На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Парадокс: Президент Азербайджана признаётся в военных преступлениях, и это приближает к миру

Парадокс: Президент Азербайджана признаётся в военных преступлениях, и это приближает к миру

Фото: EPA-EFE/SIPAN GYULUMYAN / ARMENIAN DEFENSE MINISTRY PRESS OFFICE/PAN PHOTO/ТАСС

26 октября наконец-то начало действовать гуманитарное перемирие в Нагорном Карабахе. Сколько оно продлится и начнутся ли переговоры о настоящем перемирии, пока предсказать невозможно. Однако позиции Армении на переговорах, кажется, усиливаются.

Утро 26 октября ознаменовалось затишьем на фронтах армяно-азербайджанской войны – с 8 утра действует режим "гуманитарного перемирия".

Несмотря на локальные провокации, режим прекращения огня в целом соблюдается. Армянская сторона сохранит приверженность соблюдению перемирия,

– написал премьер-министр Армении Никол Пашинян на своей странице в Facebook. Перемирие было достигнуто после переговоров в Вашингтоне, и это уже третье перемирие. Предыдущие два были нарушены практически сразу – и достигнутое по инициативе Москвы 10 октября, и по инициативе Парижа 18 октября.

ПашинянНикол Никол Пашинян подтвердил приверженность Армении к соблюдению перемирия. Фото: Ani Djaferian / Globallookpress

Сколько продлится нынешнее перемирие, разумеется, сказать заранее невозможно. Специалисты по армяно-азербайджанскому конфликту уточняют, что ничего нового в "американском" варианте договорённостей нет: стороны согласились соблюдать те условия, к которым пришли ещё в Москве.

От такого перемирия, которое позволяет вывезти из зоны конфликта раненых, произвести обмен пленными и телами погибших, до мира, разумеется, дистанция огромного размера – ничего, кроме этих гуманитарных соглашений, пока даже не обсуждалось.

Что такое победа?

Как может выглядеть мир в Нагорном Карабахе, сегодня с большим трудом могут представить себе даже признанные эксперты по региону. Очевидно, что для заключения мира власти каждой воюющей страны должны иметь возможность сказать своим избирателям, что война закончилась победой. Однако для армян в этом смысле достаточно сохранить существовавший до последней войны статус-кво, прибавлять что-либо к приобретениям 1994 года не обязательно. Победа для Армении выглядит как "мы отстояли Арцах".

Для Азербайджана, который начал войну при поддержке Турции и с уверенностью в своём превосходстве, победа должна заключаться в каких-то существенных территориальных приобретениях. Громокипящие заявления, которые делали в начале войны и в Азербайджане, и в Турции, заключались в том, что, как минимум, все территории, потерянные в 1994 году, должны быть возвращены Азербайджану, то есть республики Нагорный Карабах не должно существовать. Пропаганда шла дальше и требовала (в Баку и Стамбуле – синхронно) "ликвидировать террористическое государство" – то есть саму Армению.

При таком замахе согласиться на возвращение к линиям разграничения, существовавшим с 1994 года, для Азербайджана будет равносильно признанию полного поражения. Поражение приведёт к политическому кризису в самом Баку. А не соглашаться – значит продолжать воевать неопределённо долгое время при, как минимум, неочевидных шансах на полную победу.

АзербайджанАкция в поддержку Азербайджана в Берлине. Фото: Marc Vorwerk/SULUPRESS.DE / Globallookpress   

Насколько можно судить, инициаторы обострения конфликта рассчитывали на достаточно быструю победу. Основанием для этих надежд было некоторое технологическое превосходство азербайджанской армии, наличие большого количества ударных беспилотников турецкого производства и, по данным армянской стороны, участие в боевых действиях турецких офицеров, возможно, турецкого спецназа и боевиков-исламистов, имеющих опыт боевых действий в Сирии.

Спустя месяц после начала войны отдельные эксперты осторожно говорят о некоторых успехах азербайджанской армии, но существенная часть заявлений о победах и взятии армянских поселений не подтверждается. Последней по времени значительной победой, о которой заявляли в Азербайджане, было установление контроля над границей с Ираном. Это сообщение, естественно, опровергнуто армянской стороной. 

Позиция России будет решающей

Вполне вероятно, что в начале войны в Азербайджане рассчитывали в ходе последующих мирных переговоров на сочувственную позицию России. Такая надежда строилась на двух основаниях. Во-первых, у России были причины для недовольства нынешними властями Армении – Никол Пашинян пришёл к власти в результате "цветной революции", произнося вслух в том числе антироссийские лозунги. Сторонники Пашиняна придерживались "европейского выбора" (что бы это ни значило в реальных географических координатах Армении). Правда, Пашинян неоднократно декларировал верность существующим договорам с Россией: Армения – активный член ОДКБ и ЕАЭС, то есть, несмотря на "европейские" заявления, остаётся в орбите российской экономической и оборонной политики. Во-вторых, Россия в своей ближневосточной политике рассматривает Турцию как партнёра, а следовательно, не заинтересована портить отношения с Турцией в других регионах, где есть общие интересы.

АлиевИльхам Алиев признался, что, по крайней мере до 9 октября, азербайджанские войска обстреливали Степанакерт, то есть вели огонь по мирному населению. Фото: Christos S / Shutterstock.com    

Позиция России весь последний месяц, пока продолжалась новая армяно-азербайджанская война, оставалась взвешенной и заключалась в том, что войну следует прекратить и вернуться к переговорам.

Это хороший компромисс, все останутся недовольны – а это и есть признак хорошего компромисса,

– как учит американский писатель Джим Батчер.

Азербайджан к такому компромиссу отнюдь не готов – повторим, армянам достаточно сказать "мы отстояли своё", чтобы считать себя победителями, но для Ильхама Алиева это будет страшным поражением. Насколько он может рассчитывать на серьёзные военные победы после месяца войны и больших, по масштабам своих вооружённых сил, потерь (по мнению российского президента Владимира Путина, в Нагорном Карабахе погибло уже более 5000 человек с обеих сторон), сложно сказать даже признанным военным экспертам. На переговорах Азербайджан на успех мог рассчитывать и, в частности, намеревался использовать "гуманитарный" козырь – а именно жаловаться на обстрелы армянскими войсками азербайджанских городов Гянджи и Мингечивира.

Именно этот козырь выпал из рук президента Азербайджана. В начале текущей недели переговорные позиции Армении неожиданно оказались усилены признанием Ильхама Алиева, что, по крайней мере до 9 октября, азербайджанские войска обстреливали Степанакерт, то есть вели огонь по мирному населению. Г-н Алиев заявил об этом в интервью одному из международных телеканалов. В армянских СМИ и телеграм-каналах это признание, естественно, расценили как признание в военном преступлении.

Разумеется, сам азербайджанский лидер с такой оценкой не согласится, но это и не важно: важно, что даже в худшем для Армении случае Азербайджан не сможет выставлять себя "жертвой агрессии" в глазах международного сообщества. 

Редкий случай единства великих держав

Следует отметить, что эта война – редкий по нынешним временам случай, когда позиции всех великих держав, включая Россию, едины.

За всю историю нагорно-карабахского конфликта Россия и Запад в этой точке не выступали и не выступают оппонентами друг друга. Трудно себе представить в иной ситуации совместное заявление Дональда Трампа, Эммануэля Макрона и Владимира Путина, а также призывы госсекретаря США Майка Помпео к Еревану и Баку с требованиями соблюдать перемирие, заключённое в Москве,

– пишет один из лучших российских экспертов по ситуации в регионе, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов.

https://vk.com/video-75679763_456256269

Это означает, что у Азербайджана не выйдет опереться в своих претензиях на позицию "западных партнёров" России, а Армении не станут сейчас припоминать "европейский выбор". Конечно, причина этого в том, что никому из великих держав не нужно чрезмерное усиление Турции и её чрезмерная активность в регионе.

К сожалению, это не значит, что совместные усилия великих держав в ближайшее время вернут в регион хотя бы худой мир. "Любой миротворец может быть успешным только тогда, когда сами конфликтующие стороны заинтересованы в поиске взаимных уступок. Но ничего подобного сегодня мы не видим ни в Баку, ни в Ереване", – заявил Сергей Маркедонов "Коммерсанту". Это констатация факта, и сам факт означает, что перемирие возможно и может даже продлиться долгое время, но до мира очень далеко.

В последний час:

Минобороны Армении сообщает, что на юго-восточном направлении в Нагорном Карабахе идут тяжёлые бои между подразделениями армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики и ВС Азербайджана, сообщает ТАСС.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх