На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Артем Решетников
    Автор, Затулло зовут не Алексеем, а Константином😝Не только Абхазия...
  • Ильдус Мамлеев
    Польша при ввязывании официально в конфликт, становиться лигитимной целью и вошедшим войсками прямая дорога только в ...Киев мертв, Варша...
  • Ирина Рукина
    Очень мощные лоббистские группы вместе с диаспорами и религиозными деятелями проводят крайне опасную политику. У нас ...«Они тут не нужны...

Гроза двенадцатого года. Ружья


Фрагмент панорамы «Бородинское сражение» Ф. Рубо. Схватка русских гренадер с дивизией Фриана

Гроза двенадцатого года
Настала — кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Внимания всех, прошу я, господа.
На Родину надвинулась беда.
Гроза военная покрыла наше небо.
Двенадцатого в день форсировали Неман
Нежданно Бонапартовы войска…
Гусарская баллада. 1962 г.


Оружие 1812 года. Что может быть более грозным, чем созданное руками человека оружие? Ну разве что явления природы. Но в начале XIX века человек еще не был так силен, чтобы, нажав одну или нескольких кнопок разноцветных, освободить силу, сопоставимую с силами природы. Но даже примитивные ружья и штыки, пушки и ядра, сабли и палаши того времени несли людям смерть очень даже эффективно. Например, в парижском Музее армии есть металлическая кираса французского кирасира, на левой стороне которой зияет отверстие с рваными краями размером с кулак, проделанное ядром. И можно себе представить, какова была после этого судьба этого всадника. Иной раз и ружейной пули (размером с грецкий орех) было вполне достаточно, чтобы точно так же ее пробить. И вот, прочитав об этом в одном из предыдущих материалов, некоторые читатели «ВО» попросили меня рассказать более подробно именно об оружии 1812 года, как нашем, так и наших противников. И вот как раз о нем сейчас и пойдет наш рассказ, сопровождаемый рисунками нашего известного иллюстратора А. Шепса. Что касается иллюстраций с образцами униформы российской армии 1812 года, то они принадлежат к серии рисунков Н. В. Зарецкого, подготовленных им в 1911 году к юбилею Отечественной войны 1812 года, на основе которых была выпущена серия популярных почтовых открыток.

Гроза двенадцатого года. Ружья

Гренадер л-гв. Преображенского и мушкетер Севского пехотного полков. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

Главной силой российской императорской армии, впрочем, и не только российской, в Отечественной войне 1812 года являлась пехота, численность которой составляла практически две трети от ее личного состава. В пехотном полку числилось 2201 рядовой и офицер, 1800 человек из которых имели в качестве главного оружия пехотное ружье. Почему это важно подчеркнуть? Просто потому, что в то время существовала довольно странная практика: каждому роду войск иметь собственные, отличные от всех прочих ружья. Но при этом именно пехотное ружье со штыком было главным оружием в армии. Весило оно больше пяти килограммов, но зато и отличалось очень большой прочностью. Так, в 1808 году командир Либавского мушкетерского полка докладывал, что у него полку используются ружья еще 1700 года, то есть ровесники Петра Великого и Полтавского сражения. Происходило это потому, что оружие делали в ту эпоху с очень большим запасом прочности, стреляли из этих ружей довольно редко, а ухаживали – бережно. Вот и получалось, что служили они по веку и больше! Среди пехотных ружей было много трофейных образцов. Например, французских, закупленных Россией в Англии, а также австрийских, прусских, голландских, а еще шведских. Но вот то было хорошо, что устройством своим друг от друга практически ничем не отличались. У всех был французский же батарейный замок, а различались лишь мелкими деталями.

Другое было плохо: все это оружие имело стволы с разным диаметром канала ствола, так что в русской армии на вооружении в 1808-1809 годах находилось одновременно оружие 28 различных калибров, от 13,7 и до 22 мм. Снабжать их централизованно боеприпасами было исключительно сложным делом. Но выход был найден: солдаты сами и пули отливали (для этого в полки поставлялись специальные пулелейки), и патроны из бумаги клеили – для этого нужны были оправки под патроны тоже, так что главное, о чем надо было позаботиться интендантам, – это порох.

В 1805 году наконец-то было принято поистине революционное решение: установить в армии единый калибр и для ружей, и для пистолетов, равный 7 линиям, или 17,78 мм, и разом решить проблему снабжения. Новые ружья с этого же года начали поставлять в армию, хотя использовались и старые образцы. Впрочем, по меркам наших дней, и этот калибр был очень большим, превосходя противотанковые ружья периода Великой Отечественной войны. Пуля имела вид шарика, отлитого из свинца, и весила 27,7 г., а заряд пороха к пехотному ружью составлял 8,6 г.


Вот как выглядело это ружье…

Однако решить – одно, а вот наладить выпуск нового оружия – совсем другое, а еще сложнее насытить этим оружием свою армию. Оборудование тогдашних российских оружейных заводов было до крайности примитивным, станков не было практически вообще, вся работа производилась либо вручную, или, в самом лучшем случае, силой… падающей воды! В засушливое время года такой привод, понятно, не работал! И пришлось накануне войны с Наполеоном 1805 года опять обращаться в Англию и покупать там 60 тыс. ружей. Поражение под Аустерлицем? Опять заказы, потому как было потеряно много оружия. Грех говорить, но Тульский оружейный завод старался. Очень старался, прежде не более 40 тыс. ружей в год выпускал, а вот в том же 1808 году в полтора раза смог увеличить их выпуск! А перед войной 1812 года производство ружей и пистолетов на нем было доведено до 100 тыс. единиц за год. Но как стрелкового оружия армии не хватало, так и продолжало не хватать. И опять 24 тысячи ружей импортировали из Австрии и еще 30 тыс., уже на следующий год, – из Англии. А всего Англия поставила России в те годы более 100 тыс. ружей английского производства, то есть практически столько же, сколько наш Тульский оружейный завод произвел за тот же год! Вот каковые были потребности армии в ружьях и каким образом они в те годы удовлетворялись.


Специальное ружье для драгун

А вот теперь добавим еще несколько слов об одной весьма интересной особенности, отличавшей вооружение армии того времени от армии сегодняшнего дня. Сейчас все стремятся к унификации оружия разных родов войск, а вот в то время для каждого рода войск считалось просто необходимым иметь свое совершенно особое и отличное от прочих оружие. Так, кроме ружья пехотного было ружье драгунское, меньшего веса и длины, имевшее такой же калибр, но в патроне меньший заряд пороха. Кирасирское ружье — как и драгунское, но только без штыка без штыка, и с левой стороны у него на ложе был металлический погон (прут) с кольцом для ремня, поскольку у кирасиров ружья носили справа у пояса. Было и специальное гусарское ружье – еще более легкое, короткое и, соответственно, рассчитанное на меньший пороховой заряд.


Поставлявшееся в Россию английское ружье


Австрийское ружье

Устроены ружья были просто. Ствол – железный, внутри гладкий, снаружи в форме конуса. Хвостовая часть ствола граненая, имела пять граней. На резьбе в нее ввинчивался казенник, который скреплял ствол с ложей при помощи винта. И он же весьма облегчал и уход за ружейным стволом, поскольку, вывинтив его, можно было легко почистить канал с обеих сторон. На правой боковой грани ствола было просверлено отверстие, по которому с полки замка пламя от вспыхнувшего пороха попадало в ствол и поджигало порох заряда. Понятно, что ружье не было бы ружьем, не будь у него замка, в данном случае кремневого. Стандартный замок состоял из 13 деталей. Устроен он был так, что, будучи спущенным, курок с зажатым в нем кремнем высекал сноп искр, поджигавших порох на полке. И ствол, и замок крепились в ложе из березового дерева, составлявшей одно целое с прикладом. С левой стороны приклад имел выемку для щеки стрелка — для того, чтобы он не касался ею приклада и не мог получить удара при отдаче. Мелкие детали, служившие для скрепления ствола с ложей и оберегавшие ее от порчи («прибор ложи»), изготавливались из желтой меди.


Французская армия. Линейная пехота, легкая пехота. 1805-1807 гг. Иллюстрация Луи де Бофора. Слева направо: фузилер* в походе, 1805 г. (линейная пехота); фузилер на марше, 1805 г. (линейная пехота); гренадер на марше, 1805 (линейная пехота); барабанщик-стрелок, 1805 г. (линейная пехота); корнетист-вольтижер, 1805 (легкая пехота); карабинер на марше, 1805 (легкая пехота); шассер** на большом марше, 1805 (легкая пехота); вольтижер*** на марше, 1806 (легкая пехота); вольтижер, 1806-1807 (линейная пехота); гренадер, 1806-1807 (линейная пехота); вольтижер, 1806 (линейная пехота).
* Fusilier (фр.) – стрелок.
** Chasseur (фр.) – егерь.
*** Voltigeur (фр.) — пехотинец-стрелок

Ствол и ложу охватывали три ложевых кольца, при этом на самое верхнее кольцо (или же переднее), а не на ствол, припаивалась мушка. Штык был необходим для рукопашного боя, был по форме трехгранным, колющим и имел массу в 320 г. Погонный ремень из кожи, пропущенный в антабки (дугообразные приспособления перед спусковой скобой и на среднем ложевом кольце), требовался для переноски ружья. Для заряжания кремневого оружия обязательно требовался шомпол. С одного конца на шомполе русского пехотного ружья была головка для пригонки пули к заряду; на другой же можно было навернуть пыжовник, что-то вроде штопора, которым извлекали пулю из канала ствола в случае осечки.


Французское пехотное ружье, на основе которого создавались все прочие образцы кремневых ружей XIX века

Отмечалось, что ружья тульского завода несколько уступали по своему качеству английским ружьям, но зато были не ничуть хуже ружей австрийских и французских, что на сравнительных испытаниях отечественных, французских и английских ружей было доказано еще в 1808 году. Затем это подтвердилось и в ходе сражений Отечественной войны 1812 года.


Фузелер 3-го Морского полка. Зимняя форма. Матрос Гвардейского Экипажа. Зимняя форма. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

Почему так было, впрочем, понятно. Новейшее по тем временам французское ружье AN-IX (последние две цифры – это дата принятия на вооружение по революционному календарю, принятому во Франции) образца 1801 года практически не отличалось от ружья 1777 года, а австрийское ружье 1807 года — от образца 1798 года. Англичане использовали кремневый мушкет «Браун Бесс», имевший калибр 0,75 дюйма (19,05 мм) с 1720 по 1840 год, причем за все время эта модель также практически не изменялась.


Пехотное ружье – главное оружие наполеоновской армии


Единая мода иметь разные ружья не обошла и французов. Ружье драгунское…


А это – гусарское!

С унификацией оружия во Франции тоже дела обстояли не лучшим образом. Там наряду с «родными» использовались австрийские, русские (!), английские, голландские и еще бог знает какие еще ружья. Наполеоновской Великой армии требовалось много огнестрельного оружия, а вот где его было взять? Производственные возможности французских арсеналов сильно уступали производственным мощностям английских предприятий, к тому же уже оснащенных новыми станками, имевшими паровой привод.


Французские нарезные карабины

Ружья пехотинцев-егерей, которые действовали рассыпным строем и при этом могли быстро и к тому же метко стрелять, отличались от пехотных. Они были более легкими и короткими, из-за чего с ними было легче управляться, а потому и скорострельность их ружей была выше, чем у ружей линейной пехоты. Хотя при этом они же и были более дорогими, прежде всего за счет более качественной отделки ствола. Егеря должны были заряжать их не только стоя, но еще и лежа (им разрешалось применяться к местности!), поскольку длина ствола их ружей была меньше. Кстати, это также помогало скорострельной стрельбе: пороховой заряд в таком стволе можно было быстрее продвинуть до казны, а, значит, и произвести новый выстрел.


Русский егерский штуцер

Однако главным средством усиления огневой мощи егерей являлись нарезные штуцеры, которыми вооружали его унтер-офицеров и самых метких стрелков. В российской императорской армии это были штуцеры образца 1805 года, имевшие калибр 16,51 мм и восемь нарезов в стволе. В полку было всего 120 таких ружей. Но дальность выстрела – более тысячи шагов, а точность у них была намного выше, чем у ружей гладкоствольных. Штуцеры имели и первые, специальные прицельные приспособления в виде двух щитков с прорезями. С их помощью визировалась мушка, совмещавшаяся с целью. К штуцерам полагалась еще и деревянная колотушка — забивать пулю в ствол. Так что они поневоле «били редко, да метко». Однако егерям тоже приходилось ходить в штыковые атаки, поэтому и к их штуцерам придавались штыки в виде… кортика массой 710 г. Так что вместе со штыком общая масса егерского штуцера была довольно большой — 4,99 кг. Кавалерийский штуцер 1803 года был совсем коротким и большого распространения не получил. В пехоте к нему не было штыка, а кавалеристам было некогда возиться с тугой загонкой пули в канал ствола.


Карабинер лейб-гвардии Егерского полка. Зимняя форма. Егерь 14-го егерского полка. Летняя форма. Художник Н.В. Зарецкий. 1876-1959. Русская армия в 1812 году. СПб., 1912

В войнах с Наполеоном, включая и войну 1812 года, важную роль сыграла и русская кавалерия, делившаяся на регулярную и иррегулярную. Регулярная конница состояла из гвардейских, кирасирских, драгунских, гусарских и уланских полков. Ну а иррегулярна – это, конечно, казаки, которых в армии было даже больше, чем всех остальных кавалеристов: свыше 100 000 всадников!


Гусарское ружье

Огнестрельное оружие кавалерии, в принципе, не отличалось от пехотного, но у него были некоторые особенности, которые были связаны с его использованием всадниками, и к тому же оно было несколько более разнообразным. Например, и тяжелая, и легкая конница имели ружья, карабины, мушкетоны (в пехоте совсем не применявшиеся!), штуцеры и пистолеты.


Кавалерийский штуцер со скобой и кольцом и не совсем обычный пистолет-тромболон с плоским раструбом наподобие ствола «шуваловской секретной гаубицы» — были в 1812 году у кавалеристов и такие! Пензенский краеведческий музей

Кирасиры и драгуны имели ружья образца 1809 года и по два пистолета этого же года в седельных кобурах. По шестнадцати человек в каждом эскадроне имели штуцеры, очень походившие на егерские, но еще более короткие. Аналогичное количество штуцеров было и в уланских полках. Солдат со штуцерами называли карабинерами. При этом в гусарских полках вместо штуцеров были приняты гусарский карабин образца 1809 года и самого зловещего вида мушкетон: короткое ружье с раструбом на конце ствола, стрелявшее крупной картечью на близкое расстояние. Кстати, именно гусарское стрелковое оружие являлось тогда самым короткоствольным из всех прочих образцов. Ствол карабина имел длину всего 637,5 мм, тогда как у пехотного ружья длина была 1141 мм, а у драгунского — 928 мм. Ствол мушкетона был и того короче — всего 447 мм. Уланы и гусары также имели по две кобуры с пистолетами, слева и справа у седла. Но о пистолетах 1812 года, равно как и о холодном оружии, мы расскажем в следующий раз.

Продолжение следует…
Автор:
Вячеслав Шпаковский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх