В середине 1939 года в приграничном районе Монгольской Народной Республики развернулся полномасштабный вооруженный конфликт между советским войсками ( находились в МНР в соответствии с "Протоколом о взаимопомощи") и японской Квантунской армией. 6 июля 2 танковый батальон советской 11-й танковой бригады произвел две атаки японских оборонительных позиций на правом берегу р.
Халкин-Гол. В ходе атаки советские танкисты понесли тяжелые потери: 7 убитых, 4 раненых, 5 пропавших без вести; 3 танка поврежденных, 6 уничтоженных.Через несколько дней в ежедневной японской газете "Харбинское время" (выходившей на русском языке) появилась сенсационная фотография сдающихся в японский плен красноармейцев. На этом снимке моментально разошедшихся по страницам мировой прессы, видно как из люка танка БТ-5 высунулся по пояс советский танкист, а его товарищ держа в руках белый платок стоит перед японским офицером Корпуса безопасности Сухопутных войск " Кэмпэйтай ". Сотрудникам ОО ГУГБ НКВД СССР без труда удалось идентифицировать советских военнослужащих из газетного снимка: это были, числившиеся пропавшими без вести после боя 6 июля, башенный стрелок А. Герасимов из 2-го танкового батальона и красноармеец А. Бурняшов из 171-го ОМСПБ.
Советские военнослужащие попавшие в японский плен в ходе боев на Халкин-Голе 27 сентября 1939 г. между советской и японской сторонами был произведен обмен военнопленными. Политуправлением РККА была создана "Комиссия по опросу военнопленных" для определения дальнейшей судьбы репатриированных. Круг вопросов был предсказуемым: при каких обстоятельствах оказался в плену и поведение в плену. Разумеется, в первую очередь были допрошены красноармейцы с той самой, скандальной, июльской фотографией у танка.
Красноармеец А. Бурняшов показал, что взят в плен в рукопашном бою 6 июля при отражении атаки японской пехоты:" я обернулся в ту сторону и увидел в шагах в 16 или 20 от меня стоял самурай, размахивая шашкой и бросился ко мне, я выскочил из окопа встретить его штыком, но тут с правой стороны мелькнула возле меня самурайская фигура, который вдарил мне по голове прикладом, но приклад не попал в середину головы, а пошел вперед , и у меня от этого удара каска съехала с головы на лоб, но удар отразился на моей винтовке, винтовку выбило из моих рук... В это время подбежал самурай с шашкой и ударил меня в левый бок, я упал. Тут насели на меня самураи, стали бить, стягивать с меня снаряжение...". Но, по данным собранным комиссией было установлено, что он "в плену фотографировался у подбитого танка с Герасимовым, инсценируя сдачу в плен, разглашал военную тайну, писал контрреволюционные листовки по заданию японцев, высказывал желание остаться у японцев". Почему комиссией установлено, что фото - "инсценировка" ? Потому, что красноармеец Бурняшов попавший в японский плен 6 июля был из другой воинской части и никакого отношения к танкам не имел. Да и само появление на поле боя офицера из " Кэмпэйтай " маловероятно, т.к. у них другие задачи были. Исходя из обстоятельств пленения, решение комиссии - предать суду трибуналу "за измену Родине", было изменено комиссаром Фронтовой Группы корпусным комиссаром Н. Бирюковым на предать суду трибуналу "за нарушение военной присяги". А. Бурняшов был арестован 26 октября, с предъявлением обвинения по ст. 193-22 УК РСФСР "Самовольное оставление поля сражения во время боя, сдача в плен, не вызывавшаяся боевой обстановкой, или отказ во время боя действовать оружием, а равно переход на строну неприятеля...". 31 октября был признан виновным Военным Трибуналом ЗабВО. Приговорен к 6 годам ИТЛ с конфискацией имущества и с поражением в правах на 2 года.
Красноармеец, башенный стрелок А. Герасимов показал, что он взят в плен 6 июля вместе с младшим комвзводом Д. Чулковым, после того, как их танк БТ-5 был подбит в глубине обороны противника. Комиссией было установлено, что они покинув танк и "проявили трусость, сбежали, не захватили с танка для продолжения боя пулеметы с патронами и гранатами, дав этим возможность захватить неприятелю, а затем при встрече с неприятельскими солдатами каждый в отдельности с оружием (наганами) в руках без сопротивления сдались им в плен", находясь в плену Герасимов"фотографировался с белым платком в руках у своего подбитого танка, инсценируя сдачу в плен, писал контрреволюционные листовки". Комиссией принято решение предать суду трибуналу "за неприятие мер для предотвращения пленения, за недостойное поведение в плену" и изменено корпусным комиссаром Н. Бирюковым на предать суду трибуналу "за нарушение воинской присяги, Арестован 26 октября, предъявлено обвинение по ст. 193-22 УК РСФСР, признан виновным, осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества и с поражением в правах на 4 года.
Фотография из японской газеты изменила судьбу не только смалодушничавших в плену Герасимова и Бурняшова. Был арестован младший комвзвод, механик-водитель танка БТ-5 ( из люка которого "позировал" Бурняшов) Д. Чулков. Несмотря на то, что ранее комиссия не нашла компрометирующих данных на его поведение в плену, он был признан виновным по ст. 193-22 УК РСФСР, и трибуналом ЗабВО приговорен к 8 годам ИТЛ с конфискацией имущества и с поражением в правах на 2 года.
Свежие комментарии