Гастарбайтеры из ближнего зарубежья потребовали повышения зарплат, российские олигархи ответили «в духе времени»
В ближайшее время выходцев из Средней Азии на стройках, в «Жилищниках» и на дорожных работах заменят вьетнамцы.
Решение о приеме вьетнамских мигрантов в России было принято во время визита премьер-министра России Михаила Мишустина во Вьетнам.15 января он встретился с президентом Вьетнама Лыонг Кыонгом. Хотя специального соглашения подписано не было, стороны договорились подготовить кадры для работы в России, чтобы закрыть потребность нашей экономики в рабочей силе.
Для этого во Вьетнаме даже решили создать школу для обучения будущих работников русскому языку.
«У нас есть потребность в рабочей силе, а во Вьетнаме есть рабочие руки. Поэтому есть долгосрочные инвестиции», — заявил министр экономического развития России Максим Решетников. Он считает, что в российской экономике конкурентоспособные на мировом уровне зарплаты.
Спрос на квалифицированных мигрантов в России действительно сохраняется. По данным за ноябрь, уровень безработицы составлял рекордно низкие 2,3%. Дефицит кадров — 1,5 млн человек. Об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. По данным Росстата, к концу III квартала 2024 г. в РФ было 2,7 млн вакантных рабочих мест среди крупных и средних организаций. По сравнению с аналогичным периодом 2023 г. спрос на рабочие руки в стране вырос на 410 000 человек.
Спасут ли ситуацию мигранты из Вьетнама? И почему правительство решило сделать ставку именно на них? Может быть, причина в том, что вьетнамцы более законопослушны, образованы, приезжают без семей? Или у них более высокая квалификация? С этими вопросами мы обратились к руководителю Центра изучения Вьетнама и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), доктору экономических наук Владимиру Мазырину.
— Решение о массовом приеме вьетнамских мигрантов — прямое следствие визита премьер-министра Мишустина во Вьетнам. Но вьетнамцы работали в нашей стране еще со времен СССР, тогда до 150 тысяч выходцев из этой страны проходили у нас профессиональное обучение одновременно с работой. Работали вьетнамцы в основном на предприятиях текстильной промышленности и машиностроительных заводах.
«СП»: Как известно, во Вьетнаме исповедуют буддизм, и хотя бы это дает уверенность в том, что представители этой страны не будут вовлечены в исламистские террористические группировки, в отличие от выходцев из Средней Азии. Вероятно, это тоже учитывалось, когда принимали решение о массовом завозе в Россию мигрантов из Вьетнама?
— Действительно, подавляющее большинство вьетнамцев — буддисты, и они крайне далеки от агрессивных террористических группировок. Но свои проблемы в их среде тоже есть. Вьетнамцы живут, как правило, закрытыми диаспорами, не допуская в свой круг посторонних. Отсюда масса нарушений — пожарных и санитарных норм. Русский язык они толком не знают, и многие в конечном счете уходят с промышленных предприятий в торговлю, зачастую нелегальную.
«СП»: Вьетнамцы будут приезжать на временные работы в Россию без семей? Это как-то оговаривалось на высшем уровне?
— Да, если говорить о вьетнамцах — это индивидуальный завоз. Но, по опыту знаю, что они как-то быстро находят в России жен и мужей, часто заключают фиктивные браки.
«СП»: А работать вьетнамские гастарбайтеры будут также, как выходцы из Средней Азии, получая зарплату в конверте, без официального оформления и соцпакета?
— Тут, похоже, все будет иначе. В мире сейчас 1,5 млн вьетнамских гастарбайтеров. Ориентируются они в основном на страны с высокими доходами. Устраивает их только легальное оформление, на мизерную зарплату, например, в 300 долларов, вьетнамцы не соглашаются. Так что подводных камней будет, похоже, много. И главный вопрос — захотят ли сами вьетнамцы трудиться в нынешней России, особенно учитывая, что у них со своей рабочей силой большие проблемы, — резюмировал доктор экономических наук Владимир Мазырин.
В СССР в свое время трудились порядка 120 тысяч рабочих из Вьетнама. Сейчас вьетнамцы могут быть востребованы на стройках, в сельском хозяйстве, сфере услуг. «Эти люди надежнее в плане безопасности», —считают эксперты.
По данным МВД, в России на октябрь прошлого года в России находилось 6,5 млн мигрантов. Но многие приезжие получили гражданство и в эту статистику не вошли. Так, с 2016 по 2022 год россиянами стали более 473 тысяч таджикистанцев.
Понятно, что приход на российский рынок труда вьетнамцев заставит потесниться гастарбайтеров из других стран. Какие тут могут быт риски? С таким вопросом мы обратились к доктору исторических наук, заместителю председателя комитета по региональной политике ГД, члену КПРФ Михаилу Матвееву.
— За последнее время традиционные мигранты — выходцы из Узбекистана и Таджикистана, что называется, «насытились» на российском рынке труда и начали требовать повышения оплаты своего труда, которая в большинстве случаев не соответствовала их квалификации. Соответственно, наши олигархи подняли вопрос о более дешевой рабочей силе. Очевидно, привлекать вьетнамцев на работу в России договорились на иных условиях, более подходящих работодателям.
Но дешевизна вьетнамских гастарбайтеров — не самое главное. У них нет никаких связей с террористами из ИГИЛ*, они не совершат кровавых терактов, аналогичных тому, что произошло в «Крокус Сити Холл». Я не исключаю, что привлекать в качестве гастарбайтеров вьетнамцев стало пожеланием и наших спецслужб, и правоохранительных органов. Действительно, вьетнамцы не склонны к наркоторговле, уличной преступности и не поддерживают связей с террористическими организациями.
«СП»: Ну, а что касается квалификации, вьетнамцы отличаются в лучшую сторону от гастарбайтеров из других стран?
— В свое время в Самаре, откуда я родом, на завод АвтоВАЗ привлекли несколько тысяч вьетнамских рабочих. Но история эта оказалась недолгой: большинство из них оказались не просто профнепригодны, но и необучаемы. В итоге большинство рассосалось по рынкам, в основном вещевым, переключившись на торговлю.
«СП»: Но, может быть, времена изменились, сейчас вьетнамцам предложат легальное оформление, «белую зарплату» и проблем не будет?
— Сильно я в этом сомневаюсь. Недавно разговорился с одним предпринимателем из Сибири, тот жаловался, что мигранты не хотят у него работать за 40 тысяч рублей в месяц. Я предложил поднять им зарплату хотя бы до 50-и тысяч. Но недоумение было мне ответом. Разве наши предприниматели пойдут на такое, чтобы за счет нормальной оплаты труда рядовых сотрудников снизить свои сверхприбыли?
Все эти иностранные специалисты, которые на самом деле оказываются никакими не специалистами, а низкоквалифицированной рабочей силой, все это — от жадности нашей олигархической верхушки, которая экономит на собственном народе.
Но уж если мы решили переключиться с таджиков на вьетнамцев — надо сразу четко обозначить все правила и «красные линии», которые переходить у нас в стране строго запрещено. Чтобы вместо «таджикской мафии» не получить «вьетнамскую мафию».
*Движение «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена
Свежие комментарии