На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Опять Лавров дал пощечину Шольцу, судя по фото!Spiegel выдал сен...
  • Владимир Акулов
    Тупость  некоторых показали  эти  взрывы...Поддаваясь  телефонному  гипнозу  жуликов  , отмороженные  придурки  отдаю...Пожилые люди в ст...
  • Коля Колянов
    Интересно, а оркестр был.Депутат Останина ...

О вводе советских войск в Афганистан – история вопроса

О вводе советских войск в Афганистан – история вопроса


...Я тоскую по родной стране,
По её рассветам и закатам.
На афганской выжженной земле,
Спят тревожно русские солдаты....
Они тратят силы, не скупясь,
Им знакомы холод и усталость.
Дни свои не копят про запас,
Кто им скажет, сколько их осталось...

Слова из песни "Кукушка"

В этом году минуло 35 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана, и скоро отсчитается 45 лет со дня их ввода. До сих пор множество людей задается вопросами: а зачем вообще было нужно вводить войска в эту мало кому известную (до того момента) страну, и ради чего около 15 000 молодых советских людей погибли «за речкой», выполняя какой-то непонятный «интернациональный долг»?

Эти вопросы до сих пор однозначного ответа не имеют, и данная публикация предлагает несколько вариантов ответов, а также кратко излагает историю периода, предшествующего вводу в Афганистан 40-й армии ВС СССР.

Единый могучий Советский Союз


Любопытно отметить, что Афганистан как независимое государство (эмират с монархической формой правления) был провозглашен в 1919 г., и Советская Россия стала первым государством, признавшим его независимость и установившим с ним дипломатические отношения. Монархия была упразднена лишь в 1973 г., когда Афганистан был объявлен республикой. Что никак не изменило внутренний уклад этой страны, «застрявшей» в средневековье.

После окончания Второй мировой войны Афганистан попал в сферу интересов США, они планировали включить это государство в создаваемый ими военно-политический блок СЕНТО и создать там сеть своих военных аэродромов. В то время правительство США всерьез вынашивало намерение развязать с СССР ядерную войну, и аэродромы могли быть использованы для размещения стратегических бомбардировщиков, способных быстро доставить атомные бомбы на территорию СССР.

Поэтому советское правительство предпринимало все возможные меры, чтобы Афганистан стал крепким союзником СССР.
17 июля 1950 г. между СССР и Афганистаном было заключено четырехлетнее соглашение о товарообороте и платежах.
В 1956 г. афганский премьер-министр М. Дауд принял советское предложение о предоставлении военной техники, оборудования и специалистов. В итоге Афганистан оказался в зоне советского влияния. В 60-х годах Советский Союз продолжал оказывать своему соседу экономическую помощь и обучать афганских военнослужащих, постепенно превращаясь в самого крупного для Афганистана поставщика финансовых средств и технической помощи. В те годы отношения между СССР и Афганистаном были по-настоящему дружественными.

Затем и Соединенные Штаты, действуя в противовес СССР, снова начали проявлять к Афганистану пристальный интерес, что привело к усилению соперничества между СССР и США в этом регионе [2].

Таким образом, в конце 70-х годов прошлого века государство Афганистан оказалось объектом глобальных политических интересов двух самых могучих государств мира — СССР и США, являвшихся в тот момент потенциальными противниками в предстоящей взаимной войне, реальность наступления которой для правительств и высшего командного состава армий обоих государств отнюдь не представлялась некой абстракцией.

В связи с этим оба государства старались привлечь первых лиц Афганистана к политическому сотрудничеству. Делалось это традиционными для данных стран способами: американцы в своей типичной манере вербовали агентов влияния в правительстве и среди глав крупных кланов, выплачивая им небольшие денежные суммы и обещая в случае их лояльности золотые горы в будущем. А СССР демонстрировал свою дружбу реальными делами: советские специалисты строили в Афганистане электростанции, дамбы, заводы, школы, больницы, жилые дома, прокладывали дороги, поставляли автомобили.



Грузовик ЗИЛ-130 и дома, построенные советскими строителями

Сотни советников и технических специалистов направлялись работать в Афганистан, и тысячи молодых афганцев отправлялись в СССР для учебы в институтах, чтобы стать специалистами в различных сферах науки и техники и в дальнейшем принести огромную пользу своей малоцивилизованной стране.

Так постепенно, кирпичик за кирпичиком, закладывался фундамент крепкой дружбы между советским и афганским народами.


Советская девушка в окружении «освобожденных женщин востока»

Чем же Афгаистан был так важен для Советского Союза?


По словам бывшего начальника Управления «С» КГБ СССР Ю. И. Дроздова, в период «атомного бума» Советский Союз провел тщательную разведку на Памире. Результаты этой разведки, ставшие известными на Западе, особенно касающиеся перспективных залежей урановой руды, давно не дают покоя монополистам многих стран. А в нынешней России всего одно единственное месторождение урана, и других альтернативных нет. И речь тогда, в 1978–1979 гг., шла о необходимости защиты южных рубежей нашей страны, о сохранении в руках советского народа перспективных источников энергии и других богатств Памира [1].

Версия красивая, да только не соответствует действительности – в нашей стране имеется несколько месторождений урана, первые были открыты в середине 40-х годов прошлого века.

Также в качестве доводов в необходимости ввода советских войск в Афганистан со стороны Ю. В. Андропова и Д. Н. Устинова приводились: предпринимаемые ЦРУ США усилия по созданию «Новой Великой Османской империи» с включением в нее южных республик из состава СССР; отсутствие на юге надежной системы ПВО, что в случае размещения в Афганистане американских ракет типа «Першинг» ставит под угрозу многие жизненно важные объекты, в том числе космодром Байконур; возможность использования афганских урановых месторождений Пакистаном и Ираком для создания ядерного оружия; установление в северных районах Афганистана власти оппозиции и присоединение этого региона к Пакистану и т. п. [1].

Необходимо отметить, что к тому, что говорят политики и руководители разведки, нужно относиться с определенным недоверием. Бывают такие случаи, когда открыть правду им неудобно, однако что-то сообщить требуется. Вот и приходится на ходу сочинять небылицы либо выдавать заранее разработанную версию, весьма далекую от истины. Как мудро заметил еще Д. Оруэлл, очень часто историю пишут исходя не из того, что происходило на самом деле, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным «доктринам».

Более правдоподобной представляется гипотеза, что правительство СССР после окончания В.О.В. стремилось создать «буферную зону» из соседних стран «социалистической ориентации». Или, проще говоря, по возможности отдалить от своих границ военные базы США, размещаемые в странах-участниках НАТО. Ну и по традиции охотно оказывало помощь всем странам, чьё правительство уверяло, что намерено встать на путь социалистического развития, который когда-нибудь обязательно выведет к коммунизму. И поскольку, начиная с 50-х годов, СССР вложил в Афганистан слишком много сил и средств, правительство Страны Советов вполне обоснованно не намеревалось уступать это государство своему главному противнику.

Естественно, что принятие столь важных политических решений, как ввод войск в соседнюю страну, всегда обусловлено совокупностью причин.

Афганистан как объект внимания советской разведки


Можно объективно заключить, что в 70-е годы СССР не жалел сил и средств для вовлечения Афганистана в «социалистический лагерь», причем средств как экономических, так и силовых.

Здесь стоит (для тех, кто не осведомлен) отметить, что в то время большинство населения Афганистана (согласно оценкам специалистов-международников) по своему экономическому и социальному развитию основательно «застряло» в 16 веке. Это сказывалось и в руководстве государства: страну раздирали клановые противостояния, представители различных этнических и религиозных сообществ буквально с боем прорывались во власть, для чего, как это было издревле принято на Востоке, использовались любые средства, вплоть до предательства и физического уничтожения конкурентов.

Соответственно, и сотрудники КГБ и ГРУ, в чьи непосредственные обязанности входило отслеживание обстановки, складывающейся в этой стране, и оказание влияния на её развитие в нужном для СССР направлении, были жёсткими прагматиками, руководствующимися древним принципом «цель оправдывает средства». И осуждать их за такой подход нельзя: сотрудники спецслужб, стоящие на страже интересов своей страны, немногого достигнут, если будут действовать исключительно с позиций гуманизма.

Поэтому в Афганистане, начиная с первых лет возникновения СССР, активно приобреталась агентура различного уровня, начиная от агентов влияния и заканчивая вербовками граждан с целью осуществления разовых мероприятий (в том числе акций по физическому устранению нарушающих планы СССР лиц). Соответственно, в страну тайно внедрялись сотрудники КГБ и ГРУ ГШ МО, действовавшие с нелегальных позиций.

Назревание причин, вызвавших ввод советских войск


27 апреля 1978 г. (7 саура 1357 г. по афганскому календарю) в Афганистане под руководством группы офицеров произошел военный переворот, в результате глава страны М. Дауд был смещен и убит. Но было объявлено на весь мир, что это — революция, причем социалистическая. Там ее назвали Саурской, в Советском Союзе — Апрельской [2].

Эта «революция» была воспринята руководством КПСС с удовлетворением, а у американцев она с самого начала вызвала негативную реакцию и расценивалась ими как усиление позиций СССР в данном регионе [2].

В итоге во главе страны утвердился писатель Нур Мухаммед Тараки — генеральный секретарь Народно-Демократической партии Афганистана (НДПА), образованной еще в 1965 г. при непосредственной помощи коммунистической партии Советского Союза.

Его заместителем в партии и государстве стал Бабрак Кармаль, а первым заместителем премьера и министром иностранных дел — Хафизулла Амин [2].

В некоторых источниках встречается утверждение, что для советских спецслужб военный переворот 27 апреля 1978 г. явился как «гром среди ясного неба», они попросту его «проспали» [2]. Мне этот вывод представляется сомнительным: к тому времени СССР слишком глубоко «увяз» в экономической и политической жизни Афганистана, и все происходящие там внутриполитические движения тщательно контролировались (и направлялись в нужное русло) через резидентуры КГБ и ГРУ. Следовательно, имеется основание предполагать, что столь удачная для СССР смена власти произошла при тайном участии советской разведки и финансировании Советского Союза.

Несмотря на то, что программа НДПА декларировала борьбу за «победу антифеодальной, антиимпериалистической, национальной народно-демократической революции; захват политической власти в стране; создание государства трудящихся» [2], после свершившегося «захвата» в жизни большинства трудящихся ничего не изменилось. Большая часть населения по-прежнему проживала в нищете и неграмотности, словно в средние века. Единственной отдушиной для простых людей оставалась религия: каждый придерживающийся столпов ислама бедняк мечтал получить после смерти всё то, чего был лишен при жизни.

Последовавшие после переворота события быстро показали, что в стране фактически стала проводиться линия на установление диктатуры НДПА, или, вернее, ее лидеров. Вскоре по стране покатилась неизменная спутница всякой «настоящей» революции — волна репрессий [2].

В середине сентября 1979 г. в результате очередного внутриправительственного заговора глава Афганистана Тараки был смещен (а потом убит). Новым главой государства стал организатор этого переворота, представитель гуманитарной профессии Хафизулла Амин (по образованию учитель).

После утверждения во власти он начал устанавливать тоталитарный диктаторский режим — развернул в стране широкомасштабную кампанию террора и репрессий, несовместимых с объявленными НДПА целями и задачами. Фактически он начал превращать партию в придаток своей террористической диктатуры [3].

Основным методом решения всех вопросов стал метод насилия. Амин пытался даже обосновать это: «У нас 10 тысяч феодалов. Мы уничтожим их, и вопрос решен. Афганцы признают только силу».

Сначала Амин приступил к физической ликвидации всех, кто когда-либо выступал против него или выражал хотя бы малейшее недовольство, а также кто пользовался авторитетом в партии и мог в перспективе составить ему конкуренцию. Фактически шла охота на парчамистов и халькистов — сторонников уничтоженного Тараки. В действительности уничтожали не только феодалов.

В последующем началась борьба буквально против всех и вся, что могло привести к полному физическому истреблению национально-патриотических и прогрессивных сил Афганистана. При этом убийства ни в чем не повинных людей приобрели массовый характер, что повлекло за собой резкое увеличение потока беженцев в Пакистан и Иран (расширялась социальная база оппозиции) [3].

По официальным данным, опубликованным правительством Амина, в ходе чистки рядов при его правлении было уничтожено 12 000 «врагов народа» [2].

Столь же безжалостен был Амин и в отношении религиозных деятелей. Например, в январе 1979 года (когда главой еще являлся Тараки) по его приказу в Кабуле был расстрелян весь клан известного религиозного лидера Моджаддиди (21 человек). Это обстоятельство широко использовала исламская оппозиция [4].

Центральный комитет КПСС неоднократно обращался к Амину с призывами прекратить проводимый в стране террор, ослабляющий ее внутренние устои, но тот продолжал осуществлять правление жёсткой рукой [1].

Сейчас уже невозможно установить, по какой причине он так поступал: то ли считал, что такой метод поддержания порядка в восточной феодальной стране с глубокими пережитками родо-племенных устоев и общинно-патриархального уклада жизни есть единственно возможный из всех, и по-другому удержать власть не получится. То ли по своей природе был чрезвычайно жестоким человеком.

Точно известна лишь реакция СССР: в результате оценки его действий советское правительство утвердилось во мнении, что: 1) заверения Амина о его преданности делу социализма есть банальное лицемерие, его настоящей целью является исключительно личная власть; 2) он слишком самостоятельный и неадекватный, а значит, не подконтролен и непредсказуем, следовательно, в любой момент может изменить союзническим обязательствам и переметнуться на сторону США; 3) своими действиями он быстро ведет страну к экономическому и политическому краху.

Видимо, после этого и был поставлен на рассмотрение вопрос о физической ликвидации Амина — тогда в правительстве СССР еще имелись люди, способные действовать быстро и беспощадно, особенно когда дело касалось обеспечения внешнеполитических интересов страны.

Ну а поступающая в октябре-ноябре 1979 года оперативная информация о том, что Амин якобы изучает возможность определенной переориентации своей политики на США и КНР [3], уже (видимо) являлась своеобразным «довеском», чтобы придать большей убедительности принятию решения о ликвидации этого союзника-самодура и его замене на более вменяемого и лояльного к СССР афганского лидера.

На языке спецслужб оперативной называется информация (сведения), полученная от агента, доверенного лица или иным негласным путем. И подлежащая тщательной перепроверке посредством сличения с другой информацией, обычно тоже полученной от других агентов либо от доверенных лиц. Процесс перепроверки очень длительный и порой неосуществимый. При этом иногда оперработник помимо обычной недостоверной информации получает еще и намеренную дезинформацию (часто принимаемую за достоверную), что порой вскрывается спустя много лет, а иногда так и остается лишь в статусе догадок и предположений.

Никаких документов, доказывающих двурушничество Амина, пресс-центрами спецслужб России или США до настоящего времени не обнародовано.

Весьма любопытен факт, что в ходе заседания НДПА в июне 1977 г. X. Амину и С. Хашеми было предъявлено обвинение в их связях с ЦРУ во время нахождения в США в конце 50-х гг. Зачитывались документы о получении ими денежных средств от этого ведомства. Хитрому Амину тогда удалось выкрутиться. Он заявил, что просто играл с ЦРУ, так как ему надо было закончить учебу в США, а жить было не на что [2]. А человек, признавшийся в связях с ЦРУ, так на всю жизнь и останется под подозрением негласно контролирующих его деятельность сотрудников КГБ.

Однако в 1979 году реальные поступки Амина явно свидетельствовали о его желании прочно скрепить союз между ДРА и СССР.


Митинг в честь советско-афганской дружбы, перед трибуной большой портрет Х. Амина.

Мало того, встречаются сведения, что и Соединенные Штаты тоже вынашивали намерение устранить Амина. Американское посольство в Кабуле даже составило секретный доклад, в котором содержался вывод, что «более широким интересам Соединенных Штатов будет служить падение режима Тараки-Амина, несмотря на какие-либо отрицательные последствия для любых будущих социальных и экономических реформ в Афганистане» [2].

Таким образом, как это ни удивительно, но за короткий период своего нахождения у власти Амин «умудрился» настроить против себя и правительство СССР, и правительство США — стал общим врагом двух взаимных врагов. Что свидетельствует о его явной неординарности или явной неадекватности.

Кризис обостряется


Необходимо отметить, что с момента пришествия во власть Амин всеми своими словами и делами демонстрировал свои дружественные намерения к СССР. В частности, еще при главенстве Тараки он не менее 7 раз просил правительство СССР ввести на территорию Афганистана различные советские войска: две дивизии; вертолеты МИ-24 с экипажами; три советских спецбатальона для охраны столицы; два спецбатальона — один для усиления охраны базы ВВС в Баграме, другой для размещения в находящейся на окраине Кабула крепости Бала-Хисар; бригаду ВДВ (1,5–2 тыс. чел.); советские подразделения ПВО для прикрытия Кабула и пр. [2].

И настойчиво повторял эти просьбы после захвата власти, мотивируя тем, что в стране стремительно набирают силу вооруженные соединения мятежников, финансируемые со стороны США и имеющие целью совершить государственный переворот. И армия Афганистана может не справиться с нарастающей угрозой.

Это соответствовало действительности: своими репрессиями Амин выбил из обоймы много кадровых армейских офицеров, что существенно снизило боеспособность армии и, как итог, ослабило эту главную опору государственной власти. Поэтому он и был вынужден просить военную помощь у СССР — в первую очередь для обеспечения своей личной безопасности и сохранения власти.


Министерство обороны ДРА

В середине 1979 года заметно осложнилась обстановка на афгано-пакистанской границе. Число афганских беженцев, покидавших страну из-за участившихся случаев вооруженного сопротивления, значительно возросло и достигло 100 000 человек. Их наиболее реакционная часть была использована представителями ИПА, ИОА, а также другими исламскими организациями для пополнения своих рядов и создания новых боевых отрядов, вводимых в Афганистан с целью расшатывания действующей системы власти [3].

Выполнить просьбы Амина о вводе в Афганистан советских войск правительство СССР поначалу упорно отказывалось, разумно опасаясь, что велик риск ввязаться в длительную локальную войну с антиправительственными повстанческими военными формированиями, как ввязались в свое время войска США во Вьетнаме. Да и на международной арене такое решение могло вызвать негативную реакцию правительств капиталистических стран (что в итоге и случилось).

Здесь будет не лишним ознакомиться с мнением министра иностранных дел СССР А. А. Громыко:

«...Я полностью поддерживаю предложение т. Андропова о том, чтобы исключить такую меру, как введение наших войск в Афганистан. Армия там ненадежная. Таким образом, наша армия, которая войдет в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего, и в него надо будет стрелять. ...Спрашивается, а что же мы выиграем? Афганистан с его нынешним правительством, с отсталой экономикой, с незначительным весом в международных делах. С другой стороны, надо иметь в виду, что и юридически нам не оправдать введение войск. Согласно Уставу ООН, страна может обратиться за помощью, и мы могли бы ввести войска в случае, если бы они подверглись агрессии извне. Афганистан никакой агрессии не подвергался. Это внутреннее их дело, революционная междоусобица одной группы населения с другой...» [3].

Между тем время шло, и к ноябрю 1979 года в Афганистане сложилась драматическая военно-политическая обстановка: резко уменьшалась социальная база Апрельской революции, свирепствовал террор, в стране фактически началась гражданская война [3].

А это уже было чревато стихийным приходом к власти нового лидера, который, возможно, сменит политический курс и выберет союз с США.

Таким образом, Амин сам привел в действие спусковой механизм им же самим заложенной мины, который начал безжалостный отсчет его последних месяцев, дней и часов пребывания в этом мире…

Вышеуказанные события привели к тому, что 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану Л.И. Брежневым было принято решение об оказании ДРА военной помощи «путем ввода на его территорию континента советских войск». При этом перед вводом Указ Президиума Верховного Совета СССР или другой официальный правительственный документ по вопросу ввода войск не принимались. Решение о вводе было оформлено совершенно секретным постановлением ЦК КПСС, помещенным в Особую папку [3].

24 декабря 1979 года на совещании руководящего состава Минобороны СССР министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов объявил, что Правительством принято решение удовлетворить просьбу правительства Афганистана о вводе в эту страну советских войск. В тот же день была направлена директива, в которой войскам определялись конкретные задачи на ввод и их размещение на афганской территории.

В соответствии с отданным министром обороны СССР приказом, ввод советских войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 года в 15:00 по московскому времени. В Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации доставили десант. Воздушно-десантные подразделения вышли к важным административным объектам (ЦК НДПА, зданиям МО, МВД, МГБ, Минсвязи и др.) и усилили их охрану. По существу, над этими объектами был установлен советский контроль [3].

Поэтому дата 25.12.1979 г. считается официальным днем ввода Советской Армии в Афганистан, хотя в действительности советские войска начали постепенно перебрасываться в эту страну с июля 1979 г.

Источники:
[1] Дроздов Ю.И. Вымысел исключен.
[2] Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана.
[3] Ляховский А.А. Тайны Афганской войны.
[4] Андогский А.И., Дроздов Ю.И., Курилов В.Н., Бахтурин С.Г. Афган, снова Афган…
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх