Из-за отношения к Украине и под давлением США Евросоюз может расколоться на два блока-антагониста
Президент США Джо Байден хочет разделить Европу и «обескровить» Россию, затягивая конфликт на Украине, заявил бывший командующий Оперативной группы комбинированных сил Италии, генерал Марко Бертолини.
«Американский президент не столько хочет мира на Украине, сколько начала там „войны на истощение“, которая обескровила бы Россию и вновь разделила Европу на непримиримые „западную“ и „восточную“ части — пусть и не с теми же границами, что во времена холодной войны», — сказал он в интервью изданию L’Antidiplomatico.
При этом, он отметил, что многие члены международного сообщества разгадали замыслы Байдена.
Бертолини назвал ситуацию на Украине «войной, которую США ведут через своих агентов-прокси». По его мнению, современные события стали продолжением противостояния между НАТО и соцблоком в XX веке, а их причина — традиционная настороженность Запада по отношению к России.
Действительно Европа может расколоться? Можно ли проводить параллели с Холодной войной?
— В какой-то степени можно, — считает доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— С поправкой на то, что тогда было столкновение двух блоков и систем, а сейчас идеологии куда меньше. Просто группа из примерно 50 стран решила максимально выдавить Россию на обочину мировой политики. И здесь скорее есть продолжение западной политики времён Крымской войны 1853−1856 гг.
«СП»: — США реально хотят обескровить Европу?
— США вряд ли ставят такую цель. Скорее они просто не думают об издержках для Европы в своём стремлении максимально наказать и ослабить Россию. Безусловно, есть цель «подсадить» Европу на американские энергоносители, но это вряд ли можно считать её «разделением». Тем более, что в ряде вопросов (в особенности экологических) Демпартия США скорее следует за Европой, а не наоборот. Желание «подчинить» Европу скорее свойственно республиканцам, но у власти сейчас не они.
«СП»: — Возможно ли новое разделение вообще? ЕС пока демонстрирует удивительное единство даже в ущерб национальным экономикам…
— Возможно, но не до степени распада Евросоюза. И вряд ли причиной такого разделения станут именно действия США или отношение к американцам. Польша и Венгрия вполне «дружат» против ЕС, хотя отношения с США у них сегодня совершенно разные.
«СП»: — Обо что может сломаться ЕС? Украина для Европы может стать этим яблоком раздора?
— Украина внесёт свою лепту. Но всё же главные вещи, вносящие раздор, лежат внутри Евросоюза. Первая — это приём или неприём мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки. Вторая — принятие или непринятие современных европейских ценностей. Третья — деньги, способность вносить средства в фонд ЕС или же, напротив, стремление больше получать из него. Четвёртая — принципы принятия решений в ЕС. Все вопросы внешней политики явно остаются позади четырёх означенных вызовов для ЕС.
«СП»: — Где теоретически в будущем могла бы пройти новая граница между Востоком и Западом?
— К сожалению, по западным границам России и Белоруссии. Весь вопрос в том, где они будут проходить. Возможно, своего рода пророссийским «островом» в Европе останется Сербия. Все прочие разделительные линии в Европе окажутся по сравнению с этим небольшими разломами внутри Запада.
«СП»: — Почему итальянский генерал говорит об этом? В Италии все это как-то по-особенному воспринимается? Каковой ее место при будущем разделе?
— Италия — страна, где уровень русофобии ниже среднего по ЕС, хотя русофобия там есть, и она заметна. Как и в почти любой стране ЕС, там есть желающие проводить более независимый от американцев курс. В итоге среди итальянцев немало тех, кто не согласен с тем, что ЕС следует за США и проводит грубую антироссийскую политику. Но в любом случае место Италии — в системе коллективного Запада, а не с Россией. Она может стать нашим партнёром по второстепенным вопросам, но в целом рассчитывать на особые отношения с Италией нам не стоит. Ни с кем в Европе, кроме Сербии, они на долгосрочной основе невозможны. Долгосрочных партнёров надо искать только за пределами Запада
«СП»: — В Италии на выборах победил правые. Италия устала от Украины. От кризисов? Что-то теперь изменится в отношениях Рима и Брюсселя, Рима и Москвы?
— В Италии победили «Братья Италии», выступающие против России и за продолжение военной помощи Украине. Наличие в правительстве пророссийской «Лиги» способно лишь несколько смягчить антироссийский курс нового итальянского правительства. А сторонники Берлускони уже пророссийскими точно не назовёшь — разве что в необходимости вооружения Украины они сомневаются. Так что России от нового правительства Италии ничего особо хорошего ждать не приходится.
Что касается ЕС, что отношения Италии с ним наверняка обострятся. Итальянцы теперь потребуют ужесточить миграционную политику и будут жёстко сопротивляться внедрению «зелёной» и ЛГБТ-повестки. Тем не менее, Россия много дивидендов от этого не получит.
— Это уже происходит, — уверен доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Но происходит не столько по вине Байдена. У Восточной Европы и Западной Европы принципиально разные взгляды и на Евросоюз, и на европейскую интеграцию, и на ценности. Также они не соглашаются друг с другом по вопросу будущих отношений с Россией. То, что делает Байден, лишь углубляет этот конфликт. И конечно странам Западной Европы, которые вложили в Восточную огромные деньги и связаны с ней экономическими политическими соглашениями, не очень нужен такой раскол.
«СП»: — Ну, обескровить Россию, затягивая конфликт на Украине — это понятно. А зачем США делить Европу?
— Соединённые Штаты очень сильно боятся единого Евросоюза, так как видят в нем конкурента за роль лидера западных стран, да и в принципе конкурента на глобальной арене. Поэтому им не нужен единый Евросоюз, а вместо этого нужен раскол, нужно чтобы Европейский союз погряз во внутренних дрязгах. Чтобы вся энергия уходила на противостояние между Восточной и Западной частями Европы. Так что принцип «разделяй и властвуй» никто не отменял.
«СП»: — Каким образом война на Украине может разделить Европу? Кажется, пока Европа демонстрирует солидарность, удивительную в условиях кризиса…
— Действительно, на первый взгляд война на Украине сплотила Европу. Западная Европа приняла нарративы Восточной и поддержала жёсткий курс в отношении России. Однако пружину очень сильно сжали. В Западной Европе многие понимает, что конфликт с Россией не находится в сфере их интересов, что он вредит экономике и благосостоянию у жителей Западной Европы. И это понимание уже находит своё выражение в социологических опросах, а также в выборах, которые там проходят. Сильно сжатая пружина начинает разжиматься. И чем больше будет у России успехов на Украине, тем быстрее пойдет этот процесс.
«СП»: — Где могла бы пройти граница, о которой говорит Бертолини?
— Никто не знает. Всё будет зависеть от того, какие именно европейские граждане проснутся. В некоторых странах мы видим абсолютно антироссийские и неадекватные власти, и в то же время всё более и более трезвеющее население. Например, в той же Чехии. Поэтому граница между адекватной и неадекватной частями Европы пройдёт в зависимости от того, как и когда граждане отдельных стран проснутся.
«СП»: — По словам Бертолини, многие члены международного сообщества разгадали замыслы Байдена. Реально? Кто? Кто-то готов этому сопротивляться?
— Разгадали многие, но некоторые не могут или не хотят сопротивляться. Могут и хотят сопротивляться те, кто обладает достаточным внутренним ресурсом для сопротивления. Например, полный поддержкой населения, которая помогает этим лидерам не опасаться возможных переворотов или компрометации со стороны Запада. Пока что таким лидером является лишь венгерский премьер Виктор Орбан. Возможно, через какое-то время этих лидеров будет больше. Например, после очень интересной европейской зимы. Зимы, которая вполне может привести к досрочным выборам в некоторых странах.
Свежие комментарии