На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • yumashev
    В 90-е в Ивано-Франковске все говорили на русском и в книжных магазинах 70% книг было на русском. А Киев был вообще р...ОБЫКНОВЕННЫЙ НАЦИ...
  • Светлана Филатова
    Да по умерали почти все ,кто  воевал,а молодёжь не интиресуется   и не хотят ,пример укры!!!!😡«Бессмертный полк...
  • Леонид Цырлов
    Молодец. Уважаю."Кто в том с.. ви...

На дальних подступах к победе

Первый приказ об отступлении получили немцы, атаковавшие Брестскую крепость

22 июня 1941 года – один из самых страшных дней в истории нашей страны. Те события во многом предопределили катастрофу лета 41-го в целом.

Войну Красная армия встретила в трех оперативно не связанных эшелонах. Первый находился на границе, второй – в глубине построения войск особых округов и, наконец, третий – на рубеже Западной Двины и Днепра. Это практически не давало шансов армиям прикрытия на границе. Их разгром ухудшил для Красной армии соотношение сил сторон и привел к потере поврежденной и вышедшей из строя боевой техники.

1. Таураге

На дальних подступах к победе

Серьезной проблемой РККА в июне 1941-го стало запаздывание с приведением войск в боевую готовность. Однако значимость этого фактора не следует преувеличивать. Упреждение в мобилизации и развертывании ставило войска приграничных округов в изначально неблагоприятные условия. Они были вынуждены обороняться на широком фронте, в разы превышавшем уставные нормы (около 25–30 км вместо 8–12 км по уставу), что давало мало шансов на успех.

В Прибалтике 125-я сд генерал-майора П. П. Богайчука из состава 8-й А заблаговременно заняла оборону в глубине советской территории у города Таураге, седлая шоссе на Шяуляй, но на фронте в 25 километрах двумя полками и третьим в резерве. Противником советского соединения стала немецкая 1-я тд, являвшаяся одним из главных участников «блицкрига» на Западе в 1940-м. Внезапность немецкого удара здесь была относительной: на позиции 125-й сд немцы вышли через несколько часов после пересечения границы и оккупантов уже ждали, сжимая оружие. Шоссейный мост был взорван, железнодорожный немцы успели захватить. В Таураге до темноты шли уличные бои, немецкие танки обошли город, но командир 1-й тд Крюгер не решился отдать приказ прорываться дальше, пока не закончились бои за город. К ночи 125-я сд была сбита с позиций и начала отходить.

Потери 1-й танковой дивизии (включая приданный ей 489-й пп) за 22 июня составили 88 человек убитыми, 225 ранеными и 34 пропавшими без вести. Это стало рекордом потерь одного дня всей летней кампании. Потери, нанесенные 1-й тд на границе, сыграли свою роль в неуспехе немцев и конкретной дивизии в прорыве к Ленинграду.

2. Каунас

Помимо широких полос обороны упреждение особых округов в развертывании привело к внушительному численному перевесу немцев над частями армий прикрытия. Яркий пример – наступление немецкой 16-й армии на 11-ю советскую на каунасском направлении. Каждую нашу дивизию атаковали две-три немецкие. Усугублялась ситуация тем, что главные силы 5 и 188-й сд находились в летних лагерях, а на границе оставались отдельные батальоны и роты. Они были буквально раздавлены массой германских пехотных частей, а основные силы вступали в бой с немцами с марша.

Одновременно советские войска получили удар в спину. С 1940 года в Литве существовала подпольная антисоветская организация – Фронт литовских активистов (ФЛА). Поспешная эвакуация советских партийных органов из Каунаса стала «спусковым крючком» начавшегося в городе восстания. Сочетание удара массы пехоты и восстания ФЛА поглотило все силы и внимание 11-й А. Это стало причиной быстрого прорыва LVI корпуса Э. фон Манштейна к переправам через Дубиссу, далее – к Даугавпилсу. Захват мостов через Западную Двину привел к потере рубежа крупной водной преграды и отходу войск Северо-Западного фронта в Эстонию и на Лужский рубеж на дальних подступах к Ленинграду уже в середине июля.

3. Алитус

В районе этого города перед войной дислоцировалась 5-я тд Ф. Ф. Федорова, располагавшая 50 новейшими танками Т-34. Это было очень выгодной позицией, позволявшей прикрывать важные мосты через Неман. Однако возникший на границе кризис заставил командующего ПрибОВО Ф. И. Кузнецова принять поспешное решение: вывести 5-ю тд из города «прикрывать тыл 11-й армии от литовцев» и на 40-километровом фронте удерживать рубеж Немана. В итоге части 5-й тд вышли из Алитуса буквально за несколько часов до прорыва к городу 7-й тд немцев. Мосты попали в их руки неповрежденными. Советская 5-я тд возвращается к Алитусу, но вынуждена была контратаковать вражеский плацдарм, который уже занимали около 400 танков двух немецких дивизий. Контратаки закончились неудачей, и Алитус стал для немцев стартовой точкой для удара на Минск, замыкая кольцо окружения Западного фронта.

4. Гродно

В немецком VIII корпусе был собран самый мощный артиллерийский «кулак» на всем советско-германском фронте: 14 дивизионов тяжелой и сверхтяжелой артиллерии калибром до 240 и 305 миллиметров, а также полк реактивных минометов. В их число входили 240-мм пушки К-3 с дальностью стрельбы до 37 километров. Ранним утром 22 июня они использовались немцами для стрельбы по гродненским казармам РККА. 305-мм гаубицы вели огонь по бетонным дотам приграничных укрепрайонов. Задачей всей этой массы артиллерии было пробивание немецкой 9-й армии дороги вдоль Сувалки – Августов – Гродно. В конечном итоге, несмотря на упорное сопротивление советских войск под Августовым и контрудар 11-го МК, эта задача немцами была решена, командующий 3-й армией В. И. Кузнецов принял решение оставить Гродно уже в конце дня 22 июня.

Рев мощных артиллерийских тягачей под Гродно был слышен даже по другую сторону границы. Это заставило командующего Западном фронтом Д. Г. Павлова расценить гродненскую группировку как танковую и задействовать на этом направлении самый сильный в округе 6-й мехкорпус из Белостока. В итоге его танков не хватило для противодействия наступлению 2 и 3-й танковых групп на Минск, что ускорило окружение Западного фронта и заставило советское верховное командование бросать все резервы на западное стратегическое направление.

5. Брест

Если под Гродно немцами была собрана группировка артиллерии, даже несколько избыточная для поставленной задачи, то 45-я пд у стен Брестской крепости изготовилась штурмовать цитадель совершенно негодными для этого средствами. С одной стороны, запаздывание с приведением войск в готовность привело к изоляции частей 6 и 42-й сд в крепости. С другой – успевшие укрыться в казематах советские подразделения оказались неуязвимы для немецкой артиллерии. Даже 210-мм орудия не пробивали толстые крепостные стены, а 280-мм реактивные снаряды давали скорее пиротехнический эффект. В итоге ворвавшиеся в крепость немецкие части оказались контратакованы и частью даже окружены в клубе (церкви) на территории цитадели. Это заставило командира 45-й пд Шлиппера отдать приказ отвести назад собственные силы так, чтобы они окружили цитадель со всех сторон для планомерного штурма. Такой приказ на отступление был первым на советско-германском фронте. Вместо считаных часов по плану 45-я пд потратила на штурм несколько дней.

6. Ковель

На смежных флангах групп армий «Центр» и «Юг» находилась обширная лесисто-болотистая Припятская область. Для наступления на узел Ковель немцами был выделен XVII корпус в составе двух дивизий без серьезных средств усиления. Именно здесь сработали принятые советским командованием меры по повышению уровня боеготовности войск особых округов. За считаные дни до немецкого нападения под Ковель из лагеря Киверцы была выдвинута 62-я сд, что несколько уравняло шансы сторон. Вкупе с энергичными контрударами по инициативе командира 45-й сд генерал-майора Г. И. Шерстюка это привело к медленному продвижению немцев на ковельском направлении с первого дня войны. В последующем отставание наступления в Припятской области способствовало контрударам во фланг двигавшимся на Киев войскам 6-й армии и 1-й танковой группы. Это стало основой для так называемой припятской проблемы, в числе других причин побудившей Гитлера развернуть на Киев 2-ю танковую группу Гудериана. Потеря времени на поворот сдвинула начало наступление на Москву на осень 1941-го.

7. Владимир-Волынский и Сокаль

Перед войной в СССР было развернуто широкомасштабное строительство укрепленных районов на западной границе. На Украине они находились в высокой степени готовности. Ввиду специфики начертания границы и расположения укрепрайона (в основании выступа границы) под Владимиром-Волынским, а также благодаря инициативе командира 87-й сд Ф. Ф. Алябушева, собравшего свое соединение в один кулак на оси шоссе, немцев удалось сдержать почти на сутки. Ввиду достаточно нервной реакции командующего немецкой 6-й армией Рейхенау задержка привела к смене первоначального плана операции и рокировки под Владимир-Волынский 13-й тд, назначенной для удара на Дубно вслед за 11-й тд. Изменение наряда сил и порядка ввода танковых дивизий в бой ухудшило условия ведения наступления 1-й танковой группы и благоприятствовало вклиниванию контрудара 8-го МК под Дубно между вырвавшейся вперед немецкой 11-й тд и продвигающейся с задержкой 16-й тд.

8. Рава-Русская

Укрепрайон под Рава-Русской также находился в высокой степени готовности. Вопреки распространенной легенде 41-я сд генерал-майора Г. Н. Микушева не выводилась на позиции по инициативе командира. Она находилась в летних лагерях. Тем не менее удержание позиций гарнизоном укрепрайона способствовало развертыванию 41-й сд и ее результативному контрудару. Г. Н. Микушев нанес два последовательных контрудара во фланг наступающим немецким частям, заставив врага отступить (хотя пересечение границы и углубление на территорию противника на три километра тоже легенда). В журнале боевых действий ГА «Юг» прямо указывалось: «262 пд оказалась подвержена «боязни противника» и отступила». В последующем 41-я сд удерживала позиции Рава-Русского УРа и воспрепятствовала вводу немцами в бой XIV моторизованного корпуса 1-й ТГр. В случае его ввода фронтовой контрудар мехкорпусов оказался бы сорван. Однако фланг контрудара оказался плотно прикрыт УРом и, несмотря на промахи в его проведении, привел к общему замедлению продвижения вперед ГА «Юг». Это отставание заставило Гитлера менять стратегию «Барбароссы» уже в июле 1941-го, что в конечном итоге стало предпосылками к ее краху.

9. Перемышль

Немецкие войска утром 22 июня обладали численным превосходством практически на всем протяжении границы. Район Перемышля не стал исключением. Город был удержан, но против одной советской 97-й сд действовали четыре немецкие дивизии XXXXIX горного корпуса. Они успешно преодолели незанятый участок укрепрайона и взломали оборону советских войск на подступах к Львову. Даже разгромленные части сопротивлялись до последнего, в ЖБД 71-й пд отмечалось: «Разрозненные русские стреляют из засад по отдельным солдатам». Однако численное превосходство и внезапность сделали свое дело.

Обвал обороны 6-й армии в Львовском выступе вынудил командующего армией И. Н. Музыченко задействовать против пехоты и горных егерей сильнейший 4-й механизированный корпус, насчитывавший к июню 1941 года 892 танка (416 КВ и Т-34). Корпус оказался исключен из фронтового контрудара. Тем не менее сдерживание наступления 17-й армии на Львов силами 4-го мехкорпуса оказалось достаточно эффективным, хотя и привело к большим потерям танков, в том числе КВ и Т-34.

10. Румынская граница

По плану немецкого командования переход 11-й армии в наступление предполагался позже, 2 июля. В первые дни войны велась лишь борьба за плацдармы на пограничном Пруте. Однако относительно медленное развитие событий в южном секторе советско-германского фронта способствовало планомерному отходу. Именно здесь сформировался костяк Приморской армии И. Е. Петрова (25 и 95-я сд), сначала успешно оборонявшей Одессу, а затем предотвратившей падение Севастополя поздней осенью 1941-го.

Боевые действия 22 июня оказались началом катастрофы лета 41-го, но одновременно во многом создали предпосылки для изменения ситуации, вынудив агрессора корректировать стратегию «Барбароссы».

Алексей Исаев,
кандидат исторических наук
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх