На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    А, ведь, казахи ТОЖЕ ВОЕВАЛИ. Среди них много ОРДЕНОНОСНЫХ и просто ЧЕСТНЫХ людей... Суки эти баи... И, ведь, придурк...«Бессмертный полк...
  • Сергей Росси
    "Парк Победа" : В...
  • Евгений Саваровский
    Укры падут 5 октябряНОВОСТИ СВО: «ОЧЕ...

Мятеж в Таджикистане и пока что «тихий» Афганистан

Силовые структуры Таджикистана заявили не только ликвидации мятежа во главе с генералом Абдухалимом Назарзоды, но и о результатах расследования по этому делу. Самого бывшего замминистра обороны уже записывали в списки погибших в результате спецоперации 11 сентября, однако информация не подтвердилась. Очередное известие о гибели генерала прозвучало как раз после завершения саммита ОДКБ, прошедшего в Душанбе 15 сентября.

Антиправительственный мятеж, начатый высокопоставленным военным, сразу как-то не задался для повстанцев. Еще рано судить о том, на что рассчитывал Назарзода, и каковы были его окончательные планы, насколько масштабным мог бы стать мятеж и к чему он привел бы. Но ясно одно: власти и персонально президент Эмомали Рахмон вели себя так, будто путч воспринимался ими как нечто такое, что может кардинально повлиять на политическую ситуацию в стране и привести к смене власти.

«С самого начала событий правительство демонстрировало, по крайней мере, уверенность, полный контроль за развитием ситуации, – полагает политический обозреватель из Душанбе Илхом Нарзиев. – Такое ощущение, что власти были уверены, что знают дату, когда беглый генерал будет либо убит, либо пойман. Действия же Назарзоды не подаются никакой логике. Судя по всему, он действовал спонтанно, вынуждено, без какой-либо подготовки и плана. Как видно, генерал не имеет широкой поддержки ни среди населения, ни у политических партий».

Все действия генерала и его сторонников с того момента, как было совершенно первое, но неудачное нападение на отдел милиции в городе Вахдат, и до того, как он и его оставшиеся сторонники укрылись в Рамитском ущелье, действительно не вызвали у простых людей сочувствия и желания его поддержать. Точно также ни одна партия не осмелилась открыто выступить на стороне мятежника.

На что рассчитывал все-таки Назарзода? По одной из версий, мятежный генерал собирался дестабилизировать ситуацию в стране, захватить город Вахдат, сделать его островом сопротивления и начать вести переговоры с властями, но с участием оппозиционных партий. При этом рассчитывал, что к нему примкнут люди, недовольные властями, для вооружения которых он захватил на складах Министерства обороны порядка 700 единиц различного стрелкового оружия – об этом сообщили источники из военного ведомства.

К слову, это уже не первый случай, когда некие внутренние антиправительственные силы пытаются дестабилизировать ситуацию в стране. Летом 2012 года в Горно-Бадахшанской автономной области был убит глава регионального госкомитета национальной безопасности. За тех, кто совершил это преступление, вступился командир Ишкакшимского погранотряда Толиб Айембеков, которого власти обвинили в соучастии преступникам. Противостояние переросло в бои в Хороге, столице ГБАО. Погибли не только повстанцы и военные, но и мирные жители, примерно 200 человек. Бунт был усмирен, Т. Айембеков, по одной из версий, бежал в соседний Афганистан.

Если три года назад власти были настолько встревожены случившимся, что даже отключили проводную, сотовую и Интернет-связь с регионом, направив туда лучшие подразделения армии и правоохранительных органов, то на этот раз спецоперация проходила, можно сказать, в штатном режиме, если не считать арестов некоторых членов оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Ибрагим Усманов, профессор и общественный деятель, бывший член Комиссии национального примирения, сообщил прессе, что мятежный генерал не имеет никакого отношения к ПИВТ, хотя, как и многие члены партии, во времена гражданской войны был членом Объединенной таджикской оппозиции, боровшейся с властями. В свою очередь, Мухиллин Кабири, руководитель партии, полагает, что путч и преследования членов ПИВТ все же взаимосвязаны.

Обращает на себя внимание тот факт, что пока шла военная операция по ликвидации мятежной группировки генерала Назарзоды, саммит ОДКБ в Душанбе проходил по плану. Никто особо не тревожился по поводу возможных чрезвычайных ситуаций, власти уверенно контролировали обстановку.

Участники встречи особо отметили необходимость дальнейшего укрепления границы с Афганистаном. «Это повышение боевой готовности и материально-технической оснащенности коллективных сил и средств, их мобильности, проведение с этой целью совместных учений и тренировок, налаживание постоянного обмена информацией и целый комплекс других шагов по укреплению потенциала организации», – отметил президент Таджикистана Эмомали Рахмон.

Серж Саргсян, президент Армении, к которой с 15 сентября перешло председательствованиев ОДКБ, в своем заявлении отметил: «Особое беспокойство вызывает обострение ситуации на границах зоны ответственности ОДКБ, неурегулированность региональных конфликтов, активизация террористического образования «Исламское государство», превращение территории Афганистана в один из крупнейших центров наркопроизводства».

В свою очередь, президент России Владимир Путин также высказался по ситуации: «Таджикистан – это наш стратегический партнер, союзник. Мы видим, что и здесь, в Таджикистане, вы сталкиваетесь с проблемами, с вылазками, попытками раскачать ситуацию. Хотел бы сразу сказать, что мы адекватно оцениваем эти угрозы, и вы всегда можете рассчитывать на нашу помощь, поддержку, хотя видим, что правоохранительные органы и вооруженные силы республики успешно справляются с возникающими проблемами».

Уверенность, которую демонстрируют политики, разумеется, не отменяет необходимых мер по нормализации ситуации. Омар Нессар, директор московского Центра изучения современного Афганистана, так оценил ситуацию на южных рубежах ОДКБ: «На данный момент для России главной задачей является сохранение стабильности в регионе, в том числе в Таджикистане. Поэтому одной из приоритетных задач является укрепление границы. Однако если ситуация в этой стране дестабилизируется, то, на мой взгляд, граница интересов России тоже переместится подальше от Амударьи».

Но стоит ли ожидать новых эксцессов, новых бунтов, и если они произойдут, то кто и как будет с ними бороться? «Во всяком случае, то, как жестко была подавлена попытка генерала и его сторонников, может надолго отбить желание у кого-либо пытаться повторить этот кровавый "эксперимент"», – считает Илхом Нарзиев. С ним можно, наверное, согласиться, если речь идет об усмирении гражданской оппозиции. Но недовольство военных, силовиков и возможные последствия их недовольства пока просчитать не получается.

Например, если посмотреть на цепь событий – путч трехлетней давности командира погранотряда в Хороге, генеральский путч, а также тот факт, что весной полковник таджикской милиции, командир ОМОН Гулмурод Халимов покинул Таджикистан и вдруг оказался в рядах бойцов «Исламского государства», то становится ясно, что ситуация в вооруженных силах страны, других силовых структурах должна вызывать опасения у властей.

Пока мятеж не был подавлен, сохранялась опасность того, что Рамитское ущелье, где скрывался генерал Назарзода со своими сторонниками, превратится в опорную базу радикальных исламистов

Все чаще говорят и о внешнем факторе, влиянии на происшедшие события радикальных исламистских сил за пределами республики, прежде всего в Афганистане, которые заинтересованы в расшатывании ситуации в Таджикистане.

Выступая в минувшую пятницу на встрече с офицерами и солдатами Вооруженных сил страны в Душанбе, Эмомали Рахмон прямо заявил о причастности «зарубежных хозяев» к событиям, вызвавшим напряженность в стране. «Последние события показали, что еще есть лица, которые при помощи и по указанию своих зарубежных хозяев хотят разрушить фундамент мира и устойчивости таджиков, то есть поджечь свой дом», – сказал президент страны.

По информации генпрокуратуры страны, о чем сообщили таджикские СМИ, мятежный генерал получал финансирование из-за рубежа. Главное надзорное ведомство сообщило, что на эти средства Абдухалим Назарзода, начиная с 2010 г., создал на территории республики от 10 до 30 антиправительственных групп общей численностью до 300 человек, куда вошли также и некоторые офицеры Минобороны.

По факту антиправительственных выступлений генпрокуратура возбудила уголовное дело по обвинению генерала и его ближайшего окружения в терроризме, создании преступного сообщества, превышении должностных полномочий и других преступлениях. Во время подавления мятежа ликвидировано 25 членов преступного объединения, задержано 139 предполагаемых террористов и их пособников, в том числе 28 при помощи местного населения. За время антитеррористической операции погибли 14 сотрудников силовых структур.

«В Таджикистане и в регионе в целом потрясения могут произойти при вмешательстве извне, – полагает И. Нарзиев. – То, что боевики из Центральной Азии выступили якобы на стороне сирийской оппозиции против ИГИЛ, это игра, которая будет иметь последствия в регионе. По сценарию "режиссеров" ИГИЛ "потерпит поражение", а "сирийская оппозиция" должна прийти к власти в Сирии. Путем ли переговоров с Асадом (сейчас, после появления российских военных в регионе на Западе стали больше говорить о таком варианте), или же путем свержения Асада. Так, или иначе, решив вопрос Сирии, Запад возьмется за Центральноазиатский регион. "Потерпевший поражение" в Сирии ИГИЛ окажется в Афганистане и затем в других странах нашего региона».

Да, такая опасность очевидна. Выявление и изоляция дестабилизирующих элементов, предотвращение попыток совершения государственного переворота – задача властей Таджикистана. Но существует внешняя угроза, которая при поддержке внутренних антиправительственных сил может оказаться не так легко устраняемой, как генеральский путч. В одиночку Таджикистану явно не справиться. Пока есть такие факторы, как российская военная база недалеко от Душанбе, Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ, которые в мае провели масштабные учения как раз в Таджикистане, авиабаза в киргизском городе Канте – у страны есть шанс противостоять внешним угрозам. Но ситуация такова, что события внутри страны, на ее южной границе, на Ближнем Востоке требуют и от руководства республики максимальной концентрации усилий на повышении обороноспособности.

 ________________

Фото – http://riafan.ru/407235-nazarzodu-opoznali-sredi-ubityih-mya.../

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх