он внезапно «вспомнил», что сам носит русское имя, что его мать была внучкой русско-еврейского палеографа. Что ж, польстил себе — оказывается, и в нем течет «спартанская кровь» (пусть и «седьмая вода на киселе»).

И все же, по его словам, «Россия не была столь враждебно настроена по отношению к Великобритании или западным интересам с момента завершения холодной войны». При этом Джонсон словно «забыл», что именно Запад сделал все возможное для того, чтобы эти отношения охладились.

В 1999 году страны НАТО (включая Британию) устроили варварские бомбардировки Югославии. После этого прозападные настроения в российском обществе сменились антизападными. Затем Запад устроил шельмование России, когда она посмела вступиться за Абхазию и Южную Осетию. А уж после того, как у Москвы появилось собственное мнение насчет событий в Сирии, а также по поводу неонацистского «Евромайдана» - отношения и вовсе «охладились». До такой степени, что теперь он сам в своем интервью пытается оскорбить Россию.

Но это — лишь жалкая попытка: хотел оскорбить, да не вышло. Ибо сравнение со спартанцами, на самом деле, весьма лестное. Спарта ассоциируется, в первую очередь, вовсе не со словами «закрытая», «недружелюбная», «антидемократичная». Спарта ассоциируется, прежде всего, с невиданным героизмом и необычайной стойкостью. А это — именно качества русских, что и было доказано на практике, во многих войнах.

А вот с чем же тогда можно ассоциировать Запад? Может быть, с Афинами? Ну, если только вспомнить, что там был рабовладельческий строй. По большому счету, нынешний капитализм западного образца — это и есть завуалированное рабство. И Запад, включая Британию, подавляет все альтернативные социальные проекты. Разрушено Советское государство, варварски уничтожена Ливийская Джамахирия, прямо сейчас наносятся удары по латиноамериканскому социализму…

Но, конечно, античные Афины не могут ассоциироваться исключительно с рабством. Джонсон же, сравнивая свою страну и США с Афинами, имел в виду положительные стороны древней Эллады. А положительной стороной был небывалый расцвет философии и искусств. Что же касается современного Запада — он от своей великой культуры, фактически, отрекся. Когда рынок властвует над искусствами, они заменяются жвачкой для обывателя.

Но главное — страны Запада сегодня разрушают древнюю культуру других стран. С попустительства НАТО были разрушены и сожжены древние церкви и монастыри в Косово и Метохии. При прямом соучастии Британии и США варварски разграблены музеи Ирака и Ливии. С одобрения Запада террористы уничтожили многое прекрасное, древнее, уникальное, что было в Сирии. Российским и сирийским военнослужащим ценой огромных жертв удалось освободить древнюю Пальмиру — но под пятой боевиков продолжают оставаться Апамея и Босра. Взорваны храмы и мечети, распроданы украденные «оппозиционерами» бесценные экспонаты…

Нет, нельзя сравнить нынешний Запад с Афинами. И даже с персами, которым противостояли 300 легендарных спартанцев, - нельзя. Сейчас персы противостоят Западу, который угрожает разбомбить и Иран, невзирая на его историческое наследие (что уж говорить о мирных жителях, которых авторы войн никогда не жалели?).

Скорее, Запад (конечно, в лице руководителей, а не народов) можно сравнить с варварами. Это — особый тип варваров. Это — псевдоцивилизованные варвары, которые одной рукой «борются с терроризмом», другой — выращивают его и при этом сами готовы топтать ногами всех, кто сопротивляется, всех, кто смеет идти по собственному пути и иметь собственные представления о свободе, демократии и справедливости.
Автор: Елена Громова

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх