На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Стенякин
    а вообще Путин  это ПутинЛавров поставил н...
  • Роман Куражев
    Рыба гниёт с головы . надо менять Путина .Лавров поставил н...
  • Виктор Горшков
    Все вопросы к президенту. Он гарант конституции, но он молчит или все мягко оптикает. Ни разу не слышал ответы на ост...Лавров поставил н...

Как отогнать американские подлодки от баз ВМФ России

Как отогнать американские подлодки от баз ВМФ России@ ВЗГЛЯД

Tекст: Александр Тимохин

Прошедшая на текущей неделе выставка «Армия-2024» запомнилась целой серией перспективных образцов российского оружия. И одним из самых интересных стал проект малого корвета «Каракурт-Э». Перед нами облик корабля, который способен решить ключевые задачи ВМФ России в ближней морской зоне. О чем идет речь?

Одной из важнейших, но при этом малоизвестных для публики структур в составе ВМФ является так называемая Охрана водного района (ОВР). Это организация в составе военно-морской базы, предназначенная для обеспечения безопасности основных сил флота в районах его базирования от действий противника со стороны моря.

Но дело не в охране баз как таковых, дело именно в охране района – то есть места выхода из баз. Поскольку заранее известно, по какому маршруту будут выходить из баз наши корабли, и противник может подстерегать их неподалеку, а затем отслеживать – чтобы иметь возможность внезапно уничтожить.

Это особенно опасно, если речь идет о выходе на боевое патрулирование ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) – подводных лодок, несущих баллистические ракеты, оснащенные ядерным оружием. По сути это вопрос надежности ядерного сдерживания. РПКСН должны выйти к районам патрулирования безопасно и незаметно, но гарантировать это без противолодочного обеспечения невозможно.

Как очищают путь для стратегических подводных лодок

 

Попытки отслеживать наши РПКСН прямо возле баз ВМФ все время холодной войны предпринимали американские подводные лодки-охотники. Подлодки НАТО могли выставить на маршрутах выдвижения наших подлодок мины или скрытно выйти на дальность торпедной атаки.

Силы ОВР, сведенные в бригады, обязаны этого не допустить, освободить прилегающий к базе район от подлодок противника. В состав бригад ОВР в советские времена обычно входили дивизион (четыре-восемь единиц) малых противолодочных кораблей (МПК) и дивизион тральщиков. Бригады ОВР могли обеспечить атомным подводным лодкам безопасный выход из баз и отрыв от потенциального слежения со стороны противника.

 

По опыту холодной войны, один или два МПК всегда были готовы к немедленному выходу в море для поиска иностранной подлодки. Систематически проводились поисковые противолодочные операции.

 

В начале 1970-х годов в противолодочные дивизионы ОВР начали поступать эпохальные для своего времени МПК – корабли проекта 1124, известные под шифром «Альбатрос». Это был шедевр. Корабль сочетал в себе малые размеры и отличную мореходность, высокую скорость хода и оружие на уровне западных фрегатов тех лет или выше. На экономическом ходу корабль ходил на дизельных двигателях, поэтому его эксплуатация была недорогой. А главное, он был способен обнаруживать тихие американские подлодки на расстояниях, измеряемых в некоторых условиях десятками километров (в пределе – до сорока).

 

Каким должен быть новый корабль ОВР

В 1980-х годах флот планировал полное обновление противолодочных сил, но из-за распада СССР этого не произошло. «Альбатросы» продолжили службу. Распад страны тяжелейшим образом сказался и на флоте в целом, и на ОВР в частности. Денег на обновление предназначенных для ОВР кораблей не было.

С начала 2000-х годов флот сделал попытку обновить противолодочные силы за счет корабля нового проекта – корвета 20380. Однако по разным причинам в полной мере это не удалось. Корветы оказались слишком дорогими, сроки их поставки – слишком длительными, поэтому они фактически стали заменой кораблям 1-го ранга советской постройки, которые выбывали из строя по возрасту.

А ОВР продолжала нести службу на старых МПК проекта «Альбатрос». Сегодня в строю 17 таких кораблей на три флота – Северный, Тихоокеанский и Черноморский. Еще шесть МПК проекта 1331М есть у Балтфлота. Корабли эти устарели и физически, и морально. Самому молодому из МПК больше 30 лет. Скоро они будут списаны по возрасту.

 

Однако задачи контролировать акватории перед нашими базами, выполнять противолодочное обеспечение развертывания РПКСН никуда не исчезли. Даже наоборот – стали более острыми. Нарастающий риск войны с США требует возродить полноценную ОВР для российского Военно-морского флота.

 

Флоту нужен массовый корабль, который соответствовал бы ряду важных характеристик. В частности, был бы дешевым, не зависящим от импортных комплектующих, способным сбивать противокорабельные крылатые ракеты противника и бороться с вражескими подлодками – и все это одновременно. И важно, чтобы его можно было строить на любой российской верфи.

Попытки создать такой корабль уже предпринимались. Например, в 2010-х в России массово строились малые ракетные корабли (МРК). Первым стал проект 21631 «Буян-М», именно эти корабли первыми атаковали крылатыми ракетами объекты террористов в Сирии. Но «Буяны-М» были спроектированы под импортные дизельные двигатели и оказались слишком дорогими.

 

В 2015 году Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) «Алмаз» показало свой вариант МРК – проект 22800 «Каракурт». Корабль был отлично спроектирован, а главное – в нем не было никаких критичных импортных комплектующих из недружественных стран. При его создании даже не проводились опытно-конструкторские работы (ОКР), все получилось сделать из серийных систем, дешево и сердито, как и положено для массового корабля. Несколько таких кораблей уже находятся в составе ВМФ РФ, но именно как носители дальнобойного ракетного оружия.

И вот теперь на выставке «Армия-2024» был показан новый вариант «Каракурта». И это, возможно, именно то, что способно прийти на смену легендарным «Альбатросам». Причем в новом, гораздо более лучшем качестве.

 

Проект малого противолодочного корабля нового поколения

 

Проект корабля имеет номер 22800-Э и внешне напоминает «Каракурт». Но есть важная разница. Под килем модели – обтекатель гидроакустической антенны, а на кормовой палубе пусковые установки комплекса «Пакет-НК». Значит, корабль может отражать торпедные атаки с помощью антиторпед. Там же на корме контейнер со сменной нагрузкой, например, противоминными необитаемыми подводными аппаратами. Это нужно, чтобы корабль мог сам – без тральщиков – пройти минное заграждение.

 

В корме – лацпорт (большой люк) для выпуска буксируемой гидроакустической станции. Это – самое главное. Такие ГАС способны обнаруживать подлодки противника на очень большом расстоянии, но дело не только в этом.

 

Несколько таких кораблей, работающих в группе, способны создать зону гидроакустической освещенности протяженностью более ста километров в любую сторону. Бригада таких кораблей может «просвечивать» огромные акватории полностью, не давая даже самым тихим вражеским подлодкам никакой возможности скрыться. Какая-нибудь «Вирджиния» в зоне работы нескольких таких кораблей будет как муха на стекле.

А если подлодка противника будет обнаружена даже в нескольких десятках километров от корабля, он может поразить ее противолодочной ракетой из той же пусковой установки, которая применяется для пуска крылатых ракет «Калибр», или просто вызвать противолодочную авиацию с берега. Это радикальное отличие нового корабля от старых «Альбатросов». Им надо было подойти к лодке-цели на дальность применения своих торпед, а вот новому кораблю не надо – противолодочная ракета сама долетит куда надо.

 

Кстати, обычные крылатые ракеты семейства «Калибров» он применит не хуже привычного МРК. Да и не только «Калибр», «Оникс» и «Циркон» тоже.

 

Движителем кораблю служат четыре водомета, это позволяет обойтись меньшим количеством дизелей, чем традиционная схема с гребным винтом. Это, в свою очередь, дает возможность строить корабли в больших количествах.

Судя по модели, такой корабль дешевле любого корвета. Строить таких «малышей» можно на любых российских заводах. Этот корабль – универсальное средство ведения морской войны в ближней морской зоне. И очень нужное средство именно для ОВР.

Угрозы с моря будут только расти, а других пригодных к массовой постройке проектов, способных быстро закрыть почти все задачи ВМФ в ближней морской зоне, пока нет. Новый проект дает ВМФ шанс быстро и недорого «оживить» ОВР, одновременно наращивая суммарный залп крылатых ракет всех типов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх