Если бы страны Евросоюза из числа потребителей российского газа (с прямыми или косвенными путями закупки оного) смотрели советскую кинематографическую классику, они бы с полным основанием могли формулировать свой политический курс известными всем репликами.
Например, "каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим на переговоры с "Газпромом". И это было бы абсолютной правдой — как минимум применительно к каждому четырехлетнему периоду, на протяжении которого и Киев, и Брюссель клянутся всеми святыми, что больше никогда и ни кубометра.
В 2024-м, правда, европейцы не стали тянуть до новогодних салатов и озаботились спасением собственных экономик загодя. Издание Bloomberg со ссылкой на словацкую газовую компанию SPP сообщает, что крупные газовые компании Европы подписали общую декларацию о необходимости продления транзита российского газа через территорию Украины после 1 января 2025 года.
Речь идет о таких организациях, как упомянутая SPP, ее оператор Eustream AS, их венгерские коллеги из MOL Uzbek Oil and Gas Plc, MVM, а также о ряде торговых ассоциаций и промышленных клиентов из Венгрии, Австрии, Италии и Словакии, напрямую закупающих российский газ, но уже формально принадлежащий европейским юрлицам.
В качестве обоснования для продления транзитного соглашения называется значительный экономический ущерб, который понесет Центральная Европа в случае реального (а не мнимого, как сейчас) прекращения импорта газа.
В переводе с официального на понятный это означает, что экономикам всех ведущих стран ЕС, и так пребывающим в не лучшей исторической форме, при перекрытии российской трубы останется лишь завернуться в простыню и ползти по направлению к кладбищу.
Во-первых, декларация направлена в Еврокомиссию в середине декабря, то есть энергетики окончательно потеряли веру в адекватность брюссельского политического обкома и заранее стелют соломку, не доводя ситуацию до календарной крайности.
Крючкотворам в ЕК дается время на возмущение, отрицание, торг и принятие упрямых законов физики и экономики. Во-вторых, среди саботажников экологической повестки и антироссийского политического курса сплошь страны Восточной Европы, где к тому же у власти находятся крайне неудобные Брюсселю лидеры.
Это Виктор Орбан, которому западные политологи прочат должность лучшего друга и порученца Трампа в Старом Свете. И Роберт Фицо, которого чуть не застрелил проукраинский активист и который буквально вчера заявил, что Украина никогда не будет принята в НАТО.
Венгрия уже выбила себе уникальное право на импорт российских углеводородов в обход санкций и недавно подала новое требование разрешить ей рублевые операции через Газпромбанк, то есть вести официальную закупку российских ресурсов на российских же условиях. Словакия таких преференций пока не имеет, но аналогичные запросы в Брюссель тоже направила.
С одной стороны, весь этот внутриевропейский цирк на российской трубе очень похож на аналогичные кульбиты в декабре 2020-го, с другой — в корне отличается.
Как минимум тем, что четыре года назад "Газпром" занимал активную позицию, открыто призывая западные компании заключать транзитное соглашение.
В 2024-м политика компании молчаливая и предельно прагматичная.
При первых же попытках вилять, шантажировать и не платить за поставки мгновенно был закручен вентиль в Молдавию, а затем — в Австрию.
И руководство "Газпрома", и Александр Новак как официальное лицо правительства постоянно подчеркивали, что Россия не будет никого упрашивать и что Европа не демонстрирует никаких признаков желания продолжать импорт. Была сформирована общая позиция (совершенно правдивая, к слову), что поставки голубого топлива нужны в первую очередь Европе, а мы без них вполне проживем.
Политики Старого Света до хрипоты клялись, что контракт продлеваться не будет, а операторы вкупе с промышленниками подсчитывали убытки от перехода на американский СПГ.
"Газпром" молчал, клиент мариновался.
Однако шутки в сторону. Главная загадка грядущих переговоров по пролонгации контракта — это объемы прокачки и схема, по которой они будут реализовываться. Потому что Киев своей позиции не изменил. В частности, украинский премьер-министр на днях разговаривал по телефону с Робертом Фицо и заявил, что Украина ни при каких условиях не заключит контракт с "Газпромом", при этом готова качать газ в Европу от любых третьих поставщиков.
Вроде бы совершенно нелогичная чушь, но лишь на первый взгляд.
Все участники этого геополитического газового покера прекрасно понимают, что газ в трубе может быть только российский, но в точке его входа на Украину можно заняться документальным колдовством.
В случае с Украиной речь еще и о переложении всех рисков на европейских партнеров. Переговоры давно шли, и сейчас Киев, вставший в ультимативную позу, фактически вынуждает ЕС принять условия закупок по формуле DAF (delivered at frontier). То есть когда европейские компании закупают топливо напрямую у "Газпрома", а в точке пересечения границы с Украиной он уже будет венгерским, словацким — каким угодно, только не российским.
Таким образом режим нелегитимного Зеленского сохраняет лицо перед своим редеющим населением, дополнительно сняв с себя обвинения в получении российских выплат за транзит.
Оплачивать прокачку будут уже европейские компании в евро, что также позволит взаимозачетом погашать долги Украины за поставленные оружие и технику.
Россию такой вариант тоже устроил бы, так как из торговой схемы исключается совершенно невменяемый в переговорном плане Киев. К тому же историческая украинская традиция воровать газ из трубы теперь становится головной болью Европы.
Западные компании все это тоже понимают, поэтому до последнего открещивались от сомнительного счастья прямого взаимодействия с украинцами, но время для маневров неумолимо истекает
— СВО и не думает заканчиваться, а впереди еще два месяца зимы.
На каких условиях будет заключен новый контракт, мы узнаем уже достаточно скоро. В завершение отметим лишь, что история в очередной раз шмякнула Запад носом в беспощадную реальность.
В выигрыше всегда те, у кого нормальные отношения с Россией. Всем прочим остается лишь покупать неустранимый российский газ с наценкой посредника. Платить и много думать.
Свежие комментарии