До чего могут довести бюргеров последствия антироссийских санкций
Глава МИД Германии Анналена Бербок пояснила свои слова о риске «народных восстаний» в стране из-за отсутствия газа. По ее словам, она выбрала подобную «слишком утрированную» формулировку специально.
Глава немецкой дипломатии сказала, что во время переговоров с канадской стороной о необходимости вернуть в Европу турбину для «Северного потока-1» она имела в виду не только эту тему, но и в целом вопрос, почему ФРГ не может ввести полное газовое эмбарго.
«Я дала понять, что турбина — это лишь часть общей дискуссии», — уточнила министр, напомнив, что Берлин не способен резко отказаться от российского газа. Только по этой причине она ранее выступила против введения санкций в отношении газового сектора России.
Напомним, ранее Бербок в интервью рассказала о ходе переговоров с Канадой. Она заявила, что без турбины для «Северного потока» Берлин не сможет поддерживать Киев, так как будет «занят народными восстаниями», которые начнутся из-за нехватки газа.
В последние месяцы в ФРГ неуклонно снижается число тех, кто поддерживает поставки оружия на Украину, равно, как и тех, кто вообще готов поддерживать Киев любой ценой.
Ранее немецкий телеканал RTL провел опрос, выясняя, каким путем стоило бы разрешить конфликт на Украине. Большинство зрителей выступило за «достижение мира на Украине» путем отказа от территорий в пользу России, этот вариант развития событий поддержали 47% опрошенных. При этом 41% опрошенных жителей ФРГ не считает вариант «отдать России часть своей территории для достижения мира» правильным решением, еще 12% вообще воздержались от ответа.
Тенденция налицо. Если в начале спецоперации многие немцы и впрямь верили своей пропаганде, что Россию удастся дожать санкциями, то теперь они сами ощутили эти санкции на себе. Они вернулись бумерангом, принеся энергетический и продовольственный кризис, инфляцию, повышение цен на все, закрытие предприятий и рост безработицы.
Несмотря на это канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что ФРГ будет поддерживать Киев столько, сколько необходимо.
Когда Шольцу задали вопрос о том, разделяет ли он мнение 47% немцев о необходимости абстрагироваться от украинского конфликта, он ответил, что Берлин продолжить оказывать всю необходимую поддержку Украине.
Правда при этом он отметил, что государство должно осуществлять свою политику только при поддержке своих граждан. Шольц также выразил надежду, что большинство немцев ещё долгое время будут поддерживать нынешний курс правительства.
«Я считаю, что действовать можно только при поддержке граждан. Но я верю, что это будет возможно очень долго и что мы, Германия, сможем проявлять солидарность с Украиной столько, сколько это необходимо», — заявил он.
Будут ли немцы поддерживать курс правительства, который лишает их тех комфортных условий, к которым они привыкли, ставя едва ли не грань выживания? Ведь на этом фоне рекомендации некоторых политиков сократить количество потребляемой электроэнергии, реже мыться, бегать по лестнице, чтобы согреться и носить по нескольку свитеров выглядят просто издевательством. Не приведет ли это к реальным бунтам? Действительно ли Бербок утрирует?
Стоит напомнить, что, несмотря на то, что немецкие бюргеры в массе своей законопослушны, они показали характер в ходе антиковидных протестов.
Еще в 2020-м году многотысячные протесты против эпидемиологических ограничений прошли по всей Германии, в Берлине протестующие прорывались к Рейхстагу. Они выражали недовольство ограничительными мерами властей для борьбы с коронавирусом, утверждая, что они противоречат Конституции ФРГ и ограничивают свободу граждан. Были задержаны сотни человек, протесты сопровождались столкновениями с полицией и актами насилия. Последняя волна прокатилась в декабре прошлого года.
Тогда все было серьезно, ведь многие предприниматели разорились из-за ограничений, многие потеряли работу. А сегодня все может быть еще серьезнее.
— В обозримом будущем без российского газа Германия обойтись не сможет, — уверен доцент факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.
— Частично заменить его можно, но придётся переплачивать. Предстоящей зимой она без него не согреется. Не факт, конечно, что среди немцев дошло бы до восстаний. Хотя в иммигрантских пригородах могло бы и до такого дойти.
«СП»: — Все больше немцев выступает за прекращение конфликта на любых условиях. Кроме того, снизилось число жителей, поддерживающих поставки оружия Киеву. Немцы не готовы жертвовать своим комфортом ради Украины. А если бы поддержка Киева не вела к таким последствиям для них?
— Если бы поддержка Украины не вела бы к таким последствиям, немцы бы больше склонялись к вооружению Украины. Но отправлять бундесвер на помощь Киеву вряд ли бы согласились. Разумеется, жертвовать удобствами и мыться раз в две недели ради Украины они не хотят.
«СП»: — Из-за чего обычно бунтовали немцы? Можете привести примеры из истории?
— В последние 10 лет — чаще всего из-за наплыва мигрантов. Особо бурные протесты были в Дрездене. В Гамбурге часто бунтуют. Были протесты против сокращения пособий в разных частях страны. Наиболее крупные протесты бывали в Гамбурге и Франкфурте-на-Майне. Встречи «семёрки» и «восьмёрки» в 2007 и 2015 годах тоже сопровождались беспорядками.
«СП»: — А как насчет ковидных протестов 2020—2021 гг.? Можно ли их сравнивать по масштабу с потенциальными газовыми протестами? Каким бы результат, кстати?
— Ковидные протесты привели к тому, что государство потратило много денег на поддержку как граждан, так и бизнеса. В этом смысле они возымели действие. Но к смягчению ограничений они явно не привели. И не могли привести, ибо большинство немцев к ограничениям отнеслись с пониманием. Но терпеть неудобства из-за Украины они готовы куда меньше, нежели по причине эпидемии.
«СП»: — К какому результату могут привести потенциальные газовые протесты?
— К закупке газа, к некоторому ослаблению санкций ради этого. И к досрочным выборам в Бундестаг, поскольку решение о закупке газа у России неминуемо развалит правящую коалицию.
«СП»: — А когда, по-вашему, стоит ждать выборов?
— Штатно они должны пройти в 2025 году. Если же коалиция треснет — тогда в следующем сентябре. Но возможен и вариант переформатирования коалиции, когда в роли ведущей партии коалиции социал-демократов сменит ХДС. Такое в немецкой истории случалось. А канцлером вместо Шольца станет Мерц.
Пока гадать трудно. Решающие события в этом плане должны случиться зимой, когда Германия начнёт мёрзнуть.
— По данным исследования Insa, опубликованным 17 июля 2022 года, 47% респондентов в ФРГ считали, что санкции наносят больше ущерба их стране, чем России, при этом 74% ожидают на том фоне экономического спада и роста безработицы, — рассказывает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Понятно, что дополнительное бьющие по экономике газовые проблемы оптимизма немецким гражданам не прибавят. Стоит отметить, что глава МВД Германии Нэнси Фезер не так давно заявила об угрозе протеста под эгидой сил, близких именно к «правым экстремистам». Впрочем, Фезер представляет левоцентристскую СДПГ и, возможно, напоминая об активности крайне правых, стремится, в том числе, убедить хотя бы свою целевую аудиторию — проявим терпение и солидарность с властями, иначе вот, кто «получит прибыль» от протеста.
«СП»: — Немцы вроде достаточно законопослушны, но, к примеру, в ходе антиковидных протестов бунтовали вполне реально. Сейчас все может быть страшнее?
— Стоит учесть, что проблемы, с которыми могут столкнуться граждане Германии в связи с газовым кризисом, не являются для них чем-то неожиданным. Так, по данным того же опроса Insa, 63% респондентов считали вероятным введение режима чрезвычайного положения, предполагающего ограничения использования газа компаниями. То есть активное обсуждение этой проблемы сейчас в какой-то мере является «прививкой», способной если не предотвратить, то на время сдержать всплеск протестных настроений в случае обострения газового кризиса. Та же Нэнси Фезер не зря также вспомнила о силах, проявивших себя на протестном фланге в период пандемии коронавируса. То есть в правительстве ФРГ, вероятно, считают, что активизация протестной деятельности в случае усиления газовых проблем в холодное время года возможна, но на улицу все же, выйдет радикальное меньшинство.
Свежие комментарии