Государство продолжает семимильными шагами уходить с «рынка услуг», которые, между тем, продолжают оставаться его конституционными обязательствами. В ближайшее время все социально значимые сферы будут переданы на т.н. аутсорсинг – такой вывод можно сделать из законопроекта «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» , принятого Госдумой в первом чтении и отправленного на доработку ко второму.
Описываемый процесс был запущен еще в 2010 г., когда был принят скандальный 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Там о «частном подряде» еще ничего не говорилось, зато было введено само лукавое понятие «госуслуги» и прописывалась возможность оказания их на возмездной основе. Тогда многие вменяемые депутаты из условно оппозиционных думских фракций справедливо указывали: тихой сапой происходит отчуждение неотчуждаемых прав граждан на общедоступность и бесплатность образования и медицины в России, гарантированных ст. 41 и 43 Конституции. Однако единоросовское большинство оперативно сделало то, что от него и требовалось спецами-лоббистами из Высшей школы экономики и прочих «департаментов ликвидации государства». Так была создана первая лазейка для торговли гособязательствами.
Далее, в 2016 году, Минфин разработал и опубликовал для публичного обсуждения документ, дающий возможность органам власти всех уровней формировать госзаказ в рамках договоров государственно-частного партнерства и монетизировать не менее 20% услуг для граждан в сферах образования, спорта, культуры и социальной защиты. Мы хорошо помним, во что на практике вылилась т.н. монетизация льгот 2004-2005 гг., когда миллионы федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов и т.д.) фактически лишились соцгарантий в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, лекарственного обеспечения и санаторно-курортного лечения. Более всего «реформа» ударила по пенсионерам, обеспечение которых федеральные власти отдали на откуп регионам. В результате после массовых протестов Правительству пришлось включить заднюю и отказаться от распространения данного опыта. Как видим, к сожалению, ненадолго…
Законопроект с тем же названием, что и находящийся ныне на рассмотрении в Госдуме, предполагал, что в первый год работы закона (2018) частным организациям отдадут не менее 20% от общего объема соцуслуг, в 2019 г. доля частных исполнителей должна достичь 40%, в 2020-м – 60%. Причем начать чиновники решили с дошкольного и дополнительного образования, которое уже тогда планировали полностью заменить частными услугами.
С тех пор аппетиты лоббистов-частников только расширились, и вот в 2018 г. Правительство вносит в Госдуму проект закона, где на аутсорсинг предлагается отдать образование, здравоохранение, социальную защиту, занятость населения, физическую культуру и спорт и туризм. Граждан планируется «осчастливить» правом самостоятельно выбрать организацию, оказывающую ту или иную услугу за счет бюджетных средств после получения ими именных электронных сертификатов. При этом будет создан реестр организаций, имеющих право оказывать соцуслуги, а власти на местах будут проводить среди них конкурсы в рамках системы соцзаказа. Описание процедуры конкурсного отбора занимает значительную часть объемного, 88-ми страничного документа, суть которого очень просто: юрлица-частники, ИП и НКО получат доступ к бюджетным субсидиям, выделявшимся ранее исключительно государственным и муниципальным учреждениям в сфере образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты.
Проект закона вводит понятие «исполнитель государственных услуг в социальной сфере», под которым подразумевается«юридическое лицо, в том числе государственное (муниципальное) учреждение, либо, если иное не установлено федеральными законами, индивидуальный предприниматель или физическое лицо – производитель товаров, работ, услуг, оказывающий государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Потребителем гос- и муниципальных услуг в социальной сфере является каждый из нас – т.е. «физическое лицо, имеющее в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований или принятыми в соответствии с ними правовыми актами право на получение от исполнителя (исполнителей) услуг на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральными законами, за частичную плату».
Также вводится понятие «социального сертификата» (он же – именной электронный сертификат» на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере – «именной документ, удостоверяющий право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере».
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что все ныне функционирующие бюджетные госучреждения, обеспечивающие реализацию конституционных прав россиян на бесплатное образование и медицину (т.е. детсады, школы, больницы, поликлиники и т.д.) в этом законопроекте поставлены в один ряд с частниками и некоммерческими организациями. То есть система монетизации т.н. социальных услуг через именные сертификаты будет распространена на всю социалку , что повлечет за собой жесткое перераспределение бюджетных субсидий в пользу коммерческого сектора. В проекте закона даже есть отдельный пункт, поясняющий, что приоритет при исполнении «социального заказа» отдается НКО-«исполнителям общественно полезных услуг», а также госучреждениям (надо полагать – привычным школам и больницам), выполняющим госуслуги на основании «государственного задания». Они включаются в реестр исполнителей услуг по социальному сертификату вне конкурсной основы.
Внедрение механизмов, прописанных в законопроекте, будет поэтапным. Его положения начнут применяться при формировании госзаказа на социальные услуги на 2020 и последующие годы, а проведение конкурсов с участием НКО на электронных площадках – с 2024 года. За это время профильные ведомства должны разработать массив нормативно-правовых актов, необходимых для исполнения закона, причем все эта работа отдается на откуп Правительству.
«Что же в этом плохого, по большому счету?», – могут спросить некоторые граждане, находящиеся не в теме. – «Ведь нам сертификаты выдадут, а мы будем сами решать, где будут учиться наши дети – в частной, элитной школе или в обычной, в какой организации будем за своим здоровьем следить. Государство же нам эти соцуслуги оплатит». Мы бы тоже порадовались расширению возможностей вместе с такими оптимистами, если бы не одно «но»: у нас перед глазами стоит весьма печальный пример «ухода государства с рынка» услуг дополнительного образования («Катюша» подробно разбирала эту тему в материале «Кружки и секции – строго в рамках сертификата…» ).
Мы сделали следующие выводы из опыта перевода допобразования на подушевое финансирование через именные сертификаты: данный проект активно продвигается печально известной конторой форсайтщиков-трансгуманистов при Правительстве под названием АНО «Агентство стратегических инициатив». На сайте проекта АСИ «Новая модель дополнительного образования детей» в качестве одной из целей прямо заявлено: «Обеспечение свободного выбора ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее формы собственности». На практике это реализуется так: бюджетные средства из регионов и муниципалитетов, которые ранее шли на зарплаты педагогам-ведущим доп. кружков, теперь, в рамках оплаты именных сертификатов, будут выдаваться преимущественно социально-ориентированным НКО и прочим частникам. Бесплатные муниципальные кружки будут сокращать вместе с преподавателями, а сомнительные НКО установят за свои услуги стоимость выше базовой, которую родителям придется компенсировать из своего кармана.
В методичках внедрителей этой системы прямо говорится (см. наш материал выше по ссылке): как только родители используют именной сертификат на своего ребенка, прекращается финансирование соответствующего бесплатного места в кружке из бюджета, данный ребенок исключается из получателей услуг по муниципальным заданиям. Каждому получившему именной сертификат будет присваиваться индивидуальный номер, который останется неизменным до совершеннолетия. Записаться в бесплатный муниципальный кружок «в обход» своего сертификата у школьника уже не получится.
«Вам предстоит для высвобождения средств на обеспечение сертификатов осуществить сокращения муниципальных заданий для подведомственных организаций. Фактически, с 1 сентября 2017 года Вы установите новое муниципальное задание в объеме, уменьшенном пропорционально объему обеспечения сертификатов дополнительного образования», — говорится в Памятке по внедрению ПФДО детей, опубликованной автономным учреждением «Региональный молодежный центр» – структурой, созданной и финансируемой правительством Югры и активно лоббирующей интересы того же АСИ.
Обратите внимание, государственные и муниципальные предприятия здесь прямо противопоставляются частным НКО и прочим предпринимателям. Госсубсидии перенаправляются в частный сектор и утекают от госучреждений, которым урезается муниципальное задание и, следовательно, финансирование. А ведь именно последние должны обеспечивать наше право на бесплатное образование и медицину!
Ну и в качестве вишенки на торте – сумма, выделяемая на каждый именной сертификат, рассчитывается как «средняя температура по больнице», исходя из общего количества детей, задействованных исключительно в муниципальной сети организаций. Приведем в качестве примера пару рекомендаций ФГБУ «Федеральный институт развития образования», также принимавшего участие в разработке принципов ПФДО:
«Цена услуги по реализации модуля образовательной программы устанавливается поставщиком образовательной услуги в размере не более чем:
1) 100% от нормативной стоимости модуля образовательной программы для образовательных программ технической и естественно-научной направленности, реализуемых государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг;
2) 120% от нормативной стоимости модуля образовательной программы для образовательных программ иных направленностей, реализуемых государственными и муниципальными поставщиками образовательных услуг;
3) 125% от нормативной стоимости модуля образовательной программы для образовательных программ технической и естественнонаучной направленностей, реализуемых негосударственными поставщиками образовательных услуг;
4) 140% от нормативной стоимости модуля образовательной программы для образовательных программ иных направленностей, реализуемых негосударственными поставщиками образовательных услуг. За счет средств местного бюджета компенсируется не более 100% (!) нормативной стоимости модуля образовательной программы».
Итак, реформаторы предлагают родителям полную компенсацию затрат на посещение лишь ОДНОГО кружка – и то только технической и естественно-научной направленности. Никакого творчества, спорта, гуманитарных наук – вот такая прекрасная свобода выбора «личной образовательной траектории». Теперь сами догадайтесь, на что может хватить родителям именного сертификата на среднее образование, если в Москве сегодня, к примеру, обучение ученика начальных классов оценивается в 125 тыс. руб. в год, средних – 140 тыс. руб., старших – 160 тыс. руб. При этом себестоимость обучения в подмосковной школе для талантливых детей «Летово» составляет 125 тыс. рублей в месяц, стоимость же обучения в московской билингвальной «Антишколе» вообще объявляется в 50 тыс. рублей в сутки.
Так что ни о какой свободе выбора речи не идет, напротив – имеются все основания полагать, что опция «за частичную плату», указанная в норме о введении именных сертификатов, коснется каждого. Выбирая именные сертификаты и монетизацию как бы государственных как бы социальных услуг, граждане тем самым будут создавать условия для закрытия бесплатных бюджетных мест «за ненадобностью» – в этом вся соль насаждаемых либерал-глобалистами подушевого финансирования, адресной поддержки и т.д.
Зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин разделяет наши опасения и откровенно заявляет, что «российскому образованию грозит ваучеризация».
«С нашей точки зрения – это есть не что иное, как третье пришествие одной и той же идеи. В первый раз идея образовательных сертификатов, «ваучеров», содержалась в концепции образовательной реформы правительства Гайдара в 1992 году и была одной из ключевых, связанной с идеей приватизации школ. Второй раз – применительно к высшему образованию – в начале двухтысячных, и от эксперимента в итоге отказались.
Сейчас, если родителям будут выданы образовательные ваучеры, они почти наверняка не будут компенсировать расходы на обучение. Сертификаты будут увеличиваться в цене медленнее, чем будет расти цена на образование. Поэтому образовательный ваучер – это переход к частичной платности школьного образования, которое сейчас по Конституции бесплатно.
Даже в системе дополнительного образования введение сертификатов вызывает много вопросов, не на все из которых способны ответить авторы или сторонники закона. Не секрет, что разные программы дополнительного образования имеют разную стоимость. В спорте это одно, в искусстве другое, в техническом творчестве – третье. Понятно, что ребенок может получить только один, усредненный ваучер на занятия в кружках и секциях и почти наверняка, скажем, за музыкальную школу ему придется доплачивать больше, чем сейчас. Перейти из кружка одного профиля в другой не удастся из-за разницы в цене. Таким образом, совершенно очевидно, что введение ваучеров в системе дополнительного образования приведет к расширению платных услуг.
При этом почему-то никто не вспоминает об Указе президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года, в котором была поставлена задача увеличить к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета. До сих пор правительство не исполняет в этой части Указ президента и в ближайшие три года, судя по принятому бюджету, не исполнит.
Что касается системы общего образования, то ситуация здесь тем более сложная. Мы прекрасно понимаем, что нормативы финансирования в разных регионах различаются порой в несколько раз. Что будет делать ребенок с сертификатом, если он переедет из Брянской области или из Дагестана, где нормативы на одного ученика гораздо ниже, чем в Москве? Повторяю, что это совершенно очевидный путь к отмене бюджетного (бесплатного) образования, например, в средней школе, если он будет применяться в полном масштабе», – отмечает Смолин.
Мы можем только добавить – если не остановить ликвидаторов государства, платным вскоре встанет все: и образование, и медицина, и культура, и спорт, и «услуги» соцзащиты. Причем работников социально значимых сфер словно намеренно травят, призывая поддерживать такие вот сертификаты или «уходить в бизнес». Так, на данный момент продолжается стихийная забастовка работников скорой помощи в Новгородской области, бригады которых не доукомплектованы, а зарплаты фельдшеров составляют около 11 тыс. рублей.
Предложение КПРФ предполагает исключение образования из законопроекта о социальном заказе, но представляется куда более разумным полностью его отклонить. А профильным ведомствам Правительства – вспомнить о своих конституционных обязательствах перед народом, пока еще не поздно.
РИА Катюша
Свежие комментарии