На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • ВераВерная
    Да сто раз уже переговорено. Писано-переписано. Кому глас народа нужен? Уж точно, наверху нас не услышат, у них там с...Не только Абхазия...
  • Владимир Елкин
    В Россию не едут, в основном, не те, кто получил образование! Они и на своей родине нужны! А едет всякое необразованн...Не только Абхазия...
  • Андрей
    Отчего-то вспоминают только о некоторых регионах кого финансирует Россия... А почему ни кто не вспоминает про Беларус...Не только Абхазия...

Асы в Красной Армии


В Красной Армии командование ВВС относилось к категории пилотов-асов довольно противоречиво: с одной стороны, их поддерживали, они ведь были гордостью Военно-воздушных сил, всей страны, «сталинскими соколами». Их материально поощряли - лётчикам выплачивали денежные премии за каждый сбитый самолёт, за определенное число сбитых самолетов представляли к наградам. С другой стороны, командование было довольно равнодушно к процессу учёта сбитых врагов и личных счетов летчиков. Хотя отчетность в армии процветала и все более усложнялась, этот процесс не коснулся летчиков, пилоты по-прежнему писали о воздушных боях в вольном стиле.

Когда статистика выглядела уж совершенно фантастической, командование «метало молнии». То есть для командования счета пилотов, их победы были не главным – главным было выполнение задачи, поддержка сухопутных войск. В Полевом уставе РККА было прописано: «Главнейшая задача авиации заключается в содействии успеху наземных войск в бою и операции». То есть главным было поддержать наземные силы, а не уничтожать авиацию врага в воздухе, на аэродромах, ведение индивидуальной «охоты». В целом это была правильная стратегия – поддержка своих войск, прикрытие ударной авиации.

Поэтому довольно часто первые победы будущих асов были потом не подтверждены. Первый сбитый самолет (или сбитый "в уме") давал пилоту психологическую уверенность в следующих боях. Он уже был «хищником», не боялся, а сам искал врага, уверенней маневрировал. Вчерашний курсант становился «стариком». Естественно, в командовании это понимали.

Справка: Ас - мастер воздушного боя, от фр. as — туз; первый в своей области. Это слово впервые было использовано в Первую мировую войну, так стали называть пилотов, исключительно хорошо владевших искусством пилотирования и воздушного боя, сбивших не менее 5 самолетов врага. По другой версии, слово ас происходит из древней германо-скандинавской мифологии – от слова Асы, боги жившие в небесном городе Асгард. Лучшим асом, по числу побед, Первой мировой войны был немец Манфред фон Рихтгофен – 80 побед.

Советское командование выбрало правильную стратегию – это подтверждает война и её исход. В 1944-1945 годы советская бомбардировочная, штурмовая авиация делала тысячи вылетов, могла почти безнаказанно бомбить позиции сухопутных войск вермахта. Бывало, что немецкие истребители даже и не появлялись. Немецкая тактика была ущербна – у них не хватало ни самолетов, ни пилотов, чтобы закрыть все направления, их истребительные эскадры бросали с места на место. Люфтваффе не решали задачу прикрытия своих войск, проведения ударного воздействия на войска врага. Небольшие группы асов просто физически не могли решить эти задачи. Они могли быстро набрать счета, действуя по принципу «бей и убегай» (любимый принцип наиболее удачливого из немецких экспертов по количеству сбитых самолетов Э. Хартмана), но потери советских ВВС, в силу их массовости, были выше от ошибок пилотирования и технических неисправностей, чем от воздействия асов врага.

Естественно, в массовых военно-воздушных силах СССР просел средний уровень подготовки. Кроме того, самолеты массовых серий, в отличие от штучных экземпляров для асов, теряли высокие характеристики опытных машин, качество их падало. Из-за дефицита материалов приходилось заменять детали на дерево и сталь (знаменитое «русс-фанера»). Необходимость обеспечить топливом большое количество техники приводила к снижению требований к топливу, если опытные машины летали на 100-октановом бензине, то для серийных машин поставляли бензин с октановым числом 78. Такое топливо ещё более снижало мощность двигателя, летные качества самолета падали. Но массовое производство давало в руки элиты народа (а пилоты - это элита нации) добротное средство ведения войны. Они могли защищать сухопутные войска, наносить удары по позициям противника, получали шанс в итоге стать асами.

Кстати, это особенность Русской цивилизации – приоритет общего над индивидуальным, личным. Стратегия основывалась не на группах летчиков-асов, а на массовых ВВС. Они более устойчивы к потерям техники, людей. Создание супераса дело нескольких лет, а на войне времени нет. В советском мобилизационном плане 1941 года потери летчиков вполне справедливо предполагались самыми высокими среди родов войск. Поэтому командование и уделило столько внимания для создания механизмов эффективного и быстрого восполнения потерь ВВС в личном составе и матчасти.

Асы в Красной Армии

Виталий Иванович Попков, личные победы: 47. Удивительный человек, одна из побед была одержана Виталием Ивановичем тараном. Факты из биографии В. И. Попкова легли в основу фильма Леонида Быкова "В бой идут одни «старики»".
Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.

Колдунов Александр Иванович, 46 побед, Дважды герой Советского Союза. Главный маршал авиации СССР.

Скоморохов Николай Михайлович, 46 побед, дважды Герой Советского Союза. Маршал авиации.

Источники:
Бодрихин Н. Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках
Исаев. А. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. М., 2006.
Эмир-Усеин Чалбаш. Сковать боем! Советские асы против Люфтваффе. М., 2010.
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/skyknight.html
http://www.allaces.ru/
http://wio.ru/aces/ace2rus.htm
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх