На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Индия при Д. Трампе может стать для России уникальной точкой выхода из лабиринта прошлых проектов

Индия при Д. Трампе может стать для России уникальной точкой выхода из лабиринта прошлых проектов

Переговоры, которые прошли между Кремлем и Белым домом, действительно оказались весомыми и значимыми, поскольку стали явным свидетельством рациональной и практичной позиции новой американской администрации. Однако это вовсе не то поле, по которому стоит идти бодро и не оглядываясь по сторонам.

«Реалистичные» линии


Первоначально, как можно вспомнить, Д. Трамп был намерен способствовать прямым переговорам России и Украины и решению задачи заморозки конфликта сугубо на двусторонней основе «Москва — Киев». Сохрани Белый дом и дальше нацеленность на такую задачу, тезис о реалистичности позиции США можно было бы оспаривать.

Перевод спецпосланника К. Келлога (неформальная утечка, что его дочь якобы работала с USAID) сугубо на европейский фланг и делегирование переговоров с Россией одному из ближайших партнеров Д. Трампа (Стив Виткофф) как раз и отражало смену позиции.

Ведь начало военного конфликта опиралось со стороны Москвы на тезисную базу, связанную с требованием обеспечить безопасность и интересы России в Европе в целом. Сама по себе Украина в принципе не могла бы (ни с В. Зеленским, ни без него) претендовать на статус субъекта подобных переговоров.

Идея двусторонних переговоров убирала из повестки главную линию — континентальной безопасности, соответственно, делала их для России бессмысленными. Таким образом, вопрос двусторонних переговоров между именно Киевом и Москвой в плане позиции США являлся маркерным.

Мы видим, что маркерная линия прочерчена сейчас уже «реалистичным цветом». Эксцентричность Д. Трампа не должна вводить в заблуждение, его команда действует рационально.

Также не стоит пока реагировать на идеи Д. Трампа вроде «вернем Россию в «Большую семерку» — «Джи-7» это как раз рудимент той ветви глобализации, против которой Д. Трамп и компания выступали и выступают. «Джи-7» — это собственность американская, а не чья-то иная.

Идея с Большой семеркой — это медийный медовый пряник для тех немногих (но влиятельных) в России, кто хочет, чтобы все вернулось «на круги своя». Медийный реверанс из Белого дома надо воспринимать именно как ресторанный десерт-комплимент — вы можете его съесть, но вы за него вообще ничего не должны.

Реальные и значимые шаги в плане долгосрочной стратегии еще в США только вырабатываются, и здесь требуется самым внимательнейшим образом анализировать позицию США в отношении очень важной для России страны — Индии.

Индия будет для США в числе безусловных приоритетов


Разговор российского и американского лидеров совсем задвинул на медийные задворки не просто знаковый, а почти «кричащий» инцидент, который произошел в Париже на форуме, посвященном искусственному интеллекту, между руководителями Франции и Индии.

Э. Макрон демонстративно, здороваясь с присутствующими лидерами и руководством государств, не подал руки премьер-министру Индии Н. Моди. Позже во Франции официально «объяснят» это тем, что, дескать, лидеры жали руку друг другу раньше, чего это делать по второму разу, но таких ошибок и казусов на подобных мероприятиях не бывает. Э. Макрон в политике дольше многих своих предшественников, и протоколы ему известны, как и то, что камеры всё скрупулёзно фиксировали, держа его в фокусе.

Объяснения французской стороны приняты во внимание в Индии не были. Через несколько часов по СМИ стали циркулировать фотографии, где Н. Моди стоит, приобнимая за плечи детей вице-президента США Дж. Ди Вэнса, а сам второй по статусу представитель США стоит рядом с Н. Моди со своей женой. В итоге Э. Макрону пришлось лететь в Марсель (на церемонию открытия нового консульства Индии) с Н. Моди на одном самолете.

Уша Вэнс — и индуска по происхождению, и индуистка по вероисповеданию. Вице-президент США с женой нашли прекрасного (лучшего) проводника для своих детей для приобщения их «к корням».

Корни могут дать довольно обильную поросль, поскольку Индия уже несколько лет целенаправленно завлекается США в проект построения своего рода технологического кластера, когда американские технологии и патенты на аравийских и японских финансах отращивают Индии и аравийским монархиям «вторую экономическую ногу».

Этот проект скорее США был сформулирован наощупь, через несколько концептуальных итераций, которые не всегда имели законченный, цельный вид. Тем не менее интерес Индии и аравийских стран к самой идее был и остается весьма высоким.

В США индийскую диаспору нельзя назвать крупной, однако как раз она стабильно дает кадры в места в советах директоров, а также кадры в IT-сфере, как напрямую через иммиграцию, так и через тысячи офисов в самой Индии, работающих для ЕС и США на «аутсорсинге».

За спиной Д. Трампа стоит не только И. Маск, который уже получил штамп с пропиской в Белом доме, но и его партнеры, а для вице-президента США, скорее даже патроны из цифровой индустрии. Если кому-то и делать полноценные предложения подобного рода для Индии, то это им, а не прошлой команде с Э. Блинкеном и Дж. Салливаном. Хотя последний саму концепцию как раз и сформулировал в 2023 г. в наиболее цельном варианте на форуме Вашингтонского института ближневосточной политики.

Причины, по которым Э. Макрон сделал такой откровенный демарш в сторону Н. Моди, обозреватели и аналитики называют самые разные, но стоит отметить, что вне зависимости от того, какая из них была основной, французский президент откровенно рисковал, что в итоге сам же де-факто и признал. Ведь следующий рейс индийского премьер-министра был запланирован в США для личной встречи с Д. Трампом.

Дж. Ди Вэнс уполномочен пока вести «европейский сектор», по сути, он фронтмен той группы, которая захват ЕС со стороны США будет оцифровывать и оценивать эффективность американских затрат. Как считается эффективность, уже все видели на примере Украины, и довольно распространенным стал мем про Украину, взявшую кредит в микрофинансовой организации: «Кредит подписали на 175 млрд. долл., на руки получили 75 млрд. долл., отдавать 500 млрд. долл.».

Да, это упрощение ситуации в целом и утрирование ее в частностях, но для иллюстрации самого принципа, по которому строится «политика эффективной сделки» от новой администрации США, подходит неплохо.

Почему важными являются эпизоды с рукопожатиями? Собственно, потому, что Э. Макрону претит сам тренд на рост индийского влияния в США, когда ЕС открытым текстом указывают на место в десятом ряду с левого края.

Идея «индо-аравийского блока» органично проистекает из концепта Д. Трампа с его «авраамическими соглашениями». В этом плане Франция — младший и неполноценный партнер, а Индия для США — партнер полноценный. Отношения России и Индии во время СВО были камнем преткновения для администрации Дж. Байдена, а для новой администрации это разве проблема?

Но в отличие от В. Зеленского, который прошлым летом устроил Н. Моди моральное испытание во время визита в Киев, Э. Макрон все-таки показал способность к адаптации и адекватному восприятию. Визит Н. Моди в Киев прошлым летом разбирался специально очень подробно на ВО («Поездка в Киев Н. Моди. Не просто очередной неудачный визит, но серьезный сигнал для экспертизы в России»), поскольку были очевидны длительные, пусть и отложенные по времени, последствия диковатых шагов со стороны украинской дипломатии.

Политика Штатов в отношении Индии еще не озвучена, но некоторые контуры уже проявляются. Материал готовился в то время, когда встреча лидеров США и Индии только готовилась, но повестка уже была в целом ясна: то самое технологическое сотрудничество с подтверждением и дальнейшим развитием прошлогоднего соглашения США и Индии, а также военно-техническое сотрудничество, где политической рамкой будет выступать тезис о свободе судоходства в южных морях и проливах (антикитайский по сути), а также различные форматы вроде полуживого QUAD. Хоть формат и полуживой, но обсуждать его Д. Трампу будет тем легче, что ни в нем, ни в QUAD+ нет Великобритании, Канады или Франции.

Российские колебания — тактические выгоды, но стратегические проблемы


Колебания Москвы, которая, потеряв своего рода экзистенциальный ориентир на Западную Европу, ринулась в гипертрофированную «многоплярность», отчасти понятны, но воспринимаются в самой России откровенно с трудом.

То мы поворачиваем на восток — в Китай и ЮВА, потом оказывается, что идея быть правой рукой Пекина в концепции «Сообщества единой судьбы» не устраивает.

То возрождаем ЕАЭС и многонациональное «евразийство», которое при наличии некоторых здравых зерен было обнулено традиционным подходом «делаем не покладая рук симулякры и то спустя рукава». В итоге от евразийства уже не столько пользы, сколько сплошное миграционное бедствие при околонулевой реальной лояльности и стремлении к нормальной кооперации со стороны центральноазиатских элит.

То мы разворачиваемся в Африку, то снова «на Юг» к Индии и Ирану. Не все эти шаги, объективности ради, надо признать бесполезными в плане тактики, скорее наоборот, но вот в плане стратегии это всё недостаточно, недоработано, непроработано и т. д.

Политически в моменте Москва неплохо отыгрывала некоторые тактические партии (вроде срыва «саммита мира», саммит БРИКС+, африканские форумы), довольно оперативно, хотя и с потерями, сделали сырьевую подпорку в плане индийского экспорта и перекрестных поставок с аравийскими странами. Но дальше тема многополярности уже не работала, превращаясь в символ всего хорошего против всего плохого.

Между тем все отчетливее проступают контуры не самой радужной внешнеполитической конструкции, которая имеет прямое отношение к нашей любимой элитами «сырьевой парадигме». Турция — это часть европейского макрорынка, а европейский рынок с Д. Трампом не только не откроется заново, но будет вообще США взят под полный контроль.

Торговать с Европой по принципу «как обычно» можно будет только в том случае, если Россия станет частью той самой Европы, т. е. «активом США». В противном случае на Балтике и Черном море рано или поздно наш экспорт будет в лучшем случае работать «на базисе ФОБ» с ценой главного продавца. Хотя часть элит, чего греха таить, и такой вариант устроит. Кстати, туркменский газ в ЕС «своп-поставками» через Иран и Турцию пойдет уже с 1-го марта, а российские «свопы»?

Сырьевая парадигма России и ее очевидные проблемы


Проблема работы с Китаем в отношении сырья определяется даже не столько какой-то особой «жадностью» со стороны Пекина, сколько реальными потребностями Китая. Рост Китая прямо связан с рынками ЕС, он не восстановился в динамике после Ковид-19, так же как не растут и рынки ЕС (-0,3-0,5%).

Дадут ли США Пекину и Брюсселю какой-то простор для торговых маневров, это вопрос риторический. Тогда откуда у Китая возникнет потребность в массовом, пусть даже и по хорошей цене сырье? Тем более, если говорить о ценовом факторе, то надо иметь в виду Иран, который работает с Китаем вообще по особой программе.

Аналогично в плане природного газа отношения выстроены между Китаем и Туркменистаном. Кстати, самым нейтральным (и адекватным) в политическом и военном плане для России государством в регионе, чтобы там ни говорили про тиранию, автократию и прочие «демократические ценности».

Китай будет бороться за европейские рынки, но потребность его в нашем сырье зависит не от Китая, а скорее от колебаний по линии США — ЕС.

Российские объемы в Центральной Азии имеют значение, но это замещающие объемы под прошлые китайские контракты с неким не до конца очевидным потенциалом под будущий экономический рост. Что остается, если говорить о выходе на мировой рынок и «большую воду»? Иран-Пакистан-Индия, где Иран и Индия становятся центральными элементами конструкции, а Персидский залив и Индийский океан — окнами в мир. Кстати, именно поэтому российский МИД сейчас полноценно снова пробует работать с Ираком.

Если Иран — это, как и в Центральной Азии, замещающее потребление и транзит, Пакистан — транзит, то Индия — это потребление сырья и способность его обращать в мировой обезличенный товар. Сейчас много циркулирует сообщений о том, что часть отечественных банков будут США разблокированы. Не исключено, ведь США сами хотят продавать российские углеводороды, их идея понятна, но насколько эта задумка в чисто трамповском стиле подходит для России?

Весь российский экспорт — это примерно 425 млрд. долл. в год, из них 190 млрд. долл. — это доходы от нефтяного экспорта. Далее более-менее точных цифр никто не назовет, однако у нас есть опорная точка — объемы в физическом выражении: 440 млн. тонн (вся нефть и производные), при этом 240 млн. тонн — это «чистое сырье», а еще 201 млн. тонн — «нефтепродукты» (во всех категориях и субкатегориях). Стоить в реализации они, очевидно, не могут ниже, чем нефть (кстати, среднее значение — 79 долл./барр.), и даже если просто уравнять стоимость, это еще экспортная выручка в 160 млрд. долл. Хотя это очевидное занижение.

Но даже так мы видим, что 80% российского экспорта по выручке — это нефть-матушка и ее многочисленные дети-нефтепродукты. Китай — это 45% выручки, Индия — 34%. Что будет, если рассмотреть сценарий, когда Индия сокращает импорт, Китай не сокращает, но не растет, а ЕС и сокращает импорт, и переходит к политике реального, а не нынешнего контроля цены и трафика в рамках политики США — главный экспортер, предположить не сложно. Наш профицит торгового баланса +-145 млрд. долл.

В минус мы при любом сценарии не уходим (если только Индия и аравийцы вообще перестают импортировать, а ЕС устанавливает планку в +-40 долл., а это терминальный сценарий), но даже профицит в 60–80 млрд будет крайне существенной проблемой. Собственно, США и ЕС к этому всё и вели, просто очень осторожно, а зачастую еще и бессистемно. На этом были основаны разные алармистские тезисы либеральных демократов. Но ведь нельзя сказать, что сама идея и сам сценарий не имели почвы. Имели.

При всей критике российской сырьевой парадигмы как таковой, следует все же отдать должное той оперативности, с которой российские сырьевики и логисты вырастили себе третью индийско-аравийскую ногу на странном до этого двуногом стуле (Китай и ЕС).

И надо особо отметить клиническую невменяемость команды В. Зеленского, которая умудрилась при этом устроить Н. Моди целую череду демаршей и провокаций, которые в Индии забывать никто не собирается.

Следует также отметить и то, что в прошлом году у Н. Моди прошли очень сложные и неоднозначные выборы, но первым делом он приехал в Россию. Это маркер отношений, но политика — это реалистичный выбор из набора ограничений, а какими будет ограничительная конструкция, сказать на данный момент сложно, кроме того, что для Д. Трампа Индия будет одним из явных приоритетов.

Отношения России и США с Индией как интересный шанс в будущей игре


Такая позиция США (а она вполне объективна), с одной стороны, для нас потенциальная угроза, но со стороны другой — это неплохой шанс вообще выйти из предстоящей схватки между Китаем и США за Европу, даже освободить им политическое пространство, а самим в обмен на то, что США и так уже практически имеют (европейский рынок), разблокировать себе путь на юг, сняв все торговые рестрикции на индийском направлении.

Д. Трамп не собирался никогда воевать с Ираном, и не зря в программе телефонных переговоров с российским лидером стояла ядерная сделка с Ираном. И работа с этим «кейсом» также часть работы по разблокировке пути на юг.

Индо-аравийский кластер вполне может стать реальностью по результатам работы команды Д. Трампа, но на удивление как раз работа России с этим будущим образованием с опорой на Индию может быть наименее проблемной точкой в отношениях России и США, а заодно и вывести нас из колебаний «Запад» или «Восток». С Индией по причине уже описанных ранее особенностей экономической модели («Специфика и чудеса индийской экономической модели») создать что-то вроде аналога ЕАЭС не выйдет, но вот получить себе на четыре-пять лет свободный коридор для работы можно вполне. И было бы неплохо, если бы Россия сумела для себя этот коридор закрепить в рамках как раз «большой сделки», о которой так любит говорить Д. Трамп.
Ссылка на первоисточник
наверх