30 июня 2014-го на Донбассе появились сербские четники, десять бойцов. Они назвали свой отряд именем полковника Йована Шевича, который был в XVIII веке командиром гусарского полка, набранного из переселенцев-сербов и охранявшего русскую границу от набегов крымских татар. Нынешние сербы еще помнят, что в те времена на территории Луганщины находилась область Славяносербия, ставшая новой родиной для балканцев православной веры, бежавших из-под турецкого гнета.
Создателем и командиром отряда «Йован Шевич» был Братислав Живкович, у себя в Сербии возглавлявший организацию «Четнички покрет». В прошлом он имел боевой опыт в Косово и Метохии, где служил в составе легендарной 63-й парашютной бригады.
«Йован Шевич» вырос из пятерки сербских добровольцев, прибывших в Крым в марте и заступивших на один из блокпостов самообороны под Севастополем. «Русские всегда нам помогали, приезжали к нам, когда было особенно трудно, - сказал тогда Живкович. - Сейчас наш черед».
На Донбассе четники первоначально занимались сопровождением доставляемых мирному населению медикаментов, пищи, воды, одежды и обуви.
С прибытием новой группы сербских добровольцев и поступлением в отряд русских, «Йован Шевич» увеличил свою численность до 35 бойцов и стал именоваться уже не Сербским, а Славянским четническим отрядом. Многие местные ополченцы хотели записаться в четники, «им нравились наши ветераны с боевым опытом, наш уклад, строгая дисциплина, то, что мы молимся и причащаемся».
С середины июля командование начало привлекать отряд к боевым операциям. Выдвинувшись на помощь окруженному под Луганском подразделению, чтобы доставить туда боеприпасы и медикаменты, четники сами оказались блокированы и двенадцать часов пребывали под артиллерийским огнем. Прорваться они смогли только на рассвете, унося с собой четырех раненых: трех сербов и одного русского.
Корреспондент немецкой газеты «Die Zeit», увидевший Братислава Живковича на Донбассе, писал: «В 39 лет он выглядит как призрак войны в человеческом облике: длинноволосый, густая борода, волосы черного цвета, как и его шапка, на плече нашивка с золотым черепом». Так и выглядели сербские четники времен Второй мировой войны, стрелявшие в поросших лесами горах по немецким оккупантам и титовским партизанам.
Находясь в зоне, лишенной электричества и какой-либо связи, «Йован Шевич» давал знать о себе урывками. 11 августа логистическое отделение «Четничког покрета» сообщило, что четырьмя днями ранее, отражая нападение неприятеля на позиции в коридоре Луганск - Краснодон, бойцы отряда уничтожили два украинских танка вместе с экипажами и одно самоходное артиллерийское орудие, в бою была погублена горная пушка и двое четников получили легкие ранения.
Слухи, обычно ложные, окружали отряд «Йован Шевич» более, чем какое-либо другое подразделение ополчения. СМИ и социальные сети заговорили о прибытии в Донецк самолета с двумя сотнями добровольцев, сербов и хорватов. Опровергая это сообщение, Живкович, заявил, что в его отряде воюют сербы, русские и один болгарин, но никаких хорватов у него нет и не будет.
Позже по интернету гуляла сплетня о взятии самого Живковича в плен во время операции украинской армии в Дебальцево. Узнав об этом, в отряде смеялись добрых пару часов.
За большую честь был принят четниками приказ о сопровождении в Краснодон посмертных останков командира ополчения с позывным Макс, погибшего в Металлисте от разрыва мины. После отпевания в храме и прощального залпа перед церковью его тело было доставлено до места через окруженный и блокированный Луганск.
Последней операцией четников на Донбассе стало участие в освобождении 28 августа 2014-го Славяносербска, города в тридцати километрах от Луганска, добавившей к боевому счету несколько единиц неприятельской бронетехники и два десятка солдат противника. Вскоре Братислав Живкович объявил, что миссия отряда «Йован Шевич» завершилась.
Тогда же власти Сербии ввели уголовную ответственность для своих граждан за участие в военных конфликтах за рубежом, а премьер-министр Вучич назвал сербских добровольцев боевиками-наемниками, получающими по нескольку тысяч долларов за каждый бой. На вопрос корреспондента о том, сколько четникам удалось заработать на этой войне, Живкович ответил:«Нам заплатили любовью народа, слезами и объятиями».
Автор: Михаил Фомин
Свежие комментарии