На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 396 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вадим Кузнецов
    Интересно, чем в принципе отличаются азербайджанцы - "тоже россияне" от цыган - "тоже россиян" в Коркино? Наверняка м...ХРОНИКИ МИГРАНТСК...
  • Александр Н
    Несколько лет назад я гулял с собачкой таксой. И обычно дети любят собак, если подходят, то пытаются погладить их, по...ХРОНИКИ МИГРАНТСК...
  • Людмила Лепаева
    За что депутаты боролись на то и напоролсяХРОНИКИ МИГРАНТСК...

Айны: долгий путь через века

Айны: долгий путь через века
Омуша. Эта диорама из Музея айнов Нибутани в городе Биратори воссоздает омушу, которая происходит в клане Айзу на Сахалине в 1808 году. Сначала это был праздник встречи старых друзей или знакомых, но постепенно он трансформировался в политическую церемонию, во время которой айнам доставляли рис, саке и табак, а посланник сёгуна зачитывал новые эдикты. Старейшины айнов сидели перед домом, а посланник обращался к ним через переводчика. За церемонией обычно следовал банкет

Среди восточных дикарей самые сильные — эмиси.
Нихон сёки. Японская хроника 720 года


На перекрестках цивилизаций. Этот материал появился бы на «ВО» обязательно, так как я обещал написать его еще в 2015 году. Обещанного три года ждут, а здесь ожидание растянулось аж на целых пять лет. Но благодаря настойчивости одного из участников «ВО» дело сдвинулось с мертвой точки и появилась вот эта статья. Вполне возможно, что она станет началом нового цикла — потому что на перекрестках цивилизаций в прошлом и в настоящем было и есть немало такого, о чем вполне можно и нужно рассказывать.

 



Догу: «одежда, закрывающаяся с головой». Принадлежала неолитической культуре Дзёмон. Одна из женских статуэток догу из парижского музея Гиме. Именно такие статуэтки стали источником инсинуаций о встрече предков японцев с инопланетными пришельцами

Итак, айны. О них написано во всех книгах, посвященных истории самураев, и во всех этих книгах сообщения о них очень отрывисты.

Вот, например, «Самураи» Мицуо Курэ. Во «Введении» говорится, что правительство Киото в VI —VII веках только тем и занималось, что пыталось сломить сопротивление эмиси (эбису), «варваров» с севера Хонсю, которые были опытными конными воинами и стрелками из лука. И что пленные и союзные эмиси нередко выступали в качестве наемников, защищавших Кюсю от вторжений китайцев и корейцев, и даже приобретали все права самураев. А многие знатные кланы как раз вели свое происхождение от пленных эмиси, о чем говорят окончания «бэ» в их фамилиях, указывавшие на их статус пленных или рабов – Абэ, Мононобэ и т.д. Само же слово эмиси (эбису) переводится как «креветковые варвары», то есть «поедатели креветок», но в то же время что это слово является производным от айнского эмчиу или энчу, что означает «люди», а также японского э-мухе – «храбрые воины». Их также называли «волосатыми варварами», что роднит их в описании с интересующими нас айнами, которые тоже были «волосатыми людьми». Но айны и эмису это одно и то же или нет? Точного ответа на этот вопрос нет до сих пор. Известно лишь, что, когда предки японцев, принадлежавшие к алтайской языковой группе, прибыли в Японию, она уже была заселена. И им пришлось отбивать у аборигенов буквально каждый клочок пригодной для разведения риса земли, то есть воевать приходилось непрерывно. И «японцы» нападали на аборигенов-эмису, а эмису в ответ нападали на «японцев». 


Миграция гаплогруппы D

Преимущество было на стороне последних за счет того, что их социальная организация была значительно выше по своему уровню. У них уже была письменность и государство, а эмису жили родоплеменным строем и письменности не знали. В итоге к IX веку «японцы» захватили всю территорию проживания эмису, кроме острова Хоккайдо.

В целом же считается, что археологические данные говорят о близости культуры эмиси и неолитической культуре Дзёмон – это, во-первых. А, во-вторых, что она близка к средневековой культуры интересующих нас айнов. Это позволяет считать эмиси неким промежуточным звеном в эволюции аборигенного населения Японских островов с эпохи неолита к современным айнам. То есть «волосатые варвары» эмиси – это как бы предки более поздних айнов, и тоже «волосатых». Вот только последние были уже не конниками, а рыболовами и охотниками, хотя и они, безусловно, метко стреляли из луков.


Книга А. Б. Спеваковского

По мнению советского историка А. Б. Спеваковского, пришлые японцы многое заимствовали у тех же айнов, включая и обряд «раскрывания души», то есть харакири. В его монографии «Самураи – военное сословие Японии» написано, что эдзо (еще одно название эмиси) – это айны, жившие на северо-востоке страны и вытесненные на остров Хоккайдо. То есть можно считать, что эмиси (эдзо) это либо собственно айны, причем весьма воинственные, либо некая этническая общность, трансформировавшаяся затем уже непосредственно в айнов. Ну а современная историография считает эмиси прото-айнским сообществом. Вот такая сложная на сегодня у нас «наука», связанная с этим народом.


Здание Музея айнов Нибутани в городе Биратори

Что касается японских музеев, (имеются ввиду музеи острова Хоккайдо, посвященные именно айнам), то о них там сообщается примерно везде одно и то же: айны – это коренное население Японии. На языке айнов «айну» означает «человеческое существо», то есть, как это часто бывало к культуре самых разных народов, их самоназвание было тождественно понятию «люди». Айны жили не только на Хоккайдо, но и на Сахалине (японское название Карафуто), и на Курильских островах. 


Оформление Музея айнов Нибутани в городе Биратори очень современно. Экспозиция подчеркивает, что остров Хаккайдо на протяжении тысячелетий являлся самым настоящим перекрестком культур. С севера сюда пришли мамонты, а с юга «слоны Наумана». Среди окаменелостей именно их зубы встречаются чаще всего


Вот они – эти зубы!

Японские ученые относят культуру айнов к так называемой охотской культуре, которая между V и IX веками распространилась от Сахалина через Охотское море до Курильских островов и побережья Хоккайдо, где начали производить уникальную керамику. Однако, возникает законный вопрос, а что было до этого времени и откуда вообще айны появились на островах Японского архипелага и на материке. Ведь если их культура соотносится с культурой Дзёмон-периода, то это такая седая древность, что про нее вообще мало что можно сказать. 


Японские мечи VI-VII вв. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)


А вот это меч айнов. Кто у кого что заимствовал, сейчас и не выяснить…


Макири – нож, который используется не только для резки, но и для выскабливания шкур и приготовления пищи. Красивые узоры - непременный атрибут рукояти и ножен. Макири был настолько удобен, что его использовали и японцы, и это сделало его популярным предметом торговли


Менокомакири – женский нож айнов


Такунепикоро – короткий меч

Мы знаем об этом времени лишь по археологическим артефактам, но и не более. Немногое могут сказать нам и сами айны. Ведь у них не было письменности и все, что они знают о своем прошлом, всего лишь легенды и предания. И потом, японцы их в прошлом практически не изучали, так как видели в них своих лютых врагов. Ведь мало того, что им принадлежали вожделенные земли, они еще и типологически сильно от них отличались, а в древности люди иного физического типа практически всегда рассматривались как «дикари» и «враги».


А вот это уже материальная культура айнов. Понятно, что лодка – новодел, но она сделана по фотографиям, дошедшим до нашего времени


Одежда экспонируется таким образом, что ее можно рассмотреть и спереди, и сзади


Нужно подчеркнуть, что национальную одежду айнов не спутать ни с чем!

Что касается европейцев, то они столкнулись с айнами только лишь в XVII веке и также были очень поражены их внешним видом, столь не похожим на внешний вид уже знакомых им «коренных» японцев. И они тоже изучать их совсем не спешили, ограничившись констатацией факта, что на северном японском острове Хоккайдо живет племя непохожих на японцев людей, а вот откуда они там взялись неизвестно.


Фотография айна с луком и одетого в доспехи из пластинок. Скорее всего, они были костяными, связанными кожаными шнурками

Только современная наука позволила определить, как исходный регион происхождения предков сегодняшних айнов, так и маршрут их продвижения к месту современного проживания. Так, анализ их гаплогрупп показал, что 81,3% айнского населения относится к гаплогруппе D1a2, которой предшествовала группа D. Ну, а она очень древняя и появилась в Африке примерно 73 000 лет назад. Затем в Азии около 60 000 лет назад возникла мутация D1. Субклад ее D1a2b1 был выявлен у представителя культуры Дзёмон, жившего примерно 3 500—3 800 тому лет назад в Японии. Ну, а в настоящее время субклады гаплогруппы D отмечены в Тибете, на Японских и Андаманских островах. Изучение генетического разнообразия, наблюдаемого в подгруппе D1 на территории Японии, показывает, что эта группа была здесь изолирована между 12 000 — 20 000 лет назад. То есть айны все это время ни с кем особо не смешивались, а их контакты с пришлыми «японцами» по сравнению с этими тысячелетиями носят сравнительно недавний характер.


Узоры на одежде, узоры на рукоятках ножей… По-видимому, айны очень ценили красоту окружающих их вещей


Очень странный артефакт – деревянная палочка с соструганной стружкой. Множество таких палочек жертвовались капищам духов

Считается, что в своих странствиях по Азии предки айнов добрались до Японии где-то 13000 лет назад и создали там культуру Дзёмон. Топонимы айнского происхождения говорят о том, что когда-то им принадлежал остров Кюсю, а также, что они жили еще и на Камчатке, но почему-то в Америку через Берингию перебираться не стали.

Дом айнов имел вход на востоке и не имел внутри перегородок. Выставленное здесь жилище представляет собой дом, восстановленный по указанию г-на Яичиро Хамы (1916—1991 гг.), родившегося и выросшего в Шираои, Ибури, на Хоккайдо. Он был лишь немного уменьшен, чтобы соответствовать высоте потолков музея. Очаг в доме занимает центральное место, и есть места, предназначенные для сидения, сна и хранения ценностей или ритуальных инструментов. Говорят, что угли в очаге никогда не остывали. Со временем огонь согревал землю, а стены и крыша из камыша служили отличным утеплителем, укрывая жителей от холодных зим Хоккайдо

Земледелием они не занимались. А так как охота и собирательство требуют больших свободных пространств, поселения айнов всегда находились далеко одно от другого. Религия айнов – примитивный анимизм и тотемизм, причем главным тотемным животным считался медведь. Японцы даже считали, что айны произошли от медведя и не являются поэтому настоящими людьми, что являлось в их глазах еще одной причиной, почему их можно было убивать. Волосатость айнов, их окладистые широкие бороды, которые во время еды приходилось поддерживать специальными палочками, густые курчавые волосы на голове и на теле – все это приводило их в ужас. А тут вдобавок еще и культ медведя, о котором сами айны говорили, что это их предок!




Капарими – кимоно айнов с традиционной вышивкой

А про женщин айнов рассказывалась, например, вот такая история. Обычно они ходили в распашных халатах, с передником из красной ткани спереди на поясе. И вот когда они ходили собирать малину и встречали в зарослях медведя, они махали на него этими передниками и кричали: «Медведь, медведь, уходи, а вот это ты видел?» Медведь видел, пугался и уходил!

При этом айны очень боялись змей (хотя их и не убивали). Просто они считали, что, если человек спит с открытым ртом, туда может заползти змея, и свести его с ума.


Вышитый капюшон


Сумка для принадлежностей для добывания огня


Еще одно расшитое кимоно

В целом и внешностью, и своими обычаями аборигенная культура Дзёмон и культура пришельцев с материка Яёй чрезвычайно сильно отличались друг от друга, что неизбежно породило их конфронтацию. Но при этом аборигены переняли у пришельцев металл, а пришельцы у аборигенов навыки верховой езды в горах и, по сути дела, культ воинов-одиночек, ставших впоследствии духовной опорой японских воинов-самураев. И это неудивительно, ведь противостояние и тех, и других продолжалось практически полторы тысячи лет – срок более чем достаточный для взаимопроникновения даже самых разных культур. Тем не менее, ассимиляции между ними так и не произошло, и причиной здесь опять-таки, скорее всего, был чисто этнический фактор.


Стрела лука айнов


Плетеная праща


Саранип представлял собой корзину, сплетенную из древесной коры и стеблей различных вьющихся растений. Благодаря сочетанию различных материалов корзины были различного размера и формы. Их использовали для перевозки зерна, например, японского проса, дикорастущих растений и рыбы

История айнов, пожалуй, также трагична, как и история американских индейцев. Они также были загнаны в своеобразные резервации, их перевозили на острова Курильской гряды, заставляли заниматься сельским хозяйством, то есть ломали их привычный жизненный уклад. Восстания против японской администрации на Хоккайдо и других островах подавлялись силой оружия. Правда, после революции Мейдзи для айнов начали строить больницы, отменили наиболее жестокие указы, но… одновременно запретили мужчинам носить их роскошные бороды, а женщинам делать традиционную татуировку вокруг губ. То есть это было ничем иным, как покушением на традиционную культуру и ее постепенное уничтожение. Правда, согласно принятому 1899 году «Закону о покровительстве аборигенному населению» каждой айнской семье выделялся земельный участок с освобождением на 30 лет от уплаты поземельного и местного налогов, и регистрационных платежей. Проехать через земли айнов можно было только по разрешению губернатора. Бедным айнским семьям выдавались семена, а в айнских деревнях строились школы. Однако в целом все это служило одной цели: заставить аборигенов жить по-японски. В 1933 году их обратили в японских подданных с присвоением японских фамилий, а молодым айнам при этом давались и японские имена. Впрочем, надо сказать, что айны очень долго не хотели признавать себя японцами, японскую культуру отвергали, и выступали с требованиями создания своего собственного суверенного государства.


В музее можно попробовать поиграть на тонкори – пятиструнном инструменте, традиционным музыкальном инструменте сахалинских айнов. Мягко пощипывайте струны, и вы услышите звук, который они производят. На дисплее показывается, как токори нужно держать и играть на нем

В настоящее время в Японии проживает около 25 000 айнов, но на родном языке говорит не более 200 человек, и он постепенно забывается. И лишь 6 июня 2008 года решением японского парламента айны были признаны самостоятельным национальным меньшинством, что, впрочем, особо никак на их жизни не отразилось. Зато теперь их культура целиком и полностью поставлена на службу туристической индустрии Японии. Фигурки медведя, вырезанные из дерева, на Хоккайдо продаются чуть ли не в каждой лавочке, а уж при музеях в обязательном порядке, хотя этнографы знают, что в религии айнов был запрет на изображение их животного-тотема. Производятся халаты, сумки с характерным рисунком, деревянные резные тарелки, и многое другое. Музеи айнов на Хоккайдо, причем в самом современном исполнении, открываются один за другим, строятся типичные айнские дома и целые деревни, устраиваются праздники с музыкой и танцами. Так что внешне культура айнов вроде бы сохраняется. Но она, так же как и культура североамериканских индейцев, давно уже попала под каток современной цивилизации, и в своей основе отвечает именно ее требованиям, а отнюдь не айнской культуры.


А вот это флаг курильских айнов, отличающийся от флага «просто айнов» цветом (тот голубой!) и изображением цепи островов по краю. Курильские острова испокон веков принадлежали айнам, говорят они, то есть и русским, и японцам, когда они спорят об этих островах, следует иметь в виду, что мы тут жили задолго до их прихода. Вот так-то!


* * *


Администрация сайта и автор выражают сердечную признательность дирекции Музея айнов Нибутани в городе Биратори и лично господину Эми Хироука за предоставленную возможность использовать фотографии их экспонатов и информацию.

Должен заметить, что в моей практике впервые администрация музея, с которым я связался на предмет получения разрешения на использование его фотографий, отнеслась к этому столь основательным образом. Был запрошен электронный адрес сайта, чтобы ознакомиться с содержанием его материалов, затем название статьи, мои профессиональные данные, а также копии заимствованных фотографий. Только после этого был составлен договор, который я подписал, отправил в музей по электронной почте, где на него была поставлена печать.

Именно таким образом, вообще-то, должны были бы работать все музеи мира. Но часто бывает так: спрашиваешь разрешение и тебе отвечают: о’кей, берите! Или не отвечают вообще. В первом случае это, конечно, экономит время, во-втором — это крайне невежливо. В итоге я лишний раз убедился в ответственном и исключительно добросовестном отношение японцев к своей работе. Что ж, итог такого отношения сегодня перед вами.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх