На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • АЛЕКСЕЙ БУЗИН
    Наши - конченые пидарасы. Казахи - ничуть не лучше. Те ещё союзники...Мигрантам Россия ...
  • Иосиф Калинин
    Спрашивать надо.  Но каким образом?Мигрантам Россия ...
  • Евгений Алексеенко
    Кто нами правит все 30 лет,с него надо справшивать,иначе России не будетМигрантам Россия ...

«Мина» под национальную безопасность Кыргызстана?

За пределами Кыргызстана внимательно отслеживают деятельность госорганов, особенно МИД. И подчас даваемые там оценки вызывают серьезную обеспокоенность за безопасность страны.

Законом КР «О национальной безопасности» установлено, что национальная безопасность – это «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

К основным объектам национальной безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Также из буквы закона следует, что «угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Чаще всего угроза безопасности исходит от террористов, экстремистов и других криминальных и полукриминальных элементов. Но иногда чиновники своими действиями или бездействием создают условия и факторы, в неменьшей степени угрожающие безопасности.

Как говорится: первый раз – случайность, второй – совпадение, третий – закономерность.

Как подвести президента?

Президент Садыр Жапаров и председатель кабмина Акылбек Жапаров в течение 2022-2023 годов неоднократно заявляли о важности строительства Обводного Чуйского канала-2 (ОЧК-2), который поможет снизить потери воды из реки Чу, которые в настоящее время достигают 30%. Говорилось, что возведения объекта займет три-четыре года, а 50 млн. долл. США безвозмездно выделит Китай.

В мае нынешнего года ожидалось подписание соглашения о строительстве ОЧК-2. Однако этого не произошло. Предыстория этого события начинается в марте 2019 года. Тогда было объявлено, что Казахстан за свой счет займется строительством ОЧК-2. В июле 2022 года новые власти Кыргызстана заявили, что реализация проекта «Строительство второго обводного Чуйского канала (ОЧК-2)» будет выполняться при поддержке Китая на грантовой основе.

Однако еще в 2021 году Жээнбек Кулубаев, будучи завотделом внешней политики Администрации Президента КР, получил письмо от казахской стороны с просьбой разъяснить им ситуацию с ОЧК-2. По реке Чу проходит государственная граница Кыргызстана и Казахстана, и работы, согласно международному праву, нужно вести прозрачно. Но это письмо было задвинуто в дальний ящик уже министерского стола.

Получается, что господин Кулубаев скрыл от китайских дипломатов обеспокоенность Казахстана. А там не стали отмалчиваться и поделились своей обеспокоенностью с китайской стороной. Синологи знают, что Китай в своей внешней политике придерживается принципа «не навредить» отношениям стран-соседей. В данном случае Кыргызстана и Казахстана. Итогом такого отношения главного кыргызского дипломата стала отсрочка строительства ОЧК-2. Видимо, придется президенту С. Жапарову в очередной раз в «ручном» режиме исправлять ситуацию.

Скорее всего, президент КР и не знает, какую «услугу» ему оказал «китаист», экс-посол Кыргызстана в Китае и Казахстане.

Крах единства стран ЦА?

Ситуацию с ОЧК-2 еще можно исправить, но есть и неисправляемые ситуации. Например, в июле 2022 года на четвертой Консультативной встрече лидеров стран Центральной Азии в Чолпон-Ате президенты Казахстана – Касым-Жомарт Токаев, Кыргызстана – Садыр Жапаров и Узбекистана – Шавкат Мирзиеев подписали Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке.

Было заявлено, что Таджикистан и Туркменистан собираются присоединиться к договору после прохождения внутригосударственных процедур. На самом деле Таджикистан и Туркменистан имели замечания по некоторым терминам и пунктам договора. Например, Таджикистан возражал против слова «ненападение». С ними надо было вести переговоры. Однако кыргызские переговорщики заявили таджикским и туркменским дипломатам: «Мы и без вас подпишем».

Об этом случае осведомлены все участники четвертой Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии. Вполне очевидно, что об отношении министра Кулубаева к проработке главного, можно сказать, исторического для региона ЦА договора главы МИД других стран доложили своим президентам. И какое может быть после этого мнение о Кыргызстане?

Еще один нюанс, связанный со словом «ненападение» в договоре. В июле проходила встреча, а спустя полтора месяца таджикские военные и пограничники обстреляли кыргызские села в Баткене и Алае. Готовились? Может быть. Но МИД КР упустил возможность как минимум показать «коварство» нападающих и как максимум купировать нападение на кыргызские села.

Без сотрудничества всех пяти стран Центральной Азии Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в целях развития Центральной Азии в XXI веке не имеет шансов быть реализованным. Поэтому в других странах подвергают сомнению целесообразность подписания данного договора тремя президентами. Результаты многотрудной работы со стороны КР по укреплению региональной дружбы, добрососедства и сотрудничества пошли прахом. Это уже отметили крупные внешнеполитические игроки, имеющие свои интересы в Центральной Азии.

«Таджикская агрессия»?

14 сентября 2022 года таджикские военные, пограничники и боевики вторглись на территорию Кыргызской Республики. Были разграблены и сожжены кыргызские села, школы, медучреждения, погранзаставы. Счет убитых и раненых кыргызских гражданских лиц, военных и пограничников исчислялся десятками. Более 100 тысяч человек покинули места своего проживания.

Таджикский МИД с первых часов 14 сентября начал вещать о «кыргызской агрессии» со всех трибун международных организаций и в МИД других стран. Кыргызский МИД только 16 сентября разродился нотой протеста таджикскому послу в Бишкеке. Драгоценное время было упущено.

Кыргызстанцев не надо убеждать в том, кто напал на кыргызские села. Погранслужба при ГКНБ КР отлично справилась со своевременной подачей объективной информации. МИД КР обязан был с первых часов конфликта вести соответствующую работу на внешнем треке. В том числе и для этого МИД существует. Однако итогом действий МИД КР, а точнее бездействия Ж. Кулубаева в течение трех суток стал тот факт, что в других странах под влиянием заявлений МИД Таджикистана все еще полагают (далее цитируем их источники), что «кыргызские военные напали на таджикские села», а «таджикские военные оттесняли их вплоть до своего вхождения в кыргызские населенные пункты». Первая информация всегда запоминается лучше и надолго.

P.S. В декабре 2022 года МИД КР получил от председателя кабинета министров Акылбека Жапарова оценку «отлично». Объективно говоря, эта высокая оценка за работу, основы которой заложил Руслан Казакбаев, возглавлявший министерство с октября 2020 по апрель 2022 года, а вовсе не нынешний руководитель внешнеполитического ведомства.

Шерадил БАКТЫГУЛОВ, по материалам: Ритм Евразии

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх