
Предыдущий «римский очерк», опубликованный накануне Конклава, кратко осветил напряженную пиар-ситуацию начала мая 2025 г.
В СМИ царила сенсация: «Пророчество святого Малахии», — утверждавшее, что скончавшийся Папа Франциск был 112-й, и последний. В очерке был предложен примерный сюжет подключения к этой теме Голливуда в стиле фильмов «Омен».
И действительно, без «фабрики грез» не обошлось.Новостные ленты сообщили, что для ознакомления с протокольными требованиями, традициями поведения во время избрания Папы съехавшиеся со всего мира кардиналы смотрели художественный(!) фильм «Конклав». Голливуд рулит! В новостях показали и ту самую печку, что приносят в комнату Конклава, выставляя трубу в окно, и пускают «дым, которого ждет весь мир». На своей ВК-странице я искренне подивился: «О Боже!!! это же точно наша — печка "БУРЖУЙКА"». Хоть переименовывай. Или у нас назвать — «ПапаРимка», или в Риме? Так и представил: «Святой отец, затопите буржуйку!» — «Каких бросить дровишек, падре?» Но так или иначе, избрание (хотя и в информационной тени 80-летия Победы) прошло успешно, «междуПапие» (есть же междуцарствие?) закончилось, Конец Света не наступил. Время дать краткий политический анализ события. В первом очерке упоминалось о борьбе влияний США и Франции. Макрон подыскивал кандидата, «либерального Папу».
Первый гражданин США на престоле
Дональд Трамп со всей доступной ему деликатностью намекал на кардинала Тимоти Долана (архиепископ Нью-Йорка). И несмотря на его слоноподобный «юмор», — изображение себя в облачении Папы Римского и анонс «Возможно, я стану Папой», многими католиками расцененный как оскорбление, частичная победа им достигнута!
Первый гражданин США — на престоле Святого Петра! (тут политологам впору задуматься, переосмыслить манеры и тактику Трампа).Кто-то, возможно, осудит подход — всё оценивать с точки зрения: «Что это даст России?» — как слишком утилитарный. Можно тогда подойти с вопросом: «Что это даст традиционалистам всего мира?». Ведь самое глобальное противостояние современности: «традиционализм — либеральный глобализм» уже проявилось несомненно, и так же несомненно, на чьей стороне Россия. Конечно, о тайных течениях политики Ватикана мало кто может сказать определенно — это тайна сродни содержимому знаменитой «Библиотеки Ватикана» — вроде она есть, а вроде и некий аналог Бермудского треугольника, кладезь конспирологии.
Так что приблизительно можно отметить некоторые надежды традиционалистов. Будущий папа Лев XIV, служа епископом в Чиклайо, выступил против включения в учебную программу преподавания «гендерной проблематики в школах» Перу. Известно его заявление: «Продвижение гендерной идеологии сбивает с толку, поскольку стремится создать гендеры, которых не существует». — Занятно? — Папа говорит как ученый (кстати, по образованию он и математик) — как рационально думающий человек — против… каких-то… сексуальных колдунов, танцующих у костра с завываниями «Гендер! Гендер!» и приносящих кровавые жертвы (вполне реальные, — см. соответствующие почти ежедневные новости). Кстати, «Камертон» недавно высказавшись по гендерным жреческим камланиям — привел пример внезапного «пробуждения» Англии.
По другому актуальному пункту — «гомосексуальность», — будучи кардиналом, он хоть и осторожно, но выступил против массовой культуры, поощряющей «симпатию к верованиям и практикам, которые противоречат Евангелию». Линия похожа и на госполитику РФ: «Не запрещать само явление, но запрещать его пропаганду». Столь же осторожно он выступал против «рукоположения женщин в диаконы» (не принято как у католиков, так и православных).
А вот по отношению к беженцам и мигрантам он едва ли будет сторонником Трампа. Являя собой голос Латинской Америки, он против массовых депортаций. И в целом, Лев XIV подчеркивает свою приверженность линии папы Франциска: защита бедных и мигрантов, миротворчество. Дальнейшие предположения о политике Ватикана, отношению к России твердых оснований не имеют. Продуктивнее перейти к периоду, политические результаты которого нам известны достоверно. Продолжить рассмотрение «механики» Великого Раскола. Готовя книгу для издательства АСТ, я подыскиваю баланс между историей Римских первосвященников (Пап), и нынешними актуальными информ-поводами.
Великое разделение церквей, 1054 год
В прошлом очерке были рассмотрены предпосылки Раскола. Три важных ступени:
1. Преимущественные маршруты путешествий апостолов, города — места их проповедей. На Востоке: Антиохия, Афины, Эфес, Фессалоники, Милет, Родос, Атталия, Александрия, Сидон. На Западе — только Рим…
2. Борьба с первыми ересями подняла значение мест, где проповедовали апостолы. Эти города стали «апостольскими кафедрами». В итоге на Востоке епископы стали «патриархами» в: Антиохии, Александрии, Константинополе, Иерусалиме. На Западе опять — только Рим.
3. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.
Тонкость темы требует сугубого внимания к формулировкам. Церковь признавала два типа разделений:
По вопросам догматов — ереси.
По вопросам церковного управления — схизмы (расколы).
Изначально в этом римско-византийском конфликте Рим называл противников — «Греческие схизматики». Византийцы (и все восточные православные) их — «Латинские еретики». Считая соответственно сам Раскол: они — схизмой, мы — ересью. Но сия богословская аккуратность терминов позже стала излишней, то и другое определение воспринималось ругательством — без особых различий. И все же факт того, что Рим не считал православных еретиками, доказывается внезапно… Унией! Ведь принявшие её православные епископы юго-западной Руси (до явления «Украины» еще 400 лет!) не поменяли ничего в сфере обрядов, догматов — этого католики и не требовали. Только приняли главенство Рима, и сразу были «взяты в католики, пусть и второго сорта». И в этом положении оставлены на века. Правда, когда русские полки, Суворова в том числе, прогнали шайки конфедератов, польских панов, под чьими плетками была принята Уния, большинство униатов, — увы, не все, — вернулись в православие. Успешно выдрессированные остались, и позже… научили «украинству» всех прочих. Но тут виновнее всех бандер — царь Александр I (отдельная скорбная тема).
Главный водораздельный пункт Раскола является догмат о филиокве (filioque — латинское: «и от сына»). Православные считают, что Дух Святой исходит от Отца, католики — «и от Отца, и от Сына». А кто, собственно, прав? Этому посвящены многие тысячи трудов, и наивны попытки сходу ответить на поставленный вопрос. Но если его переформулировать и, например, спросить: «Кто более неправ: схизматик или еретик? — нарушивший единство догматов или нарушивший единство управления?» — И тогда без всякой политкорректности и без гладко-симметричных ответов («и вашим, и нашим») окажется, что менее неправы — православные, кого позже соперники назвали «схизматики». Ведь даже в советских изданиях периода, когда ближайшим врагом партийной идеологии было православие, фиксировали: «Никео-Цареградский символ веры был принят в 325 году на Вселенском соборе всеми тогдашними христианами. В нем было упомянуто: “Святой Дух — от Отца”». Тогда все верующие и их епископы (в будущем — патриархи, и Рима в том числе!) назывались: «православные», в тогдашнем смысле — противопоставления еретикам:
гностикам,
арианам,
монофелитам,
монофизитам (несторианам).
Никейский символ веры увековечен и на двух серебряных таблицах на латинском и греческом языках, установленных папой Львом Третьим в Риме, в соборе Святого Петра, и подписью: «Я, Лев, поставил это по любви к православной вере и для охранения ее». Догмат о филиокве, называемый тогда «испанская новинка», первый раз был упомянут в VIII веке, на соборе в Толедо. И оказалось, что Римские папы повели себя так же, как когда-то ариане, гностики и другие еретики — отступили от «Никейского кредо». Пожертвовали догматом ради сохранения своего верховенства, единовластия. А откуда взялось это верховенство — показано выше.
Писатель Александр Сегень в романе об Александре Невском зачерпнул древнее, простонародное и поразительно верное понимание сути спора о филиокве… Глядя на проезжавших рыцарей Тевтонского ордена, один дружинник спросил другого: «А правда, что эти папежники двум Святым Духам веруют?» — Вот нечаянно брошенный афоризм людей, никогда не участвовавших в богословских спорах! Если по-римски: и Отца, и от Сына, это ж значит: ДВА Святых Духа!
Хронология конфликта
Сам процесс «развода» затянулся на 200 лет, примерно с 867 по 1054 год, так что в 2024 году, строго говоря, исполнилось 970 лет разделению. Шаги противостояния следующие… Далее выделены имена Римских Пап и Константинопольских Патриархов, деятелей эпохи Раскола:
1. Николай I — Игнатий. В Константинополе Собор 867 года объявил папу Николая I — низложенным. Но и восточный Император «Михаил III Пьяница» (так и вошел в летописи) свергает Патриарха Игнатия.
2. Иоанн VIII — Фотий. Иоанн VIII выпустил 12 анафем на патриарха. 905 год. Опять вмешался император. Патриарх Николай Мистик отказался благословить 4-й брак императора ЛьваVI Философа, и был свергнут. Но западная церковь признала 4-й брак ЛьваVI Философа.
3. Сергий III — Иоанн XIX. Сергий III — вступил в переговоры, готов за деньги признать Константинопольского патриарха — Вселенским.
4. Лев IX — Михаил Керуларий. Папские легаты Гумберт и Петр приехали в Константинополь с «последними предложениями», и в мае 1054 года во время богослужения положили на престол Святой Софии «Акт об отлучении».
Колоритны даже сами прозвища, данные народом, зафиксированные в летописях: Михаил III Пьяница, Лев VI Философ. То есть «Философ» — ради четвертого брака свергает Патриарха…, — м-да, поистине «философический взгляд» на жизнь! В Риме же папы упорно выстраивают свою теократическую «вертикаль» (за издержки и грехи этого строительства недавно Папа Иоанн-Павел II приносил публичные извинения). На Востоке соборы, порой споры четырех патриархов, а на Западе, «на отшибе» — одинокий, по сути — первый западный индивидуалист (откуда вместо соборности — идея «личной ответственности»)… и т. д.
В 1204 году Четвертый Крестовый поход внезапно ударит по союзникам, восточным христианам. Крестоносцы захватят и разграбят Константинополь. Еще двести лет, и в дни осады турками Константинополя его власти вместе жителями единодушно откажутся от помощи католического мира (обещанной, но как показал пример Галицких князей — вряд ли исполнимой) с условием подчинения Папе. Известен тогдашний лозунг осажденных: «Лучше чалма, чем тиара!». Город захватят турки-мусульмане, превратят в мечеть Храм Святой Софии.
События поучительные, наложившие печать на историю двух тысячелетий. На Востоке разрабатывали на основе нео-платонизма вопросы преимущественно метафизические, этические, …а во всех политических вопросах полагались на «симфонию» с базилевсами (императорами). В итоге их падение потянуло следом и церковь. И во Втором Риме 1452 года, и в Третьем 1917-го…
Да, это император Карл Великий «продавил» то изменение «Никейского Символ веры» (филиокве). Папа поначалу даже возражал, но постепенно признал, что линия Карла на строительство Западной империи вполне совпадает с его линией на создание отдельной христианской церкви, и отринул Никейский символ. На Востоке, конечно, не согласились. До окончательного Раскола еще 254 года, но он был уже предопределен. Спросите сегодня про Никейский собор и символ веры — честные католики признают: «Да, мы его изменили. А вы потому и схизматики, что отвергли это изменение. А Папа — непогрешим. И т.д.» Так и прошел водораздельный хребет «Россия — Европа».
Свежие комментарии