С голубых экранов и высоких трибун нам могут сколько угодно рассказывать про суверенитет, про патриотизм, про необходимость развития отечественной экономики и повышение благосостояния семей, но когда по факту сотни миллиардов, полученных за счёт продажи нашего сырья, выведены из страны и этот процесс постоянно набирает обороты, то сложно апеллировать к этим понятиям.
В нынешней реальности мы с вами видим самый настоящий экономический оксюморон. Российский Минфин и ЦБ скупают иностранную валюту и выводят её за пределы страны.На этой неделе Минфин приступил к рекордным закупкам валюты в рамках так называемого бюджетного правила. В ведомстве Силуанова заявили, что в ближайший месяц на эти цели будет направлено почти 518 млрд руб. Таким образом, Минфин планирует купить на внутреннем рынке около $7 млрд. При этом ЗВР уже достигли рекордных показателей и превысили отметку в $623 млрд. На мой взгляд, во всей этой истории ключевой аспект – жёсткое исполнение рекомендаций МВФ по так называемому бюджетному правилу, когда сотни миллиардов долларов выводятся из России на счета в иностранные банки.
Бюджетное правило, в соответствии с которым нефтяные сверхдоходы автоматически инвестировались в зарубежные активы через ФНБ, успешно справлялось с задачей накопления национального богатства и защиты экономики от колебаний цен на нефть, что способствовало росту ненефтегазовой экономики. Чтобы сохранить этот положительный эффект, средства ФНБ следует продолжать инвестировать в зарубежные активы и после достижения ликвидной частью фонда порога в 7% ВВП. Любое использование ресурсов ФНБ внутри страны должно быть ограничено жёсткими лимитами и строгими правилами управления фондом. И это официальная позиция.
Вот так откровенно и без обиняков. Ещё раз сделаю акцент и процитирую представителей МВФ: "Средства ФНБ следует продолжать инвестировать в зарубежные активы". И ситуация будет усугубляться. Бюджетный комитет Госдумы уже одобрил поправку о повышении лимита накоплений ФНБ с 7% до 10% ВВП, сверх которого средства могут инвестироваться в Россию.
Предлагается повысить порог, при превышении которого ликвидной части ФНБ можно инвестировать средства в проекты, то есть в корпоративные ценные бумаги, – сказал замминистра финансов России Алексей Лавров. – Сейчас этот порог 7%, предлагается его повысить до 10% с тем, чтобы позволить увеличить ликвидную часть фонда на случай неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры, и одновременно с этим установить в абсолютных размерах допустимый объём использования средств ФНБ в размере 2,5 трлн рублей на три года для реализации финансирования самоокупаемых проектов.
Уточняющий вопрос в ответ на эту реплику Лаврова в Госдуме задала депутат Оксана Дмитриева: "То есть вы уменьшаете возможность использования средств из ФНБ на нацпроект, так?" На что замминистра, не смутившись, ответил: "Так!"
Согласитесь, заместитель Силуанова дал циничный, но правдивый ответ. Да, они не будут инвестировать в Россию, а направят деньги за её пределы. Они захлёбываются от денег, но повышают пенсионный возраст и увеличивает налоговую нагрузку на кошельки граждан и счета бизнеса, при этом чётко исполняют рекомендации МВФ. Однако возникла существенная проблема, которую они не замечают, – покупательная способность доллара и евро в глобальной экономике резко снижается.
Если мы посмотрим записи эфиров Царьграда прошлого года, то мы с вами об этом говорили – о том, что деньги, которые откладываются в кубышку, будут обесцениваться, потому что Запад точно такие же деньги печатает в немереном количестве, – объяснил экономист Антон Любич. – Поэтому чем раньше мы осознаем, что эти деньги нужно овеществлять, я повторюсь, что со своей стороны предлагаю это делать в технологиях, станках и модернизации своего производства, тем раньше всё начнёт приносить нам пользу. Если мы этого делать не будем, то наши ЗВР просто будут в реальном товарном наполнении обесцениваться.
Даже если принять во внимание тот факт, что необходима стерилизация финансовых потоков, с чем я только частично согласен, чтобы при изменении конъюнктуры мировых цен на наши экспортные товары, в первую очередь сырьё, не допустить сильной волатильности рубля, то возникает вопрос – почему бы государству не приступить к возврату долгов перед русскими гражданами. Например, вернуть более трёх триллионов рублей пенсионных накоплений, которые были "заморожены", а фактически украдены у граждан. Или рассчитаться по советским вкладам. Эти деньги точно не уйдут за пределы страны, они точно будут работать на Россию. Но нет, на это в Минфине и ЦБ денег нет.
Гораздо правильней было бы больше тратить и меньше резервировать. Тем более, не входя в противоречие, когда, с одной стороны, вы скупаете валюту, это делает Минфин, а с другой стороны, повышая ключевую ставку, это делает Центральный банк, – полагает экономист Василий Колташов. – Наоборот, можно держать ставку пониже, хотя бы 6-6,5%. Но при этом не скупать валюту, а наоборот, её активно тратить, для того чтобы делать вложения в российскую инфраструктуру, закупая необходимое оборудование для предприятий, которые будут обслуживать крупные инфраструктурные проекты. В мегаполисах ли, в Сибири ли, где угодно. Стратегия собирать деньги, как мне кажется, уже достигла некоторых пределов. Что настало время тратить больше, более уверенно, более эффективно.
И в этой ситуации Россия ставит рекорд по экспорту золота на глобальный рынок. Главный пункт назначения – Великобритания. В 2020-м в общей сложности, как правило в Лондон, было вывезено 320 тонн золота на общую сумму $18,5 млрд. Если в 2018-м из России вывезли всего 10 тонн золота, то уже в 2020-м – 320 тонн. Рост в 32 раза!
Что с того?
Российский Минфин и ЦБ в настоящее время помогают всем – Франции, Китаю, Германии, Японии, США, Великобритании, кому угодно, но только не своим гражданам. Нам же они повысили налоги и пенсионный возраст. Где логика в том, что на заработанные за счет продажи сырья деньги скупается иностранная валюта или распродаётся золото? На мой взгляд, это мое оценочное суждение, её нет, если исходить из национальных интересов России.
Свежие комментарии