На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей Сидоров
    "россияне по полной самозабвенно геноцидят сейчас украинцев". После такого выражения читать ципсотную бурду нет смысла!Рынки, московские...
  • Natalya Dolgushina (Камнева)
    молодых русских парней, пытавшихся бороться с пришельцами, сажалиРынки, московские...
  • Николай Герасименко
    Не статья, а саркастически-критиканский опус... "Ну что, дождались!? А мы предупреждали, мы писали..."БЭК против вертол...

Оружие постъядерного мира: авиация

Оружие постъядерного мира: авиация

Рассмотрев последствия глобальной ядерной войны, а также вооружения, которые могут быть использованы в войне на суше, перейдём к рассмотрению авиации и флота постъядерного мира.

Ещё раз вспомним факторы, осложняющие восстановление промышленности после ядерной войны:
— вымирание населения из-за массовой гибели в самом начале конфликта вследствие высочайшей урбанизации и последующей высокой смертности из-за общего ослабления здоровья, плохого питания, отсутствия гигиены, медицинского обслуживания, неблагоприятных климатических и экологических факторов;
— развал промышленности из-за выхода из строя высокотехнологичного автоматизированного оборудования, отсутствия квалифицированной рабочей силы и глобализации техпроцессов;
— сложность добычи ресурсов из-за исчерпания легкодоступных месторождений и невозможность вторичной переработки многих ресурсов из-за их загрязнения радиоактивными веществами;
— уменьшение площади территорий, доступных для проживания и передвижения, из-за радиационного заражения местности и негативных изменений климата;
— разрушение государственного устройства в большинстве стран мира.

Производство в первые десятилетия, а то и в первое столетие после ядерного конфликта будет представлять собой кустарные мастерские, оснащённые примитивным оборудованием. В более развитых квазигосударственных образованиях появятся мануфактуры, на которых хоть в какой-то степени будет реализовано конвейерное разделение труда.


Авиация является одним из наиболее высокотехнологичных видов вооружённых сил. Казалось бы, в условиях постъядерного мира с его отсутствием топлива и электронных комплектующих производство авиационной техники будет невозможно. Однако, скорее всего, это не так. Человечество накопило огромный опыт создания летательных аппаратов всех типов, некоторые из них вполне могут стать основой авиации постъядерного мира.

Аппараты легче воздуха


Первыми летательными аппаратами, придуманными человеком, стали воздушные шары с тепловым подъёмом. В наше время их роль ограничивается развлекательными функциями, но в постъядерном мире они могут стать простейшим средством предупреждения о нападении или корректировки артиллерийского огня при обороне населённых пунктов, выполняя роль своеобразного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения. Используемый в роли наблюдательного пункта воздушный шар с наблюдателями на борту может быть закреплён на тросе. Время его «патрулирования» будет ограничено только запасом топлива и выносливостью экипажа.


Воздушные шары с тепловым подъёмом, закреплённые на тросе, могут применяться для обнаружения сил неприятеля и корректировки огня

В качестве средства разведки «новых» территорий могут использоваться тепловые дирижабли. В качестве примера можно привести Au-35 «Полярный гусь» – тепловой экспериментальный субстратосферный дирижабль, построенный в 2005 году, на котором был установлен мировой рекорд высоты подъёма для дирижаблей (8000 метров).


Тепловой дирижабль Au-35 «Полярный гусь». Объём 2950 куб. м, длина 25 метров, двигатели 1×15 л.с., экипаж 1 человек, пассажиры 3 человека

Ренессанс получивших распространение в начале XX века водородных дирижаблей, как и считающихся сейчас перспективных гелиевых дирижаблей, можно считать маловероятным, поскольку получение и хранение как водорода, так и гелия связано с достаточно большими энергетическими затратами, при этом водород ещё и чрезвычайно взрывоопасен.

Вряд ли летательные аппараты легче воздуха получат широкое распространение в постъядерном мире, скорее, их применение будет достаточно ограниченным и эпизодическим, поскольку даже с помощью разрушенной промышленности могут быть созданы куда более эффективные летательные аппараты.

Сверхмалая авиация


Другими простейшими летательными аппаратами, которые могут получить развитие в постъядерном мире, могут стать мотопарапланы и мотодельтапланы. Благодаря простейшей конструкции, которая может быть собрана «в гараже», низкому расходу топлива, малой шумности и заметности, мотопарапланы и мотодельтапланы могут стать основой разведывательной авиации постъядерного мира. Ещё одним их применением может стать заброска разведывательно-диверсионных подразделений или проведение воздушных диверсий: например, сброс зажигательного устройства на склады горюче-смазочных материалов (ГСМ).


Мотопарапланы и мотодельтапланы могут стать основой разведывательно-диверсионной авиации постъядерного мира

Постепенно совершенствование технологической базы позволит перейти к производству более сложных летательных аппаратов. Тем не менее, проблемы с доступностью топлива и технологические ограничения по-прежнему будут сохраняться, в связи с чем распространение получат конструктивно простые летательные аппараты с максимальной топливной эффективностью.

Вместо вертолёта


Одним из наиболее простых и эффективных летательных аппаратов является автожир (другие названия: гироплан, гирокоптер). Отчасти напоминая с виду вертолёт, автожир отличается совершенно иным принципом полёта: несущий винт автожира, по сути, заменяет собой крыло. Вращаясь от набегающего потока воздуха, оно создаёт вертикальную подъёмную силу. Разгон автожира, необходимый для получения набегающего воздушного потока, осуществляется толкающим или тянущим винтом, как у самолёта.

Автожир может взлетать с коротким разбегом, составляющим порядка 10-50 метров, и осуществлять вертикальную посадку или посадку с коротким пробегом в несколько метров. Скорость автожира составляет до 180 км/ч, расход топлива — порядка 15 литров на 100 километров при скорости 120 км/ч. Преимуществом автожиров является их способность устойчиво летать при сильном ветре до 20 м/с, низкая вибрация, упрощающая наблюдение и ведение огня, простота управления по сравнению с самолётом и вертолётом.


В постъядерном мире автожиры могут заменить вертолёты, по крайней мере до тех пор, пока не будет получен доступ к труднодоступным запасам ископаемого топлива

Безопасность полёта автожира также выше, чем у самолёта и вертолёта. При остановке двигателя автожир просто опускается на землю в режиме авторотации. Автожир менее чувствителен к турбуленции и вертикальным тепловым потокам и не входит в штопор.

Из недостатков автожира можно отметить меньшую топливную эффективность по сравнению с самолётом аналогичной размерности, но сравнивать автожир надо не с самолётами, а скорее с вертолётами — из-за возможности взлёта с достаточно коротким разбегом и возможности осуществления вертикальной посадки. Ещё одним недостатком автожира является опасность полётов в условиях обледенения, поскольку при обледенении ротора он быстро выходит из режима авторотации, что приводит к падению. Вероятно, этот недостаток можно частично компенсировать перенаправлением горячего выхлопа двигателя вдоль лопастей несущего винта.

Автожиры могут применяться для ведения разведки, заброски разведывательно-диверсионных групп, доставки припасов и эвакуации раненых, а также для организации внезапных атак типа «вдарь и беги», при условии установки на них управляемого или неуправляемого вооружения.


Военные автожиры китайских вооружённых сил

Малая авиация


Реинкарнация самолётов начнётся с малой авиации. Лёгкие самолёты из дерева, пластика и металла, выполненные как по схеме «моноплан», так и по схеме «биплан», с простейшими поршневыми двигателями, заложат основу для восстановления транспортной и военной авиации. Изначально решаемые ими задачи будут крайне ограниченными и сведутся всё к той же разведке и иногда нанесению внезапных ударов по схеме «вдарь и беги». Вряд ли можно будет говорить о каком-либо систематическом нанесении ударов с помощью малой авиации.

Основными требованиями к постъядерной авиации будут:
— простота производства и доступные материалы конструкции;
— максимально высокая топливная эффективность;
— высокая надёжность;
— возможность эксплуатации на грунтовых аэродромах.


Распространение самолётов малой авиации в постъядерном мире станет важным шагом по возвращению человека в небо

Отсутствие развитой аэродромной сети в постъядерном мире может привести к увеличению доли гидропланов, способных осуществлять посадку на водоёмы.


Основное преимущество гидропланов – независимость от аэродромов

Противопартизанские самолёты


По мере развития промышленности постъядерного мира авиационные средства вооружённой борьбы будут совершенствоваться и в определённый момент выйдут на уровень довоенного времени, впрочем, это будет тот уровень, который сейчас можно назвать минимальным.

Ярким представителем авиации такого типа можно назвать лёгкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano бразильской компании Embraer. Разработанный на базе учебного самолёта, он является одним из наиболее простых в производстве и недорогих боевых самолётов.


Штурмовик EMB-314 Super Tucano

Ещё один летательный аппарат подобного типа – штурмовик Air Tractor AT-802i, созданный на базе сельскохозяйственного самолёта.


Штурмовик Air Tractor AT-802i

В России/СССР разрабатывался аналогичный самолёт – штурмовик Т-501, но эта машина не вышла из стадии проектирования.


Концепт штурмовика Т-501

В завершение можно упомянуть проводимую в СССР с начала 80-х годов программу ЛВШ («легко воспроизводимого штурмовика»). Программа ЛВШ изначально была нацелена на разработку «самолёта постапокалипсиса». В СССР возможность ядерной войны рассматривалась весьма серьёзно, и подготовка к ней, и к её последствиям, велась соответственно. Программа ЛВШ возникла как ответ на разрушение промышленности и технологических цепочек в постъядерном мире. Для организации производства вооружения в разрушенной стране требовалась техника, максимально технологичная и простая в производстве.

Программа ЛВШ велась в КБ Сухого под руководством конструктора Е.П. Грунина. Изначально в техническом задании на проект требовалось обеспечить максимальное использование комплектующих от штурмовика Су-25. Исходя из того, что Су-25 имел код Т-8, первые самолёты, разрабатываемые по проекту ЛВШ, получили коды Т-8В (винтовой двухмоторный) и Т-8В-1 (винтовой одномоторный).

Помимо моделей, разрабатываемых на базе Су-25, рассматривались и другие проекты. Например, самолёт Т-710 «Анаконда», создаваемый по образцу американского самолёта OV-10 Bronco. Впоследствии также прорабатывались проекты ЛВШ на базе фюзеляжей вертолётов Ми-24 и Ка-52.


Концепты самолётов-штурмовиков, создаваемых по программе ЛВШ

Выход постъядерной промышленности на уровень, когда могут создаваться самолёты типа ЛВШ, можно считать Рубиконом, после которого развитие авиации будет идти по пути, ранее пройденному примерно с момента окончания Второй мировой войны.

Необходимо отметить, что на возвращение авиации сильное влияние окажет изменение климатических условий на планете после ядерной войны. Может сложиться такая ситуация, когда полёты будут крайне затруднены, например, из-за часто возникающего сильного ветра, осадков или сочетания высокой влажности и низких температур, вызывающих обледенение.

Задачи и тактика


Как и в случае с наземными силами, ведение полномасштабных боевых действий с использованием авиации вряд ли будет возможно в постъядерном мире, по крайней мере в первые десятилетия, а то и в первое столетие.

Основными задачами авиации постъядерного мира станут:
— разведка новых (имеется в виду в контексте изменений, произошедших после ядерной войны) территорий и источников ресурсов;
— первичная переброска грузов для создания опорных пунктов на новых территориях;
— перевозка ценных ресурсов и грузов;
— сопровождение конвоев, необходимое для снижения риска попасть в засаду;
— разведка действий противников, конкурентов и союзников;
— доставка разведывательно-диверсионных групп в тыл противника;
— нанесение внезапных ударов по схеме «вдарь и беги» по особо важным объектам противника, например, по складам ГСМ.

Можно предположить, что проблемы с радиоэлектронными компонентами затруднят создание радиолокационных станций (РЛС) и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), поэтому силы противовоздушной обороны (ПВО) постъядерного мира будут в первую очередь полагаться на артиллерийское вооружение. В то же время отсутствие управляемого вооружения (в достаточном количестве) не позволит авиации господствовать в воздухе, поскольку для поражения цели им надо будет сближаться с противником, попадая в зону поражения зенитной артиллерии.

Также предполагаемая неспособность постъядерной промышленности производить летательные аппараты большими сериями и проблемы с топливом не позволят обеспечить возможность массового применения авиации в боевых действиях.

Создание боевой авиации станет одним из наиболее сложных технологических вызовов после глобальной ядерной войны. Ещё одним таким вызовом станет создание военно-морского флота (ВМФ). В следующем материале поговорим о том, как будет развиваться ВМФ постъядерного мира.
Автор:
Андрей Митрофанов
Использованы фотографии:
habr.com, disgustingmen.com, rusproject, bmpd.livejournal.com
Статьи из этой серии:
Какой она может быть? Сценарии ядерной войны
Какой она может быть? Сценарии конвенциональной войны
Последствия глобальной ядерной войны
Оружие постъядерного мира: наземные силы
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх