На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Карабухин
    ..Легче прикинуться идиотом-дурачком, чтоб только не нести ответственность за совершённые преступления перед человече...Asia Times: Решен...
  • Вячеслав Денисов
    Т.е, наши славные енаралы даже пулемётами армию не смогли обеспечить!!! И теперь, некоторых из них, наконец-то аресто...Северокорейский п...
  • Дмитрий Бакланов
    Чушь какая-то.последний год подсолнечное масло дешевеет.Вслед за сливочны...

Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать

Действительно, сегодня если о чем и говорить, то о вертолетах. Просто потому, что проводимая спецоперация стала именно проверкой на выживаемость в боевых условиях для этого класса машин.


Почему именно для вертолетов? Все просто: самолетам практически раздолье, потому что ВВС и ПВО Украины понесли очень тяжелые потери и практически не могут оказывать мало-мальски вменяемое воздействие на ситуацию.

А вот для вертолетов, у которых главные враги все-таки ПЗРК и МЗА, и которые не летают на таких высотах, как самолеты, все только продолжается. И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.


Если посмотреть на цифры – да, новым Ми-28Н не назовешь


Работы по вертолету Ми-28 были начаты еще в 70-х годах прошлого века, а сам Ми-28Н как модель существует с 2007 года. Но воюют не цифры, а машины, и за цифрами иной раз скрывается достаточно много, чего не принимают обычно во внимание.

А во внимание стоит принимать не только ТТХ и ЛТХ вертолета, но брать все в комплексе: возможности вертолета, подготовку экипажа, особенно умение действовать в сложной обстановке, взаимодействие с различными наземными структурами.

В качестве отрицательного примера стоит вспомнить операцию по освобождению сотрудников американского посольства в Тегеране в 1996 году, когда в ходе так обзываемой операции «Орлиный коготь» США потеряли самолет-заправщик и два вертолета в катастрофах (один упал в море после взлета с палубы авианосца, а второй вертолет протаранил самолет-заправщик), а пять вертолетов просто бросили.

Можно вспомнить и операцию «Буря в пустыне», когда в 1990-91 годах только из-за ошибок пилотирования в ночных условиях были потеряны ПЯТЬ вертолетов «Апач». Это при том, что все они были оборудованы системами для ночных полетов.

Наши «успехи» в Первой Чеченской тоже были более чем скромные, авиация действовала исключительно в дневное время и в благоприятных метеоусловиях.

Между тем, кто сказал, что война должна вестись исключительно с 9 до 18 с перерывом на обед?

Практика применения вертолетов армейской авиацией и ВКС показывает, что ночные действия вертолетов очень и очень полезны. Да, за ночь несколько танков и БТР, грузовики, позиции артиллерии – оно вроде бы в цифрах не так много, но на солдат противника это оказывает очень серьезное воздействие.

Беспокоящий артиллерийский обстрел – вещь неприятная. Но эффективность его не так велика, как у пары вертолетов с тепловизорами, способных отправить ракету на остаточное тепло танкового двигателя.

И если каждую ночь…

Итак, сегодня, спустя четверть века после первого полета, Ми-28Н в строю и применяется по назначению, причем, не только ночью, но и днем.


Для вертолета, который был создан не в рамках программы вооружений, а как инициатива сотрудников КБ имени Миля – просто волшебно.

Многие считают вертолет уникальным


Что ж, можно согласиться, но уникальным можно было бы назвать вертолет, который сконструировали бы на АвтоВАЗе. А у КБ имени Миля получился очень хороший и грамотно задуманный вертолет с большим модернизационным потенциалом. Так часто случается, когда работают профессионалы. Потому Ми-28Н – это очень хорошая машина, сделанная грамотными руками и умами.

Простой в эксплуатации, способный действовать днем и ночью, в условиях удаления от аэродромов и баз, используя совместимые ГСМ и боеприпасы – вот секрет уникальности Ми-28Н. Вообще был очень удачный вертолет Ми-28, на его базе создали еще более совершенную модель Ми-28Н.

А в чем разница? И тут целое поле, в котором можно увязнуть. Уже к 90-м годам стало понятно, что все модули, которые так «успешно» применяли американцы на своих машинах (очки ночного видения, тепловизоры, ночные камеры, локаторы для маловысотного полета) реально прошлый день. Тем более, что количество машин, которое потеряли США в мирных ситуациях, не в боевых, не идет ни в какое сравнение с боевыми потерями.

И тут просто необходимо вспомнить человека, без которого такой машины бы у нас просто не было.


К огромному сожалению, Гиви Ивлианович Джанджгава, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, умер в октябре прошлого года. Но разработанные им и под его руководством навигационные и прицельные комплексы для российских самолетов и вертолетов будут еще долго служить на страх врагам.

В стенах Раменского ПКБ под руководством Джанджгавы была разработана единая управляющая система для вертолета, объединившая в себе контроль за всеми системами машины, начиная от подготовки к взлету и заканчивая пуском ракет и стрельбой из пушки.

Три бортовых центральных компьютера и семь периферийных вычислительных машин с открытой архитектурой, позволяющей наращивать и модернизировать функции управления и контроля в зависимости от изменяющейся обстановки и требований момента.

То есть, используя современные мультиплексные каналы обмена информацией, система позволяет подключать к себе любое оборудование в любом сочетании. Это тот самый модернизационный потенциал, о котором говорилось выше, но не в плане форсирования двигателя, а в плане совершенствования всех электронных систем вертолета.

Пример: на Ми-28Н стоит вполне современная инерциальная система, которая способна определять координаты машины при любых эволюциях. Добавляем к ИСК оптические камеры, инфракрасные тепловизионные датчики и камеру, надвтулочный бортовой локатор и банк данных с картами местности и получаем на выходе после обработки трехмерную карту района на одном из дисплеев вертолета.

То, чего так не хватало пилотам «Апачей», втыкавшим свои машины в барханы.

Учитывая, что над втулками несущего винта разместили БРЛС «Арбалет» (она же потом перекочевала и на Ка-52), которая работая в составе комплекса бортового оборудования позволяет обеспечить пилотирование с огибанием рельефа в ручном и автоматическом режимах, выдавая информацию о препятствиях на дисплеи пилоту – более чем хорошо.

«Арбалет» может «разглядеть» отдельно стоящие деревья, столбы линий электропередач и даже провода. А если к РЛС прибавить информацию от ИК-станции, то становится понятно, что экипаж вертолета ночью может чувствовать себя даже в большей безопасности, чем днем.

Ну а банк с картами – это весьма и весьма полезное дело, поскольку данные о рельефе незнакомой местности в распоряжении пилота могут обеспечить как безопасность полета, так и успешное выполнение поставленной задачи.


Сейчас, когда экипажи работают именно в совершенно незнакомой обстановке, это особенно актуально. Не менее, чем спутниковая поддержка для навигационной системы вертолета.

В целом, все электронное оборудование вертолета способствует одной цели: максимально упростить и обезопасить полеты на малых и сверхмалых высотах, в условиях ограниченной видимости и ночью.


Обзорно-прицельная станция «Ротор» вместе с БЦВМ обеспечивает синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Плюс поиск и распознавание целей с выдачей информации на рабочее место штурмана, который и принимает окончательное решение об атаке цели.

Заканчивая обзор электроники, стоит отметить, что надвтулочная РЛС «Арбалет» очень неплохо работает и с небольших высот, что позволяет Ми-28Н «сесть в окоп», спрятавшись за лесополосой, холмом, строением. Буквально выставив над укрытием винт и расположенную под ним РЛС, оператор получает информацию о целях и обрабатывает ее. Затем вертолет делает прыжок, выпускает ракеты и снова уходит за укрытие. Очень неплохой прием, позволяющий минимизировать возможности поражения вертолета.

О возможном поражении


Вообще о системах безопасности вертолетов обычно говорится мало или очень мало. В основном говорят о ЛТХ и количестве вооружения, которое вертолет способен взять на борт. Но когда речь заходит о том, что машина будет работать в реальных боевых условиях, то здесь живучести вертолета и выживаемости экипажа надо уделять большое внимание.

Ведь чем больше вертолет находится в зоне боевых действий, тем больше шанс того, что в него «прилетит». Это закон боя.

Над Ми-28Н поработали очень плотно.

Двигатели разнесли по бортам, меж ними расположили главный редуктор, тем самым практически исключив поражение обеих моторов одним выстрелом/ракетой. Огрех Ми-24 исправлен. Кроме того, вертолет сможет лететь на одном двигателе. В случае поражения или отказа любого из двигателей, второй автоматически будет выведен на максимальный режим работы.

В конструкции вертолета максимально широко использовали пневматические системы, заменяя ими гидравлику где только было возможно. Этим самым был уменьшен риск пожара на борту при отказе или выходе систем из строя.

Электросеть и кабели систем управления дублированы и разнесены по бортам.

Бронирование. Бронекабина выполнена по принципу «ванны» из листов алюминия общей толщиной 10 мм. На алюминиевые листы наклеивается 16-мм бронеплитки из керамики, очень легкие и очень прочные. Двери кабины выполнены из двух 10-мм слоев алюминия с полиуретановой прокладкой между слоями.


Лобовые стекла в кабинах представляют собой прозрачные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла и стекла в дверях имеют толщину 22 мм. Кабины экипажа разделены бронеплитой из алюминия толщиной 10 мм, что исключает поражение обеих летчиков одним выстрелом МЗА.


Лобовое стекло уверенно держит удар пули калибром 12,7-мм, боковые стекла не пробивают пули 7,62-мм, борта кабины экипажа выдерживают попадание 20-мм снарядов.

Но если снаряды и ракеты все-таки пробили?


Когда велись работы над Ми-28, видимо, наши конструкторы катапультной техники были не готовы сделать предложение, которое реализовали впоследствии в ОКБ Камова на Ка-50. КАС К-37-800 разработки НПП «Звезда» появилась в 2007 году, фактически вместе с Ми-28Н. Так что на вертолете применили систему спасения экипажа не опираясь на катапультируемые кресла. Хотя пироболты на лопасти устанавливаются.

Система спасения Ми-28Н работает по можно сказать, классическому принципу.

Если высота, на которой произошло ЧП, более 100 метров:
- отстреливаются лопасти винта, консоли крыла и двери обеих кабин;
- специальными резаками перерезаются ремни;
- надуваются баллонеты, которые не дают экипажу при покидании задеть шасси или повернутую пушку;
- экипаж покидает машину и спасается с помощью парашютов.

Если высота менее 100 метров:
- срабатывает система принудительного притяга ремней;
- при ударе о землю энергию гасят стойки шасси;
- затем энергию поглощают кресла «Памир-К».

Честно говоря – система старовата. Был лично свидетелем падения Ми-28Н пилотажной группы «Беркуты» в Дубровичах 2 августа 2015 года. Падение было с небольшой высоты, опытнейший экипаж пытался спасти машину, но в итоге пилот Игорь Бутенко погиб, а его штурман-оператор выжил. Были еще случаи падения Ми-28Н в Краснодарском крае в 2011 и 2019 годах, унесшие жизни трех летчиков.

Катапультируемые кресла здесь пришлись бы весьма кстати.

Но это когда вертолет падает вследствие отказа каких-то частей и механизмов. Когда речь идет о боевом применении, то здесь дело совсем другое. Зачастую в распоряжении экипажа одна-две секунды, а иногда и тех нет.

В качестве иллюстрации я приведу видео, когда в вертолет буквально в упор (по воздушным меркам) запустили ракету из ПЗРК. Шансов не то что не было мизерных на спасение, о них вообще говорить не приходится. Секунда – и все. Злейший враг вертолета – ПЗРК, как я уже говорил.


Вот при таком раскладе, конечно, шансов на спасение нет. Но при обычной ситуации, пусть и боевой – есть.

«Ночной охотник» имеет средства борьбы с ракетами противника на борту. В комплекс противоракетной борьбы входят:
- аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, которая информирует об этом экипаж;
- аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям;
- система постановки помех ракетам с инфракрасной системой наведения;
- устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

Много это или мало – мы поговорим в самом конце.

А теперь, естественно, вооружение


То, ради чего Ми-28Н вообще отрывается от земли и летит в сторону противника.

В общем, схема похожа на дневной вариант Ми-28А. Тот же набор стрелкового, управляемого и неуправляемого вооружения.

Стрелковое, оно же пушечное, представлено подвижной установкой пушки 2А42 калибром 30-мм. Пушка имеет угол вращения в горизонтальной плоскости на 220 градусов и от +13 до -40 градусов в вертикальной плоскости.

Вести огонь из пушки могут оба члена экипажа, летчик для этого будет использовать нашлемный прицел. Привод электрический, питание снарядами ленточное селективное, то есть, можно выбрать тип снаряда, осколочно-фугасный или бронебойный. Ящики с лентами находятся на пушечной турели, что повышает надежность системы, так как отсутствуют гибкие рукава подачи снарядов, ящики вращаются вместе с пушкой. Боекомплект 250 снарядов.


Опыт боевого применения других машин показал, что вращающаяся пушка намного более эффективнее неподвижной, так как на поворот ствола уходит намного меньше времени, чем на поворот в сторону противника всей машины.

Управляемое ракетное вооружение состоит из двух видов. Противотанковый «Атака-В» с ракетой 9М120В управляемой по радиоканалу, что намного эффективнее лазерного наведения, и противовоздушный «Стрелец» с ракетой 9М39 от ПЗРК «Игла». Хотя «Атака-В» может тоже вполне нормально применяться по воздушным целям.


Так как управляемое вооружение завязано через систему управления на РЛС «Арбалет», то ракеты могут применяться в принципу «выстрелил – забыл» днем и ночью. Все управляемое ракетное вооружение может применяться на дистанции до 6 км.

В настоящее время Ми-28Н ждет обновление в виде новых ПТУР 9М120Д «Атака-Д», у которых дальность действия будет увеличена до 8 км.

Неуправляемое вооружение. Классические НАРы С-57 (калибр 57-мм), С-80 (калибр 80-мм), С-13 (калибр 122-мм). А точках подвески Ми-28Н можно разместить 128 штук С-57, 80 штук С-80 и 20 штук С-13.

Есть еще вариант подвески двух пушечных контейнеров с пушкой ГШ-23 и 250 снарядами каждый. Пушки, правда, будут неподвижны.

Если кто-то сочтет НАР устаревшим вооружением, то тут можно сказать в ответ только одно: как и по кому применять. На самом деле, если группа вертолетов, скажем, из 4 единиц, выпустит по объекту типа «позиции артполка» полтысячи С-57, это что после этого останется от позиций? Или пройтись НАРами по ангарам и складам авиабазы. Цель найти всегда можно. И сегодня применение Ми-28Н на Украине это подтверждает.


И последнее. Снова об электронике. Боевое применение Ми-28Н в составе группы позволяет обмениваться информацией об обнаруженных целях и проводить распределение целей между машинами в группе. Это весьма важный момент, поскольку позволяет более эффективно использовать ударные возможности группы.

Ну и наконец тактика


«Ночной охотник» он и хорош тем, что его можно применять ночью. День – очень неприятное время для вертолета и его экипажа. Вертолет видно, а потому оператор ПЗРК может поймать его в прицел своего оружия и произвести пуск ракеты.

Ночью вертолет не виден. Да, его, конечно, слышно, но ПЗРК пока не умеют работать на звук. Им все-таки надо поймать тепло двигателя, а для этого, как ни крутись, но нужен визуальный контакт.

Уничтоженный ночью танк ничуть не менее ценен, чем днем. Так что пусть «Охотники» делают свою работу круглосуточно, тем более, что для этого у них есть все.


***


Ми-28Н сегодня абсолютно не устарел. Наоборот, применение вертолета в условиях Украины показало его сильные стороны. Возможность производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры, которая обычно есть только на аэродромах базирования. У «Охотника» прекрасное ночное зрение, хорошее оружие, он неприхотлив в полевых условиях.

Есть и другие компоненты боевого успеха, но о них мы поговорим в ближайшее время, поскольку есть смысл сравнить некоторые вещи, которые проявились в последнее время.
Автор:
Роман Скоморохов
Использованы фотографии:
Роман Скоморохов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх