На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Nikolay Zakharov
    Судя по его высказываниям,набивает цену для своей страны у Евросоюза на содержание,чем больше "тявкает",тем больше по...Эстония планирует...
  • юра федулов
    Прибалтийская какашка...Эстония планирует...
  • Марина Козуб
    Ах, Моська! Не захлебнись в своём лае, а если продолжишь, то и в своей "голубой" крови .Эстония планирует...

Воинская культура казачества

Воинская культура казачества

Казачество и его самая многочисленная и знаменитая часть - донцы - внесли в историю Русского государства много славных страниц. Мнение многих исследователей казачьей культуры о том, что казачество – это суть природные воины, практически не вызывает сомнений. Вся духовная и материальная культура донского казачества проникнута воинским делом, обычаями и традициями, связанными с войной и военной службой.

Для характеристики этого уникального военного сословия можно применять словосочетание "воинская культура", по примеру культура самураев в Японии, индийских нихангов, древних спартанцев. Особенностью донского казачества была довольно высокая открытость, система вбирала в себя всё лучшее, что могло быть у врагов казаков.

Что являлось основой воинского искусства казачества?

- В фундаменте воинской культуры русского казачества лежали традиционные рукопашные военно-охотничьи состязания. Они восходили своими корнями к древней, ещё дохристианской культуре Руси, родового строя. В их основе – родовые мужские инициации (посвящения), культуры «первобытного охотника» и «всадника». К ним можно отнести борьбу «на ломка» («под пряжки»), вольную борьбу, кулачный бой (в коллективной форме или в форме поединка). Инициативные элементы сохранялись в различных играх детей, обычаях воинских лагерей для казаков и т. д.

Для примера, «борьба на ломка» - это борцовский поединок, задачей казака является при помощи борцовских действий из предварительного поясного захвата заставить супротивника коснуться телом земли. В кулачном поединке целью бойца является с помощью ударов подавить сопротивление противника. В начале 20 столетия такие бои назывались «на любителя», «на круга». Поединки вели предводители ватаг («атаманы») перед коллективным кулачным боем. Они велись или до первой крови, или до момента демонстрации полного психологического и физического превосходства одного из бойцов. Удары руками были самые обыкновенные и назывались по месту попадания: «под вздых», «в ухо», «по сопатке», «подтереть сопли», «в скворечник», «в лоб», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и т. д. Защищались с помощью сбивов, подставок, уклонения от ударов врага. Важным показателем бойца являлось умение держать удар противника, то есть принимать удары в корпус, голову, на плечи. При нанесении ударов бойцы использовали проходы, прыжки, перехваты и захваты рук и одежды противника и пр.

- Коллективные тактические умения и навыки, которые были порождены условиями степной войны (вроде лавы, карусели – группа атакует по кругу, вентеря – заманивание, увлечение противника слабой группой под удар главных сил во фланг или тыл и пр.). К этим умениям вплотную примыкали личные умения вести бой верхом холодным оружием, стрелять на скоку, джигитовать на коне и т. д.

- Большое влияние на развитие воинских умений донского казачества оказала регламентация названных форм казачьими уставами, которые были созданы на основе казачьего и кавалерийского боя русской и европейских армий. В практику подготовки казаков были введены типовые элементы фехтования и рубки, которые помогали в обучении молодых казаков.

- Значительную роль в освоении и передаче воинских навыков играли станичные «домашние» игры. На них умения, опыт владения холодным и огнестрельным оружием, конем передавались от старшего поколения молодежи. Даже танцы казаков несли не только праздничную нагрузку, они готовили тело к жестокому бою, предъявляли высокие требования к физической подготовке. Кроме того, важное значение имели праздничные шермиции (национальные казачьи игры), когда освоенные воинские навыки и умения показывались казаками на станичных гуляниях и игрищах в составе команд. В шермиции входили: «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на шашках», «фехтование на пиках», «борьба на ломка», «кулачный бой» и пр. В них участвовали представители всех возрастов, судьями выступали опытные старики. Победители получали ценные призы.

- Воинские умения и традиции казачества были неотделимы от быта народа. В неё входили такие элементы, как коллективная облавная охота, индивидуальная охота, которая могла сопровождаться засадами, стрельбой на скорость или меткость. А также установка ловушек для дикого зверя, охота в плавнях, ловля рыбы на реке и море, пастьба животных, объезд лошадей и пр. У казака с самого детства вырабатывались навыки умелого воина, который был способен действовать на море и реке, в лесу и степной местности.

- Часть воинских навыков передавалась по «завещанию». Часто от деда к внуку. Многое дети и молодёжь также получали через повседневную семейную культуру – песни, бывальщины и пр. Это роднит воинскую культуру казачества с восточными боевыми искусствами, где многие школы были «семейного» (кланового) типа и все секреты передавались только родным по крови.

В итоге складывалась уникальная воинская культура, которая воспитывала воинов с самого рождения. Казаки умели владеть конём, холодным, а затем огнестрельным оружием, знали способы выживания в лесу, лесостепи, степи, на реке и море, в экстремальных условиях, отлично владели своим телом. Обладали высокой психологической устойчивостью. Поэтому казаки проявили свои высокие боевые качества практически во всех войнах Руси-России, участвовали и в Великой Отечественной войне.
Автор:
Самсонов Александр
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх