Предыстория
Турция не смирилась с тем, что в ходе кампании 1771 года русская армия под началом В. Долгорукова заняла Крымский полуостров. Новый крымский хан Сахиб-Гирей в 1772 году подписал Карасубазарский трактат, по которому Крымское ханство объявлялось независимым от Блестящей Порты и переходило под покровительство Российской империи. К России переходили крепости и порты Керчь, Кинбурн и Еникале.
Константинополь не признал это соглашение, назначил своего хана Девлет-Гирея и ждал удобного момента, чтобы вернуться на полуостров. В ходе кампании 1774 года турецкое командование панировало высадить сильный десантный корпус в Крыму (в 30-50 тыс. человек). Турецкий флот, господствующий в Чёрном море, пытался пройти в Азовское море, но был остановлен флотилией А. Сенявина (Как адмирал Сенявин удержал «ключ прохода из Чёрного моря в Азовское»).
16 (27) июля 1774 г. турецкий главнокомандующий (сераскир) Гаджи Али-паша, стоявший с флотом у Керченского пролива, внезапно для русских снялся с якорей и направился вдоль побережья на запад. 17 (28) июля турецкий десант высадился у селения Алушта, между Судаком и Ялтой. Алуштинский пост состоял из 150 егерей Московского легиона под командованием секунд-майора 3-го мушкетёрского батальона Николая Колычева. После 6-часового боя русские отступили под натиском превосходящих сил противника.
Одновременно крымский хан решил, что сила теперь на стороне Турции, и поднял восстание. Он арестовал и передал османам русского резидента — статского советника Веселицкого. Крымские татары атакуют русские посты и гарнизоны с тыла.
19 (30) июля в ходе яростного боя турки и крымцы разгромили Ялтинский пост под началом майора Самойло Салтанова. Остатки бранских мушкетёров пошли на прорыв кольца окружения. К своим смогли пробиться 17 человек, более 200 бойцов пали смертью храбрых («Приобретали каждый шаг кровью»).
Гренадеры Московского легиона. Рисунок из Военной энциклопедии Сытина
Бой под Шумой
Турки высадили в районе Алушты 30-тыс. десант. Главный табор османских войск находился в 7 верстах за рекою Алуштою. Передовые силы расположились в двух полевых укреплениях: выше деревни Шумы и у деревни Демерджи по дороге из Симферополя в Алушту.
Необходимо было сбросить неприятельский десант в море, пока не восстали все крымские татары. Командующий Крымским корпусом генерал Долгоруков направил против врага 23 июля (3 августа) семь батальонов пехоты под началом генерал-лейтенанта В. Мусина-Пушкина (2,8 тыс. солдат). Долгоруков во главе с двумя батальонами пехоты и двумя конными полками остался в резерве.
24 июля (4 августа) войска Мусина-Пушкина и Якоби разбили передовые силы противника. Османы бежали к основным силам. Дальнейшие боевые действия были остановлены, так как было получено известие о заключении Кючук-Кайнарджийского мира.
Ранение Кутузова
Капитан Михаил Илларионович Кутузов (родился в 1747 г.) в этой войне принимал участие в сражениях при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. За отличие в боях был произведён в премьер-майоры. В должности обер-квартирмейстера (начальника штаба) корпуса являлся помощником командира и за успехи в бою при Попештах в декабре 1771 года получил чин подполковника. Командиром он был храбрым, учился у Суворова.
В 1772 г. Кутузов был переведён в Крым. По одной версии, он позволил себе оскорбить главнокомандующего Румянцева. Фельдмаршал узнал об этом, и Кутузов был «сослан» в Крым. По другой версии, причиной перевода Кутузова во 2-ю армию были повторённые им слова Екатерины II о светлейшем князе Потёмкине, что князь храбр не умом, а сердцем. Возможно, что именно это событие выработало в офицере заметную осторожность, он стал скрывать свои мысли и чувства. Это стало видимой особенностью будущего великого русского полководца.
Кутузов был командиром гренадерского батальона Московского легиона. Батальон был составлен из молодых солдат, и подполковник старался обучить своих бойцов получше. Когда Мусин-Пушкин повёл отряд к Алуште, батальон Кутузова был в авангарде.
Преодолев сложную горную тропу, русские вышли к передовым укреплениям противника у деревни Шумы. Турки насыпали вал и укрепили его камнями. Позиция была отличная: с двух сторон шли крутые обрывы, обойти с флангов было нельзя. Приходилось штурмовать в лоб. Началась перестрелка. Сидя за крепкими укреплениями, турки упорно отбивались.
Кутузов предложил Мусину-Пушкину вести войска на штурм. Московские гренадеры с распущенными знамёнами и барабанным боем пошли в штыковую. Сначала османы опешили, а затем засыпали батальон пулями. Гренадеры замерли на полпути, некоторые стали искать убежища за камнями. Храбрый подполковник лично повёл солдат в атаку. Гренадеры с криками «ура!» докатились до турецкого редута. За ними прошли и другие части. Турецкие янычары дрогнули и бежали к Алуште.
В этой атаке подполковника сразила пуля. Долгоруков докладывал 28 июля (8 августа) 1774 года Екатерине II о победе в той битве:
«Ранены: Московского легиона подполковник Голенищев-Кутузов, приведший гренадерский свой баталион, из новых и молодых людей состоящий, до такого совершенства, что в деле с неприятелем превосходил оный старых солдат. Сей штабофицер получил рану пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролёт в том же месте на другой стороне лица.»
Подполковник Кутузов чудом остался жив. Когда Михаил Илларионович, немного оправившись от раны, приехал в Петербург, императрица Екатерина II приняла его, наградила орденом Георгия 4-й степени и в 1776 г. отправила лечиться за границу, «на тёплые воды».
Зрение сохранилось, вопреки расхожему мнению. Но врачи просили беречь глаза, не утомлять их. После ранения правый глаз стал видеть плохо. Поэтому Михаил Илларионович, любивший книги, вынужден был читать поменьше.
Кутузов лечился в Лейдене, где был знаменитый медицинский факультет, и целый год прожил в Европе, путешествуя по Германии, Англии, Голландии и Италии. Живя за границей, Михаил Илларионович имел возможность встречаться со многими видными людьми. В Берлине его принял прусский король Фридрих II, в Вене — знаменитый генерал Лаудон.
Вернувшись в Россию, Кутузов вновь оказался на военной службе. Сначала формировал части легкой кавалерии, в 1777 году был произведён в полковники и назначен командиром Луганского пикинёрного полка, с которым находился в Азове. В Крым переведён в 1783 году в чине бригадира с назначением командиром Мариупольского легкоконного полка. Участвовал в подавлении Крымского восстания и в 1784 г. получил чин генерал-майора.
Затем снова война с Турцией. В 1788 г. принимал участие в осаде Очакова, где в августе был вторично тяжело ранен в голову. Осколок гранаты попал ему в правую скулу и, пройдя через голову, вышел из затылка, выбив при этом почти все зубы.
Как писал находившийся в русской армии принц де Линь:
«Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна.»
Действительно, позднее Кутузов стал героем войны с наполеоновской Францией. Его прозвали «наш Нельсон» — знаменитый британский адмирал также лишился правого глаза в бою.
Портрет М. И. Кутузова в мундире полковника Луганского пикинёрного полка. Около 1777 г.
Свежие комментарии