8 июня страны Арктического совета (АС) приняли решение возобновить работу, но без участия России. Ранее Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция выпустили письменное заявление, в котором отказались принимать участие в заседаниях, проходящих под председательством России и на её территории, из-за ситуации вокруг Украины.
Но, согласно регламенту, Россия председательствует в совете до весны 2023 года.Судя по всему, именно это обстоятельство побудило продолжить работу Арктического совета, иначе вся его деятельность оказалась бы парализована. При этом с важной оговоркой – мероприятия проходят в ограниченном формате и только по проектам, которые не предусматривают участие России. Но на этом ограничения в сфере международного сотрудничества в Арктике и закончатся, а скоро всё и вовсе вернётся на круги своя. Такое положение вещей продиктовано концепцией арктического взаимодействия.
Стратегия защиты
История Арктического совета началась в 1989 году, когда представители восьми арктических стран по инициативе финского правительства встретились в городе Рованиеми (Финляндия) для обсуждения вопросов защиты окружающей среды в Арктике.
В 1991 году Россия, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция приняли Стратегию защиты окружающей среды Арктики. Официально АС был учреждён на основе декларации, подписанной в Оттаве (Канада) 19 сентября 1996 года. Кроме указанных государств, в него вошли представители шести организаций, представляющих коренные народы Арктики.
Все подписанты декларации на тот момент уже хорошо осознавали, что Арктика – уникальная территория, развитие которой происходит в тяжёлых климатических условиях при сравнительно малом использовании людских ресурсов. Освоение Арктики влечёт за собой неизбежный ущерб окружающей среде, что сказывается не только на флоре и фауне, но и жизни за Полярным кругом коренных малых народов. Все эти факторы определили направления деятельности совета на годы вперёд.
С 1996 по 2000 гг. участники совета подготовили и утвердили План действий Арктического совета по устранению загрязнения Арктики и Рамочный документ по устойчивому развитию в Арктике – основополагающие документы дальнейшего международного сотрудничества.
ФОТО: WINDVECTOR/SHUTTERSTOCK.COM
В 2010-е годы был утверждён ряд важных документов о тематическом взаимодействии. В 2011 году в Гренландии стороны подписали первое в истории АС "Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике", оно создало в Арктике единую региональную систему поиска и спасания, с координацией деятельности спасательных сил. В 2013 году в Швеции подписано "Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике". В 2018 году вступило в силу "Соглашение о развитии международного арктического научного сотрудничества". Все эти соглашения служат доказательством успешного международного взаимодействия на арктических территориях.
По мере своего развития АС вовлекал в свою деятельность всё больше статусных организаций в качестве участников, на фоне успехов организации появлялись её спутники для более детального сотрудничества в ряде сфер. Например, в 2014 году появился Арктический экономический совет – независимая организация деловых кругов арктических государств.
Помимо восьми членов Арктического совета существует институт наблюдения за ним, куда по решению его участников поочередно приглашаются представители неарктических стран. Таким образом, деятельность организации приобретает поистине глобальный масштаб.
При этом одним из основополагающих принципов работы АС до недавнего времени оставалась независимость от мировой повестки и позиций военно-политических блоков – всё ради сохранения Арктики и живущих там людей.
Игры в гегемонов
Несмотря на равенство всех участников АС, некоторые страны в последнее десятилетие пользовались положением для отстаивания собственных интересов. Справедливости ради, попытки политизировать процессы вокруг совета и тем самым навязать ему свою волю ранее никогда не встречали поддержки подавляющего большинства сторон.
Первым сигналом таких процессов в отношениях между приполярными странами стал инцидент в апреле 2014 года, когда Канада не прислала в Москву свою делегацию на заседание целевой группы АС. Примечательно, что в то время именно Канада там и председательствовала. Как бесцеремонно заявили дипломатические представители страны,
Канада гордится тем, что может показать свои лидирующие позиции на международной арене посредством председательства в Арктическом совете. Из-за оккупации Россией ряда украинских территорий, а также провокаций в Крыму и в других местах Канада отказывается от посещения заседания целевой группы Арктического совета, проходящего на этой неделе в Москве.
Добавим, что тогда пост премьер-министра Канады ещё занимал Стивен Харпер, инициатор плана милитаризации канадского сектора Арктики, второго по величине после русского. Однако агрессивные намерения Канады постепенно сошли на нет по причине банальной нехватки средств для создания новых военных баз и перевооружения.
Взаимовыгодное сотрудничество всех стран-участниц успешно продолжилось, в том числе на русской земле. В 2017 году в Архангельске прошёл IV международный форум "Арктика – территория диалога", где выступили министры иностранных дел Дании, Исландии и Норвегии. А в 2018 году важным мероприятием для развития принципов Арктического совета стала VIII международная конференция "Логистика в Арктике".
Однако вскоре дали о себе знать неуёмные амбиции США. Весной 2019 года в городе Рованиеми, где и началась история Арктического совета, саммитом завершалось председательство Финляндии. Он был омрачён тем, что впервые за 23 года истории совета не удалось подписать совместную итоговую декларацию.
Причиной стала принципиальная позиция представителей администрации тогдашнего президента США Дональда Трампа. Американцы надавили на Финляндию и отказались согласовать общие обязательства по борьбе с изменением климата в арктическом регионе, тем самым развязывая руки для дальнейшей экономической экспансии на оберегаемых советом территориях. В итоге совет ограничился совместным заявлением министров иностранных дел.
С 2019 по 2021 г. в совете председательствовала Исландия. В условиях пандемии личные контакты пришлось свести до минимума. Однако, несмотря на это, удалось принять Стратегический план Арктического совета на 2021–2030 годы, который не согласовали в 2019 году из-за позиции США.
В мае 2021 года председательство в совете по праву очереди перешло к России. В связи с окончанием пандемии совет ждал ренессанс живых контактов, но весной 2022 года новые внешнеполитические демарши Канады и США возобладали над здравым смыслом.
Сохранённые обязательства
После того как страны-участницы Арктического совета фактически приостановили работу структуры, единственным решением бойкотируя утверждённые ранее совместные мероприятия, аналитики заговорили об искусственной дестабилизации ситуации в Арктике.
Множество проблем, на решение которых потребуются десятилетия, невозможно искусственно поставить на паузу. Нагнетала атмосферу и западная пресса. Так, в апреле 2022 года американский журнал Foreign Policy обнародовал большой материал об опасности разъединения Арктики, где были и такие слова:
Утилитарный баланс арктического сотрудничества нарушен. Неясно, можно ли будет его восстановить и как это сделать. А поскольку и без того слабая система регионального управления полностью остановлена, негативные последствия выйдут далеко за рамки совета и его деятельности.
На этом фоне Россия не собирается отклоняться от утверждённой Арктическим советом программы мероприятий. В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который прошёл 15–18 июня, состоялась серия событий, связанных с деятельностью совета.
Среди них и Конференция по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике, сессия "Наука и стратегические решения в Арктике".
Как рассказали Царьграду в пресс-офисе председательства России в Арктическом совете, после 3 марта некоторые аспекты сотрудничества пришлось пересмотреть:
Ещё весной была проведена вынужденная работа по заморозке некоторых процессов. Многие запланированные встречи с иностранными партнёрами действительно пришлось отменить. Однако в целом мы остаёмся открыты для сотрудничества согласно общему плану, иностранные представители могут прибыть на ПМЭФ и принять участие в конференциях и дискуссиях, как это и планировалось ранее.
В рамках юбилейного ПМЭФ 2022 года напомнили и об уникальном форуме "Арктика – территория диалога", стенд которого объединит как события в программе Арктического совета, так и мероприятия по внутреннему взаимодействию арктических субъектов России.
Такая тактика особенно важна в свете того, что остальные члены совета продолжают работы над собственными проектами. Возвращение к единому полю взаимодействия в таком случае станет возможным после буквально пары решительных шагов навстречу друг другу.
Что с того?
Арктический совет – уникальный пример международного сотрудничества, когда страны и народы объединяются для решения общих проблем. Такие процессы должны стоять выше политических амбиций отдельных членов-участников.
Попытки политизировать деятельность совета и расколоть его единство в угоду своим амбициям должны решительно блокироваться большинством партнёров после рационального обсуждения.
Отметим, что Арктический совет по итогам своей работы неоднократно номинировался на Нобелевскую премию мира, и это один из действительно достойных поводов её присуждения.
Свежие комментарии