Самолет-мишень QF-16 идет на взлет. Пилота в кабине нет.
Наш уважаемый друг с той стороны земного шара Кайл Мизоками откровенно веселится над тем, какие идеи рождаются в головах деятелей из американского военного ведомства, но такова уж природа человека: почему не посмеяться над тем, что кажется смешно?
Поводом для веселья стало выступление военного аналитика Захарии Калленборна, предложившего бросить все силы на создание воздушного флота из отслуживших свой срок самолетов.
«Самолеты-нежить» или «самолеты-зомби», переоборудованные должным образом, могут сыграть роль беспилотных ударных средств, способных вести боевые действия и тем самым увеличить общий парк ВВС США.
Предложение весьма интересное, но есть нюансы.
Все мы прекрасно знаем о том, какое огромное количество старых самолетов находится на хранении в одной из американских пустынь. Там они, в отсутствии воздействий атмосферных осадков, не так быстро коррозируют и некоторые из них потихоньку разбираются на запчасти.
Так что, считает Калленборн, если в Пентагоне сочтут тему авианекромантии достойной внимания (в смысле – бюджета), то для начала из почетной отставки можно вернуть какое-то количество F-16 и сделать из них беспилотники.
Necro-Aeronautics: Raising Undead Aircraft for War («Некро-аэронавтика – поднять самолеты-нежить для войны») – так называет свою статью Калленборн и, надо сказать, термины у него только в путь.
Вообще тема-то совершенно не новая. Использовать старые самолеты в качестве мишеней для тренировки пилотов начали еще после Второй Мировой войны, а идею дистанционного управления самолетами пытались реализовывать еще во время войны.
Но здесь идет речь о несколько иных вещах. То, что делает сегодня Китай, превращая старые самолеты в управляемые летающие бомбы или дроны-камикадзе, в США должны превзойти. Незачем превращать старые самолеты в мишени и усеивать землю обломками, лучше вооружить их и бросить на врага. И толк будет, и определенная экономия экипажей.
Американские военные должны прошерстить американские (а можно и у союзников поковыряться на свалках) авиационные кладбища, причем, как военные, так и гражданские, чтобы набрать достаточное количество самолетов, которые можно превратить в БПЛА. Это потребует тщательной инвентаризации и инспекций самолетов на кладбищах для оценки летной годности, возможности перехода на дистанционный или автономный полет и вариантов вооружения.
Для некоторых самолетов стоит задуматься относительно подвески бомб и ракет, а некоторые (гражданские) можно использовать именно как дронов-камикадзе.
Для осуществления этой некро-программы потребуется приличный штат техников, чтобы содержать самолеты в боеспособном состоянии, а также пилоты-операторы, которые будут управлять этими самолетами. Естественно, надо быть готовыми к тому, что потребуются изрядные суммы не только на переоборудование и дооснащение самолетов, но и на первичный отбор.
Зато на выходе довольно приличное количество летательных аппаратов, способный к осуществлению ударных действий. Дроны часто относительно дешевы и могут быть брошены на противника без особого сожаления. Использование стаи беспилотников одновременно может сокрушить цель: моделирование слушателями Военно-морской аспирантуры в 2012 году показало, что при атаке восьми беспилотников на корабль класса эсминец обычно четыре проходят через оборону.
Эта способность подавлять цели также делает беспилотные летательные аппараты весьма ценными для миссий с высоким риском. Например, масса беспилотников хорошо подходит для подавления задач ПВО противника — потери дешевых беспилотников гораздо менее значительны, чем потеря дорогостоящего пилотируемого самолета и гибель или захват пилота.
Аналогичным образом, беспилотные летательные аппараты хорошо подходят для атаки командных пунктов, конвоев или логистических линий, где стратегические выгоды могут значительно перевесить потерю большого количества беспилотников. Даже простые роли, такие как беспилотные летательные аппараты для корректировки огня артиллерии, требуют большого количества, потому что противник, понимая суть их задач, просто стремится их сбить.
Российско-украинская война хорошо иллюстрирует проблему массы, когда обе стороны старательно уничтожали запасы беспилотников противника. Украина и Россия приложили значительные усилия для увеличения поставок, в том числе и за счет импорта из Турции и Ирана, и обе стороны активно закупают и используют в военных целях гражданские беспилотники.
Авиационные кладбища обеспечивают потенциально отличный источник для восстановления запасов беспилотных летательных аппаратов путем преобразования самолетов в беспилотные системы. Крупнейшее в мире кладбище самолетов, 309-я аэрокосмическая группа технического обслуживания и регенерации в Тусоне, штат Аризона, утверждает, что обычно на контроле и хранении находится более 4 200 самолетов, начиная от советских МиГов до А-10 Thunderbolt.
Низкая влажность Аризоны означает, что самолеты ржавеют медленнее. Да, самолеты находятся в различных состояниях, некоторые самолеты предназначены для утилизации, в то время как другие обслуживаются и модернизируются. На всякий случай.
Кладбищенские самолеты часто разбирают на запчасти, но многое будет зависеть от того, какие были сняты детали. Самолету-нежити не нужно поддерживать жизнеобеспечение живого пилота и всех систем с ним связанных, в том числе и управления. Да, потребуются некоторые технические изменения для переделки на дистанционное пилотирование. Так что порой что-то уже демонтированное не придется возвращать обратно. Недостающие части могут быть ненужными.
Проблемы реальной недостачи частей для старых самолетов предположительно можно решить с помощью 3D-печати. Такие детали могут стать выходом. Конечно, они не прослужат столько, сколько оригинальные, но это и не требуется. Особенно это касается самолетов-камикадзе, у которых дорога реально в один конец.
Естественно, остаются вопросы организации роев дронов. Это влечет за собой установку дополнительных приемников и передатчиков информации, разработки алгоритмов поведения и программирования, но зато самолеты-нежить получат возможность к автономным полетам и даже выполнению задач. Одновременно это снизит потребность в пилотах-операторах.
Такие самолеты смогут в условиях реальных боевых действий выполнять различные задачи. Наиболее очевидным является наполнение самолета взрывчаткой, после чего нанесение удара камикадзе. Большая дальность полета самолета делает их подходящими для атак по целям в тылу, таким, как железнодорожные мосты и прочие объекты инфраструктуры.
Более хорошо сохранившиеся самолеты можно использовать неоднократно, подвесив им бомбы или ракеты. Это может быть довольно эффективно в качестве атаки первой волны перед пилотируемыми самолетами: самолеты-нежить и другие приманки загружают работой радары противовоздушной обороны, по которым можно наносить удары противорадиационными ракетами. Если самолеты-нежить пройдут через противовоздушную оборону, они могут атаковать цели не только подвешенным вооружением, но и как камикадзе, нанося дополнительный ущерб.
В целом на выходе получается довольно маневренный и быстрый, но не отягощенный интеллектом, боеприпас. Зато этот боеприпас недорогой и его можно использовать по первому, так сказать, требованию.
В идеале, самолеты-БПЛА должны быть максимально автономными, чтобы снизить требования к обучению и эксплуатации, а также иметь относительно стандартизированные системы управления, чтобы пилоты могли легко переходить от одной системы к другой. В долгосрочной перспективе на смену настоящему пилоту должен прийти пилот искусственного интеллекта, полностью устраняя необходимость в пилоте-человеке. Что было бы особенно интересно, так это предоставление возможности для переоборудования сбитых и захваченных самолетов противника в самолеты-БПЛА. Это было бы технологически сложно и не потоком, но это могло бы дать дополнительные бонусы. Как немцы во время Второй Мировой войны использовали для спецопераций захваченные и восстановленные самолеты союзников.
Калленборн замечает (и правильно!), что самолеты, взятые с базы хранения («кладбища») могут сильно различаться по возрасту, готовности к полету и, следовательно, затратам на переоборудование. Старые самолеты могут не иметь мощности и стабильности, необходимых для работы с современной авионикой. Даже если планер в порядке, поддержка, обслуживание, транспортировка и преобразование в удаленное управление требуют времени и стоят денег.
Еще больше средств может потребовать транспортировка этих самолетов к местам применения. Здесь вся надежда на авианосный флот, если, к примеру, самолеты необходимо будет доставить в Европу или Корею, для использования против России или Китая. Однако, это оправданные траты.
Вообще, затраты и выгоды необходимо сравнивать с созданием и развертыванием традиционных беспилотных летательных аппаратов. А традиционные беспилотные летательные аппараты могут быть дешевле, но также нести гораздо меньшую полезную нагрузку, а производственное предложение может не удовлетворить спрос в крупномасштабной войне, как это получилось у России и Украины.
Конечно, со временем, запасы самолетов в «костяных дворах» закончатся, но к тому времени промышленность уже сможет реализовать полученную передышку и нарастить объемы производства. Объемы – это масса самолетов, которые могут быть подняты в воздух и использованы против врага.
Если беспилотные системы — это будущее войны, то развитие и поддержание массы летающих средств — это тоже работа на будущее. Беспилотные системы имеют высокие показатели износа, у них не такой долгий ресурс, как у обычного самолета, поэтому запасы БПЛА могут быть быстро истощены. Поскольку Соединенные Штаты готовятся к возможности массовой войны великих держав, страна должна творчески подумать о том, как получить преимущество в затяжном конфликте.
Самолеты-БПЛА могут быть полезным дополнением к дорогим «умным» боеприпасам. Большие тупые самолеты, начиненные взрывчаткой, летящие в цель, могут быть хороши для некоторых миссий, оставляя умные бомбы, на миссии, где они будут более полезны.
Но успешная некро-аэронавтика потребует первоначальных усилий по инвентаризации и оценке авиационных кладбищ для жизнеспособных самолетов, и этот процесс может начаться сейчас, в самое ближайшее время. По крайней мере, для этого нет никаких препятствий.
Затем эти самолеты должны быть отремонтированы по мере необходимости, преобразованы в автономные или беспилотные, и оснащены взрывчатыми веществами. Естественно, с пилотами или операторами, которых еще предстоит обучить.
Учитывая, что самолеты-нежить, как правило, будут скорее планом Б, чем планом А, акцент должен быть сделан на подготовке к конверсии, а не на немедленном массовом «воскрешении». Но с будущих конфликтах эскадрилья таких самолетов может стать полезным дополнением к обычной авиации, особенно в затяжных войнах, когда техника и боеприпасы буквально горят.
Интересный подход, не так ли? С одной стороны смотрится как некий «Тришкин кафтан», с другой – а зачем все эти кладбища военных и гражданских самолетов? Профит очевиден. Конечно, дооборудование обойдется в огромную копеечку (размером с Пентагон), но оно того будет стоить. Действительно, масса самолетов-беспилотников, способных уничтожить что-то на земле, масса задействованных людей, масса освоенных долларов…
Почему нет? Даже под смешным термином «некро-авиация», толк может быть. Кстати, «самолет-нежить» - это довольно точное понятие, если вдумчиво переводить с английского. «Самолёт-призрак» - это нечто такое, бестелесное, а «нежить» в понимании американцев – наоборот, вполне осязаемо. Как зомби.
ВВС США уже работают над преобразованием F-16 в QF-16, обозначение «Q» означает «неуправляемый». QF-16 используются в качестве беспилотных летательных аппаратов-мишеней, имитирующих высокоэффективные истребители противника, что дает пилотам-истребителям возможность использовать боевые ракеты против дистанционно управляемой цели. Так что ничего такого сверхнового, просто Калленборн пошел дальше с предложением вооружить такой самолет, дать ему дистанционное управление и отправить на штурмовку.
Роботизированный самолет QF-16, вооруженный противорадиационными ракетами HARM – идеальное средство первого удара. Да, эти «зомби» точно погибнут все, но их ракеты смогут вывести какое-то количество реальных радаров ПВО и тем самым ослабить систему противовоздушной обороны противника. Такая миссия весьма опасна для обычного самолета и пилота, а вот для «нежити» - в самый раз.
Или (как уже говорит сам Мизоками) гражданский лайнер, превращенный в бомбу и направленный на Крымский мост. Идея так себе, там БПЛА не пролетит, не то что такая туша, но в других местах вполне можно попробовать такой сценарий.
Если Калленборн добьется своего…
А что будет, если он добьется того, чтобы старые списанные самолеты получили свою новую некро-жизнь?
В ближайшие лет 10 – ничего. Первоначально надо изготовить какое-то количество комплектов систем управления для авианежити, потом отобрать эти самолеты, обслужить, подготовить…
В общем, дело реально на несколько лет и несколько миллиардов долларов. Но в итоге из него может получиться что-то дельное. Все зависит от того, как подходить к процессу.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии