На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Lana_Borei Иванова
    Как надоели эти педикулезные бороды! Хоть у кого! Жду не дождусь, когда пройдёт эта мода.Звериная ярость: ...
  • Liudmila Kosteley (Моисеева)
    Вешать не надо. Надо ВСЕХ ВЫГНАТЬ и тех, кто их запустил, а ДИАСПОРЫ РАЗОГНАТЬ! Что это такое?! "ДИАСПОРЫ!", чтобы св...Звериная ярость: ...
  • vitaly yanushkevich
    По закону военного времени- стрелять на месте, даже без тройки, как было во время ВОВ.РУССКИХ УБИВАЮТ З...

Запад научился обходить санкции и эмбарго

 

 

Европейские политики, бизнесмены, эксперты все активнее призывают к отмене или по крайней мере к ослаблению санкций против России, чтобы РФ в ответ отменила или ослабила эмбарго на ввоз сельхозпродукции из Северной Америки, ЕС, Австралии и Норвегии. Ведь ущерб, нанесенный ответными российскими мерами, только в регионе ЕС оценивается более чем в 1 млрд евро.


В то же время западные санкции способны привести к потере российского рынка и в промышленно-технологическом плане, так как доля РФ в общей стоимости экспорта высокотехнологичной продукции, например, из региона ЕС достигала 15–20%, причем с середины 1980-х.
Понятно, что сложившаяся ситуация вынуждает западные страны и компании искать, что называется, всевозможные обходные пути для сохранения и развития экономических, прежде всего торговых, связей с РФ.

Для этого используются и территориальные возможности стран ЕС – Великобритании, Франции, Голландии, Дании, а также США. А их «коридоры» весьма многочисленны и разбросаны по всем регионам мира. В частности, это британский Гибралтар и многочисленные британские острова – протектораты в Карибском море и Атлантическом океане, протектораты США (Пуэрто-Рико, о-ва Виргинские (Западные), Восточное Самоа, Микронезия), автономные о-ва Голландии (карибские Аруба, Кюрасао, Бонайре, Сен-Mартен), фактически автономные от Норвегии о-ва Буве (Южная Атлантика) и архипелаг Шпицберген. И, разумеется, в данном реестре «сверхмногочисленные» заморские департаменты или территории Франции – в Южной Америке, Карибском, Тихоокеанском бассейнах, в западном и южном секторах Индийского океана, о-ва (Сен-Пьер и Микелон) вблизи атлантического побережья Канады.

В качестве аналогичных «коридоров» используются также территории миниатюрных европейских стран, не включенных в ответные санкции со стороны России (Андорра, Монако, Лихтенштейн, Сан-Марино). Скажем, по последним данным Россельхознадзора (декабрь – январь), через Сан-Марино и Монако в РФ поступают в качестве реэкспортных «евросоюзовские» овощи и фрукты (в основном производства Франции, Бельгии и Италии). Причем есть тенденция к увеличению попыток ввоза, то есть реэкспорта данной продукции через упомянутые «мини-страны».

Доля стран в совокупном ущербе от ответных мер РФ в сфере сельхозимпорта (% к общей стоимости ущерба за август – декабрь 2014 г.) составляет:

Германия и Бенилюкс – 23;
восточноевропейские страны ЕС – 18;
Франция, Италия, Испания, Португалия – 15;
Австралия и Норвегия – 14;
Другие (9 стран) – 30.

(Источник: оценки СIA и региональных экономических комиссий ООН.) 

Территории Западной Европы и США используются в первую очередь для промышленного экспорта в Россию. По данным таможенной статистики, стоимость экспорта с упомянутых территорий в РФ за второе полугодие 2014 года возросла в целом более чем вдвое и продолжает увеличиваться. Причем ассортимент этого экспорта минимум на треть включает ту промышленную продукцию, которая не производится на этих территориях.

Отметим в этой связи, что, во-первых, в документах по введению санкций против РФ не было указано, вводятся ли они и со стороны этих вышеуказанных территорий. Не прописан этот вопрос и в решениях РФ по ответному продовольственному эмбарго. А во-вторых, многие из этих вышеупомянутых «коридорных» стран или территорий по-прежнему пользуются (с 2011 г.) торговыми преференциями на рынках РФ, Белоруссии и Казахстана. Это голландская Аруба; британские Бермудские, Виргинские о-ва, о-ва Каймановые, Ангилья, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, Святой Елены; тихоокеанские автономии США (за исключением Восточного Самоа).

По мнению канадского политолога Франсуа Ольера, «скорее всего, обе стороны понимают, что полное взаимное эмбарго чрезвычайно невыгодно и России, и Западу. Поэтому Запад ввел санкции таким образом, чтобы оставить географические возможности экономических связей с Россией. Это было связано также с тем, что РФ не лишила торговых преференций ряд автономных территорий стран Запада после негативной их реакции на известные события в Крыму».

При этом, судя по торговой статистике, впечатляют не столько объемы торговли, особенно экспорта этих стран/территорий в РФ, сколько широкий ассортимент этих торговых связей. Он позволяет предположить, что соответствующая экспортная продукция, поставляемая в РФ, едва ли производится только в миниатюрных странах или в автономных территориях стран Запада – «официальных» поставщиках в Россию.

Отметим также, что среди автономных территорий стран Запада до 40% совокупного стоимостного объема их торговли с РФ приходится, и далеко не первый год, на Британские (Восточные) Виргинские о-ва; еще около 25% – на другие зарубежные автономии Великобритании. До 20% приходится на заморские департаменты и территории Франции. Остальная «ниша» этой торговли занята автономиями Голландии, Дании и США (примерно по 6%).

Эти данные показывают, что западные страны заинтересованы в поставках в РФ разнообразной промышленной и сельхозпродукции, а их автономные территории и миниатюрные страны служат в качестве «каналов» этих поставок. Впрочем, та же информация свидетельствует также о заинтересованности российской стороны в сохранении ввоза высокотехнологичной продукции с Запада.

Поэтому резонно предположить, что упомянутые географические возможности для взаимной торговли сохранятся на весь период «санкционного обмена» между обеими сторонами, как и на перспективу. Тем более что и  в 50-х – середине 80-х годов страны – члены НАТО обходили свои же экономические санкции против СССР (например, в рамках КОКОМа – Координационного комитета НАТО по контролю за экспортом продукции двойного назначения в соцстраны), опять-таки с помощью тех же миниатюрных стран и/или автономных территорий западных государств.

Алексей Чичкин,
ТПП-Информ 

Картина дня

наверх