На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Архипов
    Походу кого надо подмазали.1 : 0 в пользу Аб...
  • Анатолий Дрокин
    Подоплёка здесь не гуманитарная а военнополитическая и это будет выгодно .Военные базы должны быть на Кавказе.Баку на...1 : 0 в пользу Аб...
  • Владимр Мартынов
    Можно и не платить.1 : 0 в пользу Аб...

Боевые корабли. Последние британские полутяжелые

Боевые корабли. Последние британские полутяжелые

Поговорив в предыдущем материале о «Дойчландах», в том числе и об «Адмирале графе Шпее», сейчас перейдем к его противнику по бою в устье Ла Платы. Наш сегодняшний персонаж – тяжелый крейсер типа «Йорк». В основном об «Эксетере», поскольку «Йорк» уж очень быстро отыграл свое.

Тип «Йорк» ну очень примечателен именно тем, что он неоднозначен по полной программе. С кем их только не пытались сравнить, но выскажу свое личное мнение, это были не совсем тяжелые крейсера, скорее, полутяжелые. 
 

Вообще, складывалось впечатление, что строились крейсера по остаточному принципу. То есть лимита тоннажа и денег оставалось на полтора нормальных крейсера, и перед британцами стоял выбор: один нормальный тяжелый крейсер или два не пойми чего. Явно что в Адмиралтействе выбрали количество в ущерб качеству, и на выходе получился «Йорк».


После строительства серии «Каунти» пара «Йорков» выглядела как сделанная под девизом «экономить на всем!»

Экономию можно увидеть на любой фотографии. Просто взяли и убрали одну башню главного калибра. Было еще много чего экономичного, но шесть орудий вместо восьми – это главное отличие от «Каунти». Вместе, понятное дело, с пониженной боевой мощью.


В целом обидных прозвищ типа «мини-вашингтонские», «полутяжелые», «малые тяжелые» было, но все по сути. Ведь водоизмещение тоже было ниже разрешенных 10 тысяч тонн.

У некоторых авторов «Йорков» принято сравнивать с «Дойчландами» или «Мёко», такое было и на наших страницах. Ну можно только выразить недоумение, потому что шесть стволов 203-мм против шести немецких 283-мм или десяти японских 203-мм ну просто глупо.

Если сравнивать, так с кораблями типа японской «Фурутаки» или аргентинского «Альмиранте Браун». Вот они реально сравнимы. А как показал бой у Ла Платы, «Эксетер» для «Шпее» был просто мишенью. Но к итогам боя мы еще вернемся. 

Задумали строить «Йорки» еще в 1925 году. Изначально предусматривалась постройка серии из 7 крейсеров, но денег не хватало, а в 1930 году был заключен Лондонский морской договор, и вышло так, что отведенный Великобритании лимит по водоизмещению для тяжелых крейсеров уже фактически израсходован.

Остатки лимита и пошли на создание двух полутяжелых крейсеров, которые вообще вошли в историюкак два последних британских крейсера, вооруженных 203-мм орудиями.


Несмотря на то, что корабли были одного типа, они различались внешне. Видимо, это можно объяснить только тем, что между закладкой кораблей прошло почти полтора года, и мода несколько поменялась.

Зато корабли можно запросто различить по такой существенной детали, как наклон дымовых труб. У «Йорка» они наклонены, а «Эксетер» построили с прямыми трубами.

Посмотрим на корабли с точки зрения цифр. Но еще лучше сделать это на примере, дабы любой мог удостовериться в том, что сравнивать «Йорки» с «Мёко» или «Дойчландами» мягко говоря, несправедливо.




Специально туда был вставлен наш «Киров», потому что он тоже корабль со странностями, как и «Дойчланды». Но в основном большинстве источников его считают легким крейсером, кроме, пожалуй, Маршалла, который числит «Кирова» и всех остальных из проектов 26 и 26-бис в тяжелых. 

И нельзя сказать, что не без оснований. Сложно сказать, кто кого бы, случись встреча «Кирова» и «Эксетера».

Но факт, что на фоне настоящих тяжелых крейсеров наши фигуранты выглядят немного слабовато. Так что «полутяжелый» — это все-таки вполне нормальная характеристика. «Недотяжелый» — это как раз для «Йорков», «перелегкий» — это про «Киров».

Все-таки разница легкий/тяжелый не только в калибре орудий (и куда опять-таки «Киров» девать с его 180-мм), надо смотреть в комплексе с остальными характеристиками.

Остальные характеристики…

Не ввел в таблицу зенитное вооружение, поскольку это переменная составляющая.

Изначально ПВО состояло из четырех пушек 102-мм, двух 40-мм автоматов «Пом-Пом» и десятка пулеметов 7,62-мм. Перед войной вместо автоматов поставили счетверенные установки крупнокалиберных пулеметов 12,7-мм.

В целом оценка зенитной артиллерии неудовлетворительная, что, собственно, и довело «Йорков» до ручки в некотором смысле.

«Эксетер» отличался от «Йорка» шириной корпуса, он был шире на целый фут (0,3048 м), новым типом надстройки башенной формы, прямыми мачтам и трубами, количеством гидросамолетов и катапульт для них (у «Эксетера» было 2 и 2 соответственно, у «Йорка» один самолет и одна катапульта). 

Надстройка такого башенного типа на «Эксетере» стала впоследствии стандартом для британских крейсеров, оказавшись весьма полезным изобретением. Она снижала силуэт и заметно снижала влияние пороховых газов при стрельбе носовых башен главного калибра и дыма из труб.

Главный калибр был неплох, как, впрочем, вся британская корабельная артиллерия. Конечно, шесть орудий 203-мм – это не восемь, но что было – то было. А были шесть 203-мм орудий Vickers BL MkVIII образца 1923 года с длиной ствола 50 калибров и массой 17,19 тонн. 

Средняя скорострельность была 3-4 выстрела в минуту, максимальная — пять. Башенные установки обеспечивали орудиям угол возвышения 70° для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям. Теоретически. На практике стрельба по воздушным целям была признана неэффективной из-за откровенно небольшой скорострельности орудий и медленного привода поворота башен.

Дальность прямого выстрела была вполне, 256-фунтовый (116 кг) снаряд при угле возвышения 45° составила 26,5 км. 

Бронирование «Йорков» было сделано по принципу «Все или ничего» и прикрывало только жизненно важные части корабля. Броня стенок артиллерийских башен, а также их барбеты имели толщину 25 мм, броневые траверзы башен — 76 мм, бортовые траверзы погребов всех башен ГК — 111 мм.

Корабли обладали обычной для британских крейсеров скоростью в 32 узла («Йорк» выдал даже 32,3 узла) и прекрасной дальностью хода в 10 000 миль.

В принципе, от предшественников «Каунти» корабли отличались незначительно во всех характеристиках, кроме вооружения и бронирования. На них откровенно экономили, потому, собственно, и боевая служба у кораблей была не очень продолжительной.

«Йорк».


Начал службу в 1930 году, в 1939 начал серьезную работу, участвовал в проводке конвоев. В 1940 году принял участие во вторжении в Норвегию, отбуксировал оттуда поврежденный Люфтваффе эсминец «Эклипс», эвакуировал войска из Намсоса, когда немцы выиграли сражение за Норвегию.

Далее участвовал во всех операциях британских кораблей в Средиземноморье, прикрывал конвои, прикрывал авианосец «Илластриес», самолеты которого разносили итальянский флот в гавани Таранто, переправлял войска в Грецию, проводил конвои в Египет. 

В целом — обычная жизнь крейсера.

Но 26 марта 1941 года в бухту Суда на острове Крит, где стоял «Йорк» в компании других кораблей, наведались лихие парни из 10-й флотилии MAS итальянского ВМФ. Это были диверсанты, использующие катера-мины МТМ.


Катер МТМ (Motoscafo Turismo Modificato) нес заряд в 300 кг взрывчатого вещества с ударно-гидростатическим взрывателем. MTM развивая приличную скорость в 24 узла при ударе о цель разламывался и начинал тонуть, после чего на определённой глубине (ниже броневого пояса) происходило срабатывание взрывателя под действием гидростатического давления и подрыв основного заряда, приводившее к образованию больших пробоин в подводной части корабля противника. 

Пилот при этом покидал катер за некоторое время до взрыва, предварительно направив его на цель. Он должен был успеть взобраться на специальный спасательный плотик, чтобы избежать гибели от гидродинамического удара при взрыве катера.

И вот два таких катера выбрали своей целью «Йорк». Крейсер не выдержал удара и был посажен на мель. Машинное отделение было залито водой и корабль остался без энергии. Пока шли разговоры о том, где и как его лучше будет отремонтировать, к борту крейсера пришвартовали подводную лодку «Ровер», чтобы с нее подать электроэнергию для того, чтобы орудия крейсера можно было бы использовать в системе ПВО.


"Йорк" на мели в гавани

Увы, но тут за дело взялось Люфтваффе. И сперва бомба повредила «Ровер» и лодку пришлось тащить на ремонт. 

А 18 мая, воспользовавшись тем, что крейсер мог отбиваться только пулеметами, бравые парни из Люфтваффе разделали его как треску. В итоге покидавшие Крит британские военные 22 мая просто подорвали башни крейсера и бросили его в бухте.

«Эксетер» прожил более насыщенную жизнь.


Начиная с 1931 года крейсер нес службу, принимая участия в учениях, парадах и походах. В апреле 1939 был отправлен в Южную Атлантику вместе с крейсером «Аякс».

В октябре 1939 был назначен в группу охотников G вместе с крейсерами «Камберлэнд» и «Аякс» для поиска корабля противника «Адмирал граф Шпее» в южной Атлантике. Позже к патрулю присоединился крейсер «Ахиллес».


"Ахиллес". Точно так же выглядел "Аякс"

13 декабря патруль обнаружил «Шпее»…

«Эксетер» принял на себя главный удар германского рейдера. Трудно сказать, как решилась бы тогда его судьба, если бы «Аякс» и «Ахиллес» повинуясь приказу Харвуда не пошли в самоубийственную и наглую атаку.




В результате «Шпее» был загнан и заперт в Монтевидео, где благополучно самовыпилился, а «Эксетеру» удалось доползти до Фолклендов. 


Взорванный и тонущий "Адмирал граф Шпее"

Там, осмотрев повреждения крейсера, все (и экипаж, и персонал базы) очень удивились, что он вообще на плаву удержался и дошел до базы. Немцы избили крейсер так, что стоило бы отдать им должное. Так что кораблик был — не супер, это точно, но оказался на проверку весьма живучим. Принимать плюхи калибром 283 мм – это все-таки не так просто, как кажется.

Тем не менее, «Эксетер» вел бой до тех пор, пока вода, поступавшая через пробоины не замкнула проводку и не оставила без энергии механизмы поворота орудий. Плюс на крейсере полыхал нешуточный пожар.

В общем, подлатав в Порт-Стэнли на скорую руку, «Эксетера» отправили на капитальный ремонт в Великобританию.

После ремонта в 1941 году «Эксетер» был отправлен в Индийский океан, где занимался рутинной крейсерской работой в составе американо-британо-голландского отряда кораблей.


27 февраля 1942 года принял участие в Первом сражении в Яванском море. 

В бою против японских крейсеров «Хагуро», «Нака», «Начи», «Джинтсу» и эскорта из 14 эсминцев получил попадание снаряда 203-мм в машинное отделение, скорость критически упала и крейсер спасла только торпедная атака британских эсминцев «Юпитер», «Электра» и «Энкаунтер» на японскую эскадру. «Электра» был потоплен японцами, но «Эксетер» смог уползти.

Тяжело поврежденный крейсер оказался в порту Сурабая, где встал на аварийный ремонт. Потом было принято решение отправить корабль на ремонт в Коломбо.

1 марта 1942 года корабль и эсминцы охранения угодили в ловушку, приведшую ко Второму сражению в Яванском море.

На группу кораблей союзников наткнулись «Начи», «Хагуро», «Асигара» и «Мёко» с парой эсминцев. Естественно, японские корабли открыли огонь. «Эксетер» снова получил попадание в бойлерную и потерял и ход, и энергоснабжение башен. 

Эсминцы союзников попытались поставить дымовую завесу и организовать торпедную атаку, но не добились попаданий. Несмотря на дымовую завесу, «Эксетер» получил еще несколько попаданий 203-мм снарядами с японских крейсеров. Экипаж оказался не в состоянии потушить пожар, который вывел из строя электрическую сеть и в итоге командир крейсера отдал приказ покинуть корабль.

Окончательную точку в судьбе «Эксетера» поставила 610-мм торпеда с эсминца «Иназума».


А чуть позже прилетели самолеты с авианосца «Рудзё» и отправили на дно эсминцы сопровождения, американский «Поуп» и британский «Энкаунтер».

Что можно сказать в итоге?

Жадность наказуема и стремление сэкономить не всегда приводит к ожидаемому результату. 

Сегодня очень сложно понять логику лордов Адмиралтейства Великобритании, заказавшими эти корабли. Для морской державы первого ранга смысл обладания такими уцененными крейсерами не очевиден. 

Да, Испания и Аргентина могли и строили для себя такие корабли, но это были все-таки второстепенные морские державы, как ни крути.

Какие задачи могли решить для Британии такие «полутяжелые» крейсера, мне не понятно. Если говорить об устрашении колоний, то для этого вполне хватало бы и пушек легких, так называемых «колониальных» крейсеров. 

А если взять реальных противников, которыми являлись итальянские, немецкие и японские тяжелые крейсера, тут «Йорки» были совершенно не конкурентные. Не хватало в первую очередь брони, а во вторую очередь огневой мощи. 


И если встречу с одиноким немецким рейдером «Эксетер» еще как-то смог пережить, то вот японские «Мёко» в количестве более одного оказались смертельны для «полутяжелого» крейсера. 

Странный проект. Можно было бы и плюнуть на все договоры, благо дело шло к войне, и построить нормальные корабли, а не откровенные огрызки. Но – что сделано, то сделано, и вышло то, что вышло.

В итоге "Йорк" и "Эксетер" стали последними тяжелыми крейсерами, построенными в Великобритании, и закончили свой век, как и положено крейсерам, в бою.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх