Высокоточное превосходство
Проведение российской специальной военной операции (СВО) на Украине наглядно показало важность и эффективность высокоточного оружия, в том числе и высокоточного оружия большой дальности.
Для авиации использование высокоточного оружия и вовсе становится единственным вариантом боевой работы – вряд ли кто-то в здравом уме может думать, что нанесение ударов неуправляемыми ракетами или авиабомбами с кабрирования оказывает какое-то существенное влияние на поле боя.
Пожалуй, это вообще один из важнейших выводов, который сделан в результате СВО, хочется верить, что после завершения боевых действий сторонники СВП-24 «Гефест» и неуправляемого «чугуния» вновь не затянут руководство Военно-воздушных сил (ВВС) России в свою секту.
Масштаб и продолжительность ведения боевых действий на Украине показали, что высокоточного оружия должно быть не просто много, а очень много – сейчас за сутки может расходоваться столько же высокоточного оружия, сколько в предшествующих войнах и вооружённых конфликтах за месяц ведения боевых действий.
Также сейчас идёт своего рода соревнование между высокоточными боеприпасами, предназначенными для поражения наземных целей, а также средствами противовоздушной обороны (ПВО), способными их сбивать.
Следовательно, необходимо оптимизировать конструкцию и снижать стоимость высокоточных боеприпасов для того, чтобы их применение не стало дороже, чем защита от них.
Ну и, наконец, необходимость применения большого количества высокоточных боеприпасов, зачастую почти одномоментно, выдвигает требование о необходимости разработки мультиплатформенных межвидовых боеприпасов, которые смогут применяться с воздушных, наземных и надводных платформ.
Российский универсальный межвидовой планирующий боеприпас (УМПБ) Д-30 СН может применяться как с наземных, так и с авиационных платформ.
Одновременно в рамках каждого типа платформ – воздушных, наземных и надводных, должно быть охвачено максимальное количество носителей. К примеру, вооружённые силы Украины (ВСУ) неоднократно запрашивали у Германии поставки крылатых ракет (КР) большой дальности KEPD-150/350 TAURUS.
Проблема в том, что даже если Германия и согласилась бы на поставку этих ракет, то потребовалось бы время на то, чтобы адаптировать их к носителям, имеющимся у ВСУ – такие самолёты, как F-16, не говоря уже о МиГ-29, Су-27 и Су-24, изначально не адаптированы для применения КР TAURUS.
КР KEPD-150/350 TAURUS
Разумеется, успешный опыт интеграции на указанные носители британо-французских КР Storm Shadow / SCALP-EG говорит о том, что данная проблема решаема, но производители вооружений выводы сделали и теперь рассматривают возможность создания максимально унифицированных решений.
MBDA RCM²
На Берлинской аэрокосмической выставке ILA 2024, которая прошла летом в столице Германии, немецкое отделение компании MBDA опубликовало концептуальные изображения перспективной крылатой ракеты RCM² (Remote Carrier Multidomain Multirole Effector – что-то вроде «многоцелевой многофункциональный транспортный блок»).
Ракета RCM² массой примерно 340 килограмм оснащена турбореактивным двигателем (ТРД), обеспечивающим ей высокую дозвуковую скорость полёта и дальность применения порядка пятисот километров. В состав КР RCM² может входить стартовый ракетный ускоритель для её запуска с наземных и надводных платформ.
Планер КР RCM² выполнен с учётом требований снижения заметности в радиолокационном, а возможно, что и в тепловом диапазонах длин волн. Система наведения должна включать инерциальную навигационную систему (ИНС), дополненную средствами спутниковой навигации, систему сопоставления контуров местности типа системы TERCOM у американских КР «Томагавк», а также инфракрасную головку самонаведения (ИК ГСН).
Важным моментом является присутствие на КР RCM² средств связи для обеспечения её перенацеливания в полёте – как мы уже говорили неоднократно, системы перенацеливания в полёте могут кратно повысить эффективность применения высокоточного оружия большой дальности, особенно тех образцов, что обладают относительно невысокой скоростью полёта, таких как крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), в том числе и БПЛА-камикадзе.
Полезная нагрузка КР RCM² может включать кассетные и проникающие боевые части (БЧ), средства постановки электромагнитных помех, а также различные датчики и сенсоры, позволяющие использовать КР RCM² как средство разведки.
Высказывается мнение, что такие изделия, как RCM², стирают грань между КР и БПЛА, однако, скорее всего, это преувеличение, просто маркетологи сейчас всё пытаются притянуть к модной тематике БПЛА.
Если говорить о БПЛА-камикадзе большой дальности, то их ключевым преимуществом является исключительно низкая стоимость по сравнению с «настоящими» КР. Сомнительно, что европейская КР RCM² будет сопоставима по стоимости с тем же БПЛА-камикадзе «Герань-2», но она и не должна, поскольку всё-таки это именно крылатая ракета, а не БПЛА, и в своей нише она вполне может быть весьма эффективным и опасным оружием.
Носители
Исходя из представленных данных, КР RCM² можно будет применять с транспортных самолётов, оснащённых специальным устройством для сброса, с надводных кораблей, оснащённых универсальными установками вертикального пуска (УВП) Mk 41, а также с направляющих-пакетов пусковых установок (ПУ) реактивных систем залпового огня (РСЗО), таких как HIMARS или MLRS.
Не исключено, что в дальнейшем количество носителей КР RCM² будет расширяться путём добавления таких платформ, как бомбардировщики-ракетоносцы (конечно, если только американские, своих-то у стран Европы нет) и самолёты тактической авиации. Как минимум об этом говорит размещение макета КР RCM² рядом с самолётом Eurofighter Typhoon.
Если исходить из изображения запуска КР RCM² с ПУ РСЗО MLRS, то видно, что в одном пакете должны размещаться четыре КР RCM², соответственно, MLRS сможет нести восемь КР RCM², тогда как HIMARS — четыре таких ракеты.
Запуск КР RCM² с ПУ РСЗО MLRS
Опять же, если исходить из опубликованных MBDA изображений, то в одну ячейку УВП Mk 41 будет помещаться всего одна КР RCM², но тогда получается, что пространство в УВП Mk 41 будет использоваться не слишком рационально, тем более что боезапас корабля в автономном плавании ограничен и восполнить его сложно.
Запуск КР RCM² из УВП Mk 41
Что касается сброса КР RCM² с транспортных самолётов, то, пожалуй, это одно из самых перспективных направлений развития авиационных вооружений, в том числе, в первую очередь, высокоточных боеприпасов большой дальности.
Вопрос целесообразности использования транспортных самолётов в качестве носителей вооружений мы уже рассматривали в мае этого года в материале «Бомбардировщик-ракетоносец военного времени: вопрос не в самолёте, а в его содержимом».
Запуск КР RCM² с транспортного самолёта
Использование транспортных самолётов предоставляет огромные преимущества, начиная от меньшей стоимости лётного часа по сравнению со стратегическими бомбардировщиками и самолётами тактической авиации, и заканчивая непредсказуемостью момента нанесения удара для противника.
Транспортных самолётов в небе всё время находятся десятки, а то и сотни, отследить их все, а также их содержимое практически невозможно. Они мотаются между различными авиабазами, аэропортами и аэродромами, в любой точке на них может быть загружен смертоносный «гостинец».
Сочетая стратегические бомбардировщики-ракетоносцы с транспортными самолётами, способными применять высокоточное оружие большой дальности, можно «играть» с системой ПВО противника, гибко сочетая реальные и ложные атаки.
Выводы
Судя по всему, новая крылатая ракета RCM² от компании MBDA на текущий момент всё ещё находится в начальной стадии разработки. Иногда такие проекты активно развиваются, а иногда так и остаются на стадии картинок и макетов.
Из наиболее интересных характеристик КР RCM² можно отметить её сложную систему наведения, потенциально высокоустойчивую к помехам, возможность перенацеливания в полёте и получения обратной связи от установленных на КР датчиков и сенсоров, а также мультиплатформенность по носителям.
В случае реализации заявленных характеристик КР RCM² может представлять для нас определённую угрозу, разумеется, при сохранении приемлемой стоимости разработки и производства.
В противном случае КР RCM² от компании MBDA превратится в очередную «серебряную пулю», которые так любит производить европейская промышленность, но которые не способны в корне поменять ситуацию на поле боя из-за высокой стоимости и, как следствие, ограниченных объёмов производства данных боеприпасов.
Свежие комментарии