В 1930-х годах в поселке Сеще был построен военный аэродром для тяжёлой авиации, после чего на него перебазировалась авиационная часть. В этой части перед войной и работала Анна Морозова. Она закончила бухгалтерские курсы и работала по специальности.
Когда на эту землю ступил враг, Аня ушла вместе с родителями и младшими детьми при отступлении советских войск. Но ей пришлось вернуться, как и многим другим беженцам, которым не удалось добраться до безопасного места. Растерянная и напуганная девчонка заявила, что готова пойти на фронт, как и сотни, и тысячи других добровольцев.
Но военное командование решило по-другому. Девушку оставили в поселке Сещи Смоленской области, помогли устроиться к гитлеровцам прачкой. Она не вызвала у немцев подозрений: молодая девчушка, которая очень напугана и хочет поскорее увидеть маму. Так, она вошла в состав сформированного разведывательно-диверсионного отряда под командованием Константина Поварова. Ее позывной был "Резеда".
"Непреступная крепость" с изъянами
Немцы, захватив Сещинскую авиабазу, решили преобразовать ее в одну из важнейших баз германской бомбардировочной авиации, откуда немецкие самолеты должны были отправляться бомбить Москву и другие русские города. Зона в радиусе пяти километров была переведена немцами на особое положение. Гитлеровцы намерены были обеспечить безопасность авиабазы от действий партизан. Казалось, что Сеща превращена немцами в неприступную крепость. Но в этой крепости всё-таки удалось найти изъяны. Разведывательно-диверсионная группа Поварова стала готовить диверсии против немецких самолетов.
Ценные сведения о противнике, которые добывала Аня Морозова, помогали советской авиации наносить точные удары по немецкой авиабазе. Фото: globallookpress.com
Аня Морозова сама подбирала из местных жителей кандидатов для участия в подпольной работе и обеспечивала связь отряда с партизанами. Ей удалось получить для некоторых участников подполья пропуска на аэродром. Самолеты, вылетавшие с прикрепленными к ним магнитными минами с часовым механизмом, взрывались в воздухе.
Немцы сначала не могли установить причины гибели летчика и самолета, считая, что он сбит советскими средствами противовоздушной обороны. Морозова также добывала ценные сведения о противнике, которые помогали советской авиации наносить точные удары по немецкой авиабазе.
За секунды до взрыва: Немцы так и не смогли найти разведчиков Морозовой
После гибели Поварова, который подорвался на мине, Аня сама возглавила группу подпольщиков. Позже о ней писали так: у этой девчушки не было опыта, но она оказалась способным командиром и конспиратором.
Решительные действия Морозовой позволяли не только продолжить диверсионную работу, но и собирать разведданные.
Аня успешно завербовала единомышленников и среди рабочих аэродрома, располагавших возможностями осуществлять диверсионные операции. В процессе поиска источников разведывательной информации у нее появился свой человек в штабе командования Сещинской авиабазы. Ее люди продолжали "начинять" германские самолеты минами. Однажды немецкое командование задержало вылет самолетов.
Тогда возникла угроза, что заложенная в одном из них мина взорвется на аэродроме. Аня прекрасно понимала, что будет после этого: немцы сразу узнают, что на аэродроме работают диверсанты. Начались бы массовые аресты, немцы не пощадили бы никого. Пока счет шел на минуты, человек Морозовой успел пробраться на летную полосу и снять взрывной устройство. Он остановил таймер, когда до взрыва оставались считанные минуты.
Из "Резеды" превратилась в "Лебедя"
Почти два года она действовала как подпольщик под носом у немцев, безуспешно искавших виновников утечки информации из авиабазы. В сентябре 1943 года Сещи были освобождены Красной армией, а уже опытную разведчицу Аню направили в Восточную Пруссию. Из "Резеды" она превратилась в "Лебедя".
В конце июля 1944 года ее отряд в составе десяти советских десантников был выброшен на парашютах в глубокий тыл врага, в районе немецкой ставки Гитлера под названием "Волчье логово". Вскоре висящие в лесу парашюты были обнаружены немцами. Это вызвало большую тревогу.
Советских диверсантов начали искать, но отряду долгое время успешно удавалось быстро менять места и ускользать от засад немцев. Позже советское руководство вспоминало, что сообщения, присланные разведчиками отряда Ани Морозовой, были "ценными и информативными". Всего было прислано из тыла врага не менее 67 посланий.
Провокация гестапо, бегство в Польшу, последний патрон
Чтобы найти советских диверсантов, кошмаривших гестаповцев, немцы решились на чудовищную провокацию. Они сами уничтожили свой же поселок, убив и растерзав "истинных арийцев", после чего заявили, что это дело рук советских диверсантов.
СССР. Брянская область. 14 сентября 1968 г. Открытие памятника погибшим участникам Сещенского интернационального подполья с рельефами руководителей подполья вверху - Константина Поварова, Анны Морозовой и поляка Яна Маньковского. Рабинович Исаак/Фотохроника ТАСС
До всех немецких жителей была доведена информация, чтобы они немедленно сообщали обо всех "подозрительных лицах". Но Ане Морозовой и ее людям удавалось неплохо прятаться. Тем временем пришли холода. У советских диверсантов закончилась еда, а теплой одежды не было.
В телеграмме от ноября 1944 года говорится: "Все члены группы — это не люди, а тени… Они так изголодались, промерзли и продрогли в своей летней экипировке, что нет сил держать автоматы. Просим разрешить выход в Польшу, иначе мы погибнем".
Но вариантов было немного. Отряд продолжил деятельность, понимая, что именно сейчас, как никогда, Красной армии нужна информация – близилось решающее наступление наших бойцов на район "Волчье логово".
Уходить от преследования становилось все труднее. Однажды диверсанты оказались все же в окружении. Отряд вел свой последний бой. Аня Морозова с рацией сумела ускользнуть и передать ценные сведения. Она не раз еще попадала в окружение, но в итоге разведчице удалось пробраться в Польшу. Спустя короткое время ее нашли немецкие солдаты.
Отстреливаясь до последнего патрона, Аня Морозова не далась живой в руки ненавистных врагов. Она взорвала себя и рацию гранатой. Ей было 23 года.
Аня Морозова погибла в бою в декабре 1944-го. До Победы она не дожила четыре месяца. Фото: globallookpress.com
В 1959 году бывший советский разведчик Овидий Горчаков опубликовал статью в "Комсомольской правде", а в 1960 году вышла написанная им в соавторстве с польским писателем Янушем Пшимановским повесть "Вызываем огонь на себя", посвящённая подвигу Анны Морозовой и её группы.
В феврале 1965 года был премьерный показ первого советского четырехсерийного телесериала "Вызываем огонь на себя", снятого режиссером Сергеем Колосовым. После всесоюзной телевизионной трансляции картины ветераны Великой Отечественной войны и общественники обратились к руководству СССР с предложением присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза. В мае этого же года Золотую Звезду Героя Советского Союза вручили ее родственникам.
Свежие комментарии