В России совершил первый полёт новый самолёт Ил-114-300 – ещё один полностью отечественный пассажирский лайнер на полностью отечественных двигателях.
Александр Цыганов
Россия приходит в себя. Впечатляющими темпами. Двух дней не прошло с испытательного полёта средне- и ближнемагистрального самолёта МС-21-300, как в небеса поднялся ещё один новый отечественный авиалайнер – Ил-114-300.
Характерная особенность обоих – в небо их поднимают сугубо российские двигатели. Именно это обстоятельство и стало источником пафоса в новостях, вполне заслуженного и даже необходимого в этом случае. Недаром об испытании этой машины упомянул на своей пресс-конференции президент Владимир Путин. Что понятно: возврат к строительству собственных силовых установок для гражданских самолётов и означает возвращение России к самой себе – к той, которая в ипостаси СССР была одной из первых авиационных держав мира. Россия приходит в себя – прежнюю.Новый старый самолёт
На самом деле те, кто следит за новостями и вообще состоянием этой отрасли, сейчас могут скептически хмыкнуть. Новый "Ильюшин" не совсем новый. История проекта началась ещё при Леониде Ильиче, в 1982 году. При Михаиле Сергеевиче вышло в 1986 году постановление Совета Министров СССР на эту тему. И первый опытный Ил-114 совершил первый полёт в 1990 году. В общем, как ни считай, а самолёту уже тридцать лет.
И в то же время это не так. Ил-114 должен быть выйти на линии в 1991 году. Он и вышел – только не в России, а в уже отдельном государстве Узбекистан, где изначально планировалось его серийное производство на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. Но серия изделий там была микроскопической – 18 единиц.
Между тем по миру гулял настоящий бум самолётостроения для ближних перевозок. Такие фирмы, как Fokker, Bombardier, SAAB, активно создавали соответствующие модели и предлагали их на мировом рынке. Где у российских самолётов уже не было даже шанса, после того как на Западе были приняты новые, очень жёсткие лимиты по экологичности и шумности авиационных двигателей.
https://vk.com/video-75679763_456258705
Этот шанс был у модификации Ил-114-100, которую оснастили канадскими двигателями PW-127H компании Pratt & Whitney Canada и авионикой американской компании Collins Aerospace, "дочки" известной военно-промышленной корпорации Raytheon Technologies. Но, собственно, именно эта модификация летала в Узбекистане.
И вот теперь в России встала на крыло действительно новая машина на новых и, главное, российских двигателях. Так что история историей, но в реальности Ил-114-300 начинается практически с чистого листа.
Что собой представляет Ил-114-300
Разработчиком самолёта стал Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина (головное предприятие ПАО "ОАК" в составе госкорпорации "Ростех"). Строить его собираются на мощностях переехавшего в подмосковные Луховицы бывшего завода №30, он же Московский машиностроительный завод "Знамя Труда", – в общем, на одном из осколков недобитой "Сухим" РСК "МиГ". По двигателям работает АО "ОДК-Климов" Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК, тоже в составе госкорпорации "Ростех").
Двигатель ТВ7-117СТ-01 специалисты характеризуют как весьма интересный и перспективный. Со своей максимальной мощностью на валу в 2900/3100 лошадиных сил он превосходит по этой характеристике канадский от Ил-114-100 с его 2400 л.с. (или 1765 кВт). Разрабатывается с 2014 года, так что будущее у него ещё всё впереди. Тем более что по малошумности он вполне соответствует современным требованиям.
По размерам Ил-114-300 поменьше Ту-134, но побольше Як-40. И на три метра длиннее Ан-24 - 26,9 м, но с таким же размахом крыла - 29,87 м. Диаметр фюзеляжа 2,86 м позволяет вместить в него два ряда по два кресла с чуть менее чем полуметровым проходом между ними. Всего предусматривается возможность перевозить до 64 пассажиров. Тесновато, бесспорно, но и на максимальную дальность полёта в 1500 км самолёту с его крейсерской скоростью до 500 км/ч потребуется максимум 3 часа.
За авионику отвечает цифровой комплекс пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования разработки НИИ авиационного оборудования (НИИАО) и АО "Раменское приборостроительное конструкторское бюро" (РПКБ).
Цена машины называется в пределах 16-20 млн долларов.
https://vk.com/video-75679763_456258713
Проектный ресурс машины рассчитан на 30 лет или на 30 тысяч лётных часов. До 2030 года планируется поставить на рынок до 100 таких самолётов не только пассажирских, но и военных модификаций. Среди последних сегодня говорят о патрульных машинах для охраны морских границ, о самолётах фотокартографического назначения и аппаратах для отработки радиоэлектронного оборудования и оборудования для РЭБ. Можно полагать, что следствием станет и специальный самолёт для радиоэлектронной борьбы и подавления.
Воздушный извозчик для российских регионов
Таким образом, Россия вскоре получит очень хороший, современный и удобный самолёт для региональных и местных перевозок. Этакого воздушного извозчика, который свяжет в более компактную в смысле времени и логистики транспортную сеть всю громадную Россию. Особенно Сибирь и Дальний Восток, относительно бедные на наземные транспортные артерии. Как отметил гендиректор Ростеха Сергей Чемезов, "турбовинтовой Ил-114-300 – ещё одна машина в пассажирской линейке, которую наши авиастроители предложат перевозчикам в ближайшей перспективе. Новый самолёт особенно актуален для нашей страны: он нетребователен к уровню оборудования аэродромов, приспособлен к эксплуатации в суровых условиях Севера, Сибири, Дальнего Востока и благодаря оптимальной вместимости салона может стать базовой машиной для развития региональных перевозок".
Да, 100 машин для этого маловато, но лиха беда начало. К тому же попутно сам выход этого самолёта на рынок станет толчком для восстановления и развития запущенной сети аэродромов, наземного оборудования, станций, всей инфраструктуры. А за этим, естественно, потянутся и другие изменения и усовершенствования в регионах. А значит, и во всей России.
Россия приходит в себя. Россия теперь опять многое делает сама.
Свежие комментарии