Вид на мастабу Шепсескафа
Его приближенные составили против него заговор за убийство сына священника Иодая и убили его в постели. Он умер и был похоронен в Городе Давида, но не в царских гробницах.
2-я книга Паралипоменон, 24:25
2-я книга Паралипоменон, 24:25
Еще одна экспедиция к предкам. Почему такой странный эпиграф? Да просто потому, что в нем есть слово «гробница». А это слово в данном случае имеет значение, поскольку речь у нас сегодня пойдет о древнеегипетских гробницах, которые были задолго до пирамид и не исчезли и с их появлением. Пришедшие на место египтян арабы называли их «скамья», по-арабски «мастаба». А причина, почему они их так назвали, заключалась, видимо, в их форме, поскольку больше всего мастаба походила на срезанную пирамиду с наклонными стенами или «скамью для великанов».
Схематическое устройство мастабы
Строились они примерно все по одному и тому же плану, хотя в мелочах друг от друга и отличались. Обычно мастаба состояла из двух частей: подземной и наземной, как раз и имевшей форму «скамьи», «кирпича» либо «золотого слитка». Вся наземная часть представляла собой практически цельный монолит, сложенный из каменных блоков, обычно известковых. Правда, в ней было также устроено два небольших помещения. В одном – молельне – находилась статуя умершего, к подножию которой обычно приносили дары. В другом – склад погребального инвентаря.
Кроме того, из мастабы под землю шла вертикальная шахта, на дне которой находилась погребальная камера. В зависимости от размеров мастабы она могла быть расположена на глубине и двух, и 20 метров. Причем обычно после погребения эту шахту доверху закладывали камнями. И можно себе представить тот поистине потрясающий объем по извлечению этого грунта из шахты, который нужно было провести грабителям, задумавшим забраться в такую мастабу. Ведь грунт и камни нужно было не только извлечь, но и убрать куда-нибудь подальше, чтобы растущая рядом с гробницей куча камней не показала бы стражам «города мертвых», что кто-то пытается добраться до ее погребальной камеры.
Схематическое устройство мастабы с пояснениями
Так что мастаба была весьма «крепким орешком» для грабителей могил. Хотя, поскольку это были гробницы для знати, они не могли их не привлекать. Главное, что мастабы существовали до пирамид, одновременно с пирамидами и… после пирамид!
Кусочек «города мертвых»
Надо отметить, что как раз сами-то пирамиды египтологов не очень-то интересуют. Ну да, это впечатляющий памятник, интересное инженерное сооружение, которое одним своим фактом существования говорит о высоком уровне развития египетской государственности. Но и на этом всё! А что они могут рассказать о жизни как знатных, так и простых египтян? Об их радостях и горестях, о том, умели они делать вино из винограда или нет, показать, как выглядел их скот, плуг, зернохранилище, рынок… Словом, могут ли пирамиды погрузить нас в древнеегипетскую жизнь?
Нет, не могут. Потому что внутри они очень… бедные на декоративное оформление. Полированный камень, краткие заметки рабочих, цветная плитка, да еще мистические тексты пирамид – вот и всё, что, собственно, в них находят. Ну, разве что в пирамиде Джосера нашли кусок мумифицированной руки и целую кучу алебастровых сосудов, как битых, так и целых. Но, пожалуй, и всё. К тому же пирамид мало, хотя на сегодня их известно 108. Мало – по сравнению опять-таки с теми же мастабами, которых известно несколько сотен и которые куда «разговорчивее» пирамид!
Могли быть и такие мастабы, с «двориками»…
Интересно, что с ними дело обстоит точно так же, как и с рыцарскими доспехами: все мастабы вроде бы похожи, но и двух совершенно одинаковых найти не удастся! К тому же они были разными по размеру, а некоторые так вообще очень велики. Так, внутри мастабы Птахшепсеса было устроено 40 помещений, причем это были отнюдь не каморки!
Реконструированная мастаба для туристов
Понятно, что все мастабы были уже в древности ограблены. Что подразумевает тесное сотрудничество охраны «города мертвых» и грабителей. Потому как без «поддержки» такой объем земляных работ попросту никому не осилить. Но… Чего не могли унести грабители, так это фрески, нарисованные на стенах погребальных камер. Стены молелен, кстати, тоже украшались фресками и раскрашенными рельефами. И это были самые настоящие «комиксы», рассказывающие о земной или же загробной жизни владельца мастабы. В мельчайших подробностях на них изображался труд земледельцев, домашние хлопоты, музыканты, танцоры, различные игры, охота, военные походы и даже загробный мир, каким он представлялся египтянам. Мало того, сами изображения сопровождали пояснительные тексты. То есть информацию они дают нам исчерпывающую, не то что полированные стены внутренних помещений пирамид.
Берлинский музей. Вход в мастабу Мерида
Хотя и мастабы служат источником многих загадок. Или, вернее, не мастабы, а всего одна из них – мастаба фараона Шепсескафа, который уже после постройки трех великих пирамид в Гизе решил почему-то построить себе не пирамиду, а именно мастабу, но огромных размеров.
Мастаба Нефербауптаха. Плато Гизе
Сам Шепсескаф являлся последним фараоном (~2500 г. до н.э.) IV династии Древнего Царства. Возможно, что он был сыном фараона Менкаура от наложницы или второстепенной жены. Есть и такая версия, что он был женат на дочери Менкаура от главной царицы Хенткаус — своей сводной сестре, что и помогло ему занять трон. Хотя происхождение Шепсескафа и родственные отношения с другими представителями IV династии так до конца и не выяснены. Существует гипотеза, что он происходил из боковой ветви династии, ведущей свое начало от фараонов Джедефра и Бака.
Изучать мастабу Шепсекафа в начале прошлого века начал некий Г. Жекье, о чем выпустил соответствующий отчет в 1928 году
Согласно Туринскому папирусу, он носил Двойную Корону Нижнего и Верхнего Египта всего лишь четыре года и несколько месяцев, хотя Манефон отвел ему семь лет правления. На Палермском камне выбито описание ритуала выбора места для его погребения. И если верен перевод сильно повреждённой надписи о жертвах именно для Менкаура, то в первый же год правления Шепсескафа имели место тяжелые бедствия, для избавления от которых он принес многочисленные жертвы Менкаура [вернее, его посмертному культу]. Впрочем, и само правление Шепсескафа трудно назвать тихим. Считается, что при нем имели место волнения в стране на религиозной почве. То есть Эхнатон был не первым фараоном в Египте, покусившимся на власть жрецов традиционных богов.
Схема мастабы Шепсескафа и прилегающих к ней построек
Дело в том, что влияние жрецов Ра со времени правления Хуфу и Джедефра постоянно росло, а к моменту прихода к власти Шепсескафа достигло своего апогея. Понятно, что, стараясь оградить свою власть от жрецов Ра, Шепсескаф решил опереться на жрецов заупокойного культа своего бога-предшественника и также на жрецов других богов, например Птаха. И он начал жречество Птаха возвышать, надеясь таким образом создать противовес жречеству Ра.
Мастаба Шепсескафа издали
Как бы там ни было, но свою гробницу он построил в отдалении от трех великих пирамид. Располагается она в Южной Саккаре, между Саккарой северной и Дашуром. От неё, а лучше всего с её вершины, хорошо видны пирамиды всех этих некрополей, ну а в хорошую погоду так даже и пирамиды Гизы. Арабское название этого памятника: «Мастабат эль-Фараун», что как раз и означает «мастаба фараона». Египетское название иное: «Кебеху Шепсескаф» («Шепсескаф чист»). То есть, очевидно, что «чист» он перед богами, то есть после смерти он гарантированно попадет в царство Осириса.
Ее угол…
Длина мастабы Шепсескафа была очень приличной, около 100 м (с севера на юг), ширина — 75 м, а высота — 18 метров, при наклоне сторон порядка 70°. Состоит она из 10 рядов кладки из красноватого известняка, и она очень сильно пострадала от эрозии. Ветер с песком поработал над ней подобно пескоструйке! Кстати, точно такой же известняк строители использовали и на соседней «Красной пирамиде» фараона Снофру, отца Хуфу. Изучение остатков и обломков её облицовки у подножия дает основание для вывода, что мастаба была облицована еще и красным гранитом, точно так же, как и пирамида его отца Менкаура. А еще частично белым турским известняком по образцу пирамид в Гизе.
Она же вблизи…
Причем камеры внутри нее не уступают по сложности камерам пирамиды Хуфу. Так, и первая, и вторая камера практически равны по размерам и сложены из гранитных блоков. Перекрытие двускатное, но непонятно зачем обработано под полукруглый свод, что потребовало немалого труда. Впрочем, в камере пирамиды Менкаура свод погребальной камеры сделан также. А вот пол в обоих камерах очень неровный. Более того, в некоторых местах он даже провалился ниже уровня кладки самих стен. И еще одно интересное обстоятельство: поверхности стен тоже обработаны очень плохо. Хотя изготовлены они точно также из гранитных блоков, а гранит обрабатывать тяжело.
Вид на кладбище мастаб рядом с великими пирамидами. Черные точки на прямоугольниках гробниц это отверстия шахт, ведущих в подземелье…
Понятно, что «почему всё так» ответа мы не дождемся и от этой мастабы, которая внутри больше похожа на пирамиду, а на мастабу только снаружи. И росписей, и рельефов в ней никаких нет…
Свежие комментарии