Сегодня, 13 января 2022 года, должен начаться поэтапный вывод войск ОДКБ с территории Казахстана. Миротворческая операция успешно завершена, конституционный порядок в этой центральноазиатской стране восстановлен. Пора домой? К сожалению, уже сейчас можно констатировать, что безусловная военная победа России обернулась ее тяжелейшим политическим поражением.
Что дает основания нам так полагать?7 января, в самый разгар драматических событий в Казахстане, на «Репортере» вышла публикация с говорящим названием «Почему ошибкой будет не ввод, а вывод российских войск из Казахстана». В ней мы рассуждали о том, что будет после вывода войск ОДКБ из республики, и пришли к неутешительному выводу, что это станет стратегической ошибкой.
Мы исходили из предположения, что после завершения передела власти и вывода наших войск, сделавших свое дело, на русских солдат будет навешен ярлык «интервентов и оккупантов». К власти на этой волне придут оголтелые русофобы, которые примутся мстить, отыгрываясь на миллионах этнических русских, проживающих в Северном Казахстане, где немалые территории исторически являлись российскими. Также мы исходили из того, что необходимо добиться выдворения с территории Казахстана американских и турецких НКО. Однако сразу же после укрепления режима президента Токаева при активной поддержке Москвы он первым делом попросил на выход не иностранные НКО, а именно российские войска.
Многие коллеги-журналисты и политологи призывают россиян не расстраиваться стремительному выводу миротворцев из Казахстана, считая произошедшее победой, плоды которой мы вот-вот пожнем. Увы, но согласиться с такими оптимистичными выводами никак не получается. И вот почему.
Как отреагировала местная власть на массовые протесты, перешедшие в беспорядки и настоящие уличные бои? Временно заморозили цены, а президент Токаев распустил правительство, которое было назначено «крайним». И вот создано новое, в котором все свои посты сохранил силовой блок, за исключением «изменника» главы КНБ Масимова. Для благопристойного вида кабинет министров даже разбавлен двумя этническими русскими. Но самым показательным стало назначение министром информации и общественного развития Аскара Умарова. Большего русофоба и патентованного пантюркиста в Казахстане президенту Токаеву было трудно найти.
О нем и его взглядах в России давно и хорошо знают. До назначения на пост главы министерства информации и общественного развития (!) этот человек активно публиковался в социальных сетях под говорящим ником TurkMedia и псевдонимом Аскар Кумыран. В бытность его руководителем агентства «Казинформ» там была опубликована карта, в которой к Казахстану были присоединены, помимо прежних «подарков», новые российские земли с Омском и Оренбургом. Русских этот человек называет «русней» и «навязанной диаспорой». Вот цитаты:
Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора, а не автохтоны, и скажи спасибо, что ваши права соблюдаются и вас, как колонизаторов в иных странах, никто не гонит…
С русскими проблемами языка и культуры — в Россию, пожалуйста. Не забывайте, что вы тут навязанная диаспора.
Ну, спасибо, конечно. Не жалует новый министр информации и общественного развития Казахстана и этнических казахов, принявших русский язык и культуру, преимущественно проживающих на севере страны, называя их «манкуртами» и «чернорусами»:
Казахам-чернорусам задуматься: оставаться с рашкой или с цивилизованным миром.
Как и всякий русофоб, мистер Умаров недолюбливает подвиг советского народа в победе над нацистской Германией:
Когда все будут напиваться водкой и праздновать непонятный день победы, вы помяните молитвой наших несчастных дедов, не вернувшихся с чужой войны. Кого победили, что победили?
То, что ждет Северный Казахстан после назначения главой министерства информации и «общественного развития» подобного персонажа, можно понять по еще одному его высказыванию:
В Казахстане идеология всеобщей дружбы народов — это идеология лишь переходного периода. На сегодня эффективность демонстрирует лишь национализм, причем вне зависимости от этнической составляющей.
К слову, в России этот казахстанский государственный деятель уже признан персоной нон-грата. В Россотрудничестве с ним отказываются вести диалог, а «Роскосмос» не ждет свежеиспеченного министра на Байконуре. И какие же мы можем сделать выводы?
Да, в общем-то, об этом мы говорили еще на прошлой неделе. Ввод войск был правильным решением, но вот их вывод – это большая ошибка. Еще не успели российские солдаты покинуть землю Казахстана, как президент Токаев плюнул в лицо тем, кто пришел ему на помощь в трудную минуту. Если и раньше жизнь этнических русских и обрусевших казахов в Северном Казахстане была не сахар, что вело их к вынужденной эмиграции, то теперь новый министр «общественного развития» им вообще никакой нормальной жизни не даст. Русские солдаты, выполнив свой союзнический долг, уходят, пришли к власти протурецкие ставленники. Уже сейчас можно заключить, что Казахстан, вместо того чтобы стать ближе к России, встал на ту же дорожку, которой пошла Украина к Майдану 2014 года. Победа, обеспеченная стремительным вводом войск ОДКБ, оборачивается политически поражением.
При сохранении этого нового русофобского курса Северный Казахстан с большой долей вероятности ждет «донбасский сценарий», а сам Казахстан станет колоссальной геополитической проблемой в южном подбрюшье России, о чем мы подробно рассуждали ранее. Можно ли этого избежать?
На самом деле, этот поезд уже стремительно набирает ход и остановить его можно только нажав на стоп-кран. Президенту Токаеву надо сделать жесткое внушение, российские солдаты должны остаться под любым предлогом, а самому Казахстану необходима федеративная реформа, где регионы компактного проживания этнических русских и обрусевших казахов получат статус национально-культурной автономии.
Это последняя реальная возможность избежать украинского сценария в Центральной Азии, и она уже почти упущена. Не умеют у нас закреплять политически военные победы.
- Автор: Сергей Маржецкий
Свежие комментарии