Кристина де Пизан представляет свою «Книгу военных подвигов и рыцарских законов» королеве Изабелле Французской
Достоин тот похвальных слов,
Кто и разить, и пасть готов!
Дробятся шлемы и щиты
Ударом палиц и мечей.
Редеют воинов ряды,
И много мечется коней,
Не сдержанных уздою.
Кто соблюдает честь свою,
Быть должен одержим в бою
Заботою одною –
Побольше размозжить голов.
А страха нет для храбрецов!
Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать
(Бертран де Борн (1140-1215) «Люблю я видеть, как народ...»)
Кто и разить, и пасть готов!
Дробятся шлемы и щиты
Ударом палиц и мечей.
Редеют воинов ряды,
И много мечется коней,
Не сдержанных уздою.
Кто соблюдает честь свою,
Быть должен одержим в бою
Заботою одною –
Побольше размозжить голов.
А страха нет для храбрецов!
Жизнь в мире мне не дорога:
Не любо есть мне, пить и спать.
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать
(Бертран де Борн (1140-1215) «Люблю я видеть, как народ...»)
Гербы и геральдика. Геральдика столь тесным образом связана с феноменом рыцарства, что следует упомянуть и об этом, прежде чем вести речь собственно о гербах. Кто такой рыцарь? В начале – тот, кто имеет много досуга и потому много упражняется с оружием, то есть профессиональный воин-наездник, либо человек, которому его достаток позволяет иметь коня со всем его конским снаряжением и достойное такого воина-наездника вооружение. Поскольку гербовое изображение наносилось прежде всего на щит (а на что ещё его можно было нанести?), то именно он и стал главным элементом геральдики на все времена.
Прочитаешь стихи рыцаря и миннезингера Бертрана де Борна и просто страшно становится за… его психику. Однако для того времени, когда он жил, подобное видение мира для большинства людей было нормой, а те, кто его не разделял – шли в монахи и становились священниками. И как всякий рыцарь, де Борн тоже имел свой герб – косой крест в червлёном поле! (Из манускрипта «Песни провинций» 1250-1300 гг. Падуя, Италия. Национальная библиотека Франции, Париж)
Именно рыцари в эпоху Средневековья составляли основу европейских армий. Удар рыцарской конницы мог решить исход практически любой битвы, но только лишь в том случае, если для этого складывались определённые обстоятельства. То есть командир рыцарского войска (как, впрочем, и тот, кто командует армиями сегодня) должен был думать головой всякий раз, как только ему предстояло сражаться. Он не должен был посылать рыцарей на завалы (а танки на противотанковые ежи и прямо через простреливаемое поле!), загонять их в болото (то же самое и с танками, и с пехотой!), с опаской посылать их против укрепившихся лучников, ну и, конечно, иметь достаточно авторитета, чтобы объявить, что казнит любого, не взирая на знатность, кто первым бросится грабить вражеский лагерь прежде, чем трижды протрубит труба!
Сегодня у нас в качестве иллюстраций миниатюры из знаменитого «Манесского кодекса». Вот на этой «картинке» мы видим рыцаря и поэта Вальфрама фон Эшенбаха (около 1170 - около 1220). На его гербе, а также в качестве клейнода – два тесака для рубки мяса
Понятно, что воины-профессионалы, сколько бы они ни тренировались, в перерывах между войнами вполне могли заскучать и стать серьёзной обузой и для правителя, и для церкви. И что же являлось выходом из этой ситуации? Разумеется, некий «моральный кодекс» и «свод рыцарских правил», которые хотя бы номинально наставляли бы рыцарей на путь истинный. Ну а любая нужда так или иначе удовлетворяется. Вот и эта тема вызывала самый живой интерес у таких известных писателей и мыслителей того времени, как Раймунд Луллий, Оноре Боне и даже у женщины Кристины де Пизан.
Экземпляр «Манесского кодекса» из замка Чешский Крумлов. Понятно, что он под стеклом, и полистать ты его - не полистаешь при всём желании. Но зато хорошо, что все иллюстрации сегодня оцифрованы
Что касается Раймонда Луллия (между 1232 и 1315 годами), то фигурой он был настолько интересной, что о нём нужно писать отдельную статью. Ну а пока вкратце сказать о нём можно то, что родом он был из Арагона, благородной крови, воспевал в стихах героические деяния рыцарей, писал о любви, и всё это в стиле, характерном для трубадуров Южной Франции. Был бабником и часто неверен своей жене, но лишь до тех пор, пока не увидел во сне распятого Христа и не счёл это за знамение, посланное ему, чтобы он изменил свою жизнь. И он её изменил, прежде всего в 1275 году написав трактат «Книга о рыцарском ордене», который стал лучшим учебником «по рыцарской морали», так что его перевели на многие языки. Придумал он и «первый компьютер» (но об этом тоже надо рассказывать отдельно и подробно!), а закончил свою жизнь в Тунисе, где открыто проповедовал христианство и был до смерти забит камнями.
Генрих фон Титтинген (годы жизни неизвестны). На гербе крестьянский серп. На шлеме в качестве нашлемных украшений – два серпа!
Ничуть не менее для развития духовной составляющей рыцарства сделала и Кристина де Пизан (между 1364 и 1430 годами), учившаяся у Оноре Боне (по крайней мере он жил в 1380 году), которая в 1408-1409 годах написала «Книгу военных подвигов и рыцарских законов», в которой рассмотрела, например, этичность применения отравленных стрел христианами или вопрос спасения души воинов, умерших без напутствия священника. А некоторые из рассматриваемых ею вопросов просто удивительны. Например, такой: «Может ли сумасшедший законно быть заключённым?» Её отрицательный ответ на этот вопрос показывает нам столь высокий уровень гуманизма – даже не верится, что его выказывал человек того времени.
А здесь мы уже видим на щитке сам шлем вместе со своим клейнодом. Принадлежал миннезингеру Литсшауэру
Понятно, что никакие книги, равно как и кодексы, не могут изменить человека, если он хочет пить и есть, или, скажем, ему будет выгодно силой обобрать ближнего своего, к чему у него ещё и будет возможность. И тем не менее стремление к высокому и чистому, служению Богу, служению Прекрасной Даме, защита обездоленных и бедняков – всё это в качестве прямого пути в Царствие Небесное посетило многих рыцарей и стало для них тем нравственным идеалом, к которому им следовало стремиться. Ну а геральдика… геральдика на этом пути им помогала. Ведь герб обычно давался рыцарю за некий благородный, высокоморальный поступок, а за низкий и недостойный он наказывался, причём наказание отражалось в его гербе. Например, рыцарь Жан де Авен оскорбил свою мать, и по королевскому приказу в его гербе гордый лев лишился языка и когтей! Так что геральдика лишний раз помогала рыцарям «быть хорошими», что, безусловно, имело важное значение в тогдашнее время распущенных нравов, безудержного насилия и неумолимой жестокости.
Бартель Регенбоген (1250-1320). На гербе молоток, дракон и клещи! И что бы это всё значило?
Именно рыцарское служение оставило в геральдике исключительно заметный след, состоящий из множества геральдических символов, в качестве которых использовались предметы того же рыцарского снаряжения. В первую очередь, пожалуй, таким предметом стал сам щит, потому что известны гербы без каких-либо деталей, то есть просто щиты какого-нибудь одного цвета. Кроме того, на щите можно было изобразить другой щит и даже несколько щитов, что правилами геральдики вполне допускалось.
Один щит на другом. Герб города Утрехта
Затем на щите изображался шлем. Это мог быть просто шлем, но чаще шлем с пышными нашлемными украшениями. Шлем также стал одним из важнейших внешних элементов герба. Им, как правило, увенчивается герб, а по форме шлема судят о ранге гербовладельца. Есть такой гербовый символ, как гар-де-бра – но это не что иное, как налокотник. Шамфрон – налобник для рыцарского коня, попал в число геральдических символов, как и авентайл – кольчужное прикрытие для шеи, и ламбель – «турнирный воротник». Даже такую весьма специфическую деталь, как наконечник ножен, и то использовали в геральдике. Кстати, знак налокотник (ещё одно название «кутэ») можно увидеть в гербе лорда Фицуотера, авентайл – в гербе лорда Монтегю, а меч и корона – в гербе Жанны Д’Арк, пожалованный ей и её потомкам королём Карлом VII. Кстати, скрещенные мечи встречаются в гербах постоянно. Например, городку Абенсбергу в Баварии два скрещенных меча в герб были пожалованы за помощь союзникам в войне с Наполеоном!
Жанна Д’Арк на коронации Карла VII в гербовом платье с изображением пожалованного ей герба. Насколько данная картина исторична, сказать трудно. Картина кисти Жана Августа Доминика Энгра, 1854 г. (Лувр)
А вообще-то, наверное, и не было таких предметов и объектов, окружающих в то время рыцарей, которые бы не использовались в качестве эмблем для опознавания. Мечи, топоры, дубины, луки, стрелы – всё это рисовалось в самых различных вариациях. Но самой популярной эмблемой, конечно, был крест, причём самый простой – эмблема рыцарей, отправившихся освобождать Гроб Господень в Палестину. Впрочем, популярной эмблемой среди христового воинства был и бурдюк с водой в память о той жажде, что рыцари там постоянно испытывали! Кстати, одни специалисты считают, что крестов, используемых в геральдике, 30, другие – что 50, а вот некий рьяный учёный нашёл, что их… (надеюсь, вы все сидите) 450!!! Есть крест «лапчатый», «крест-тау», клиновидный, лилиевидный, клеверолистный, всем известный «мальтийский крест», а ещё «мельничный»… ну и, наверное, хватит их перечислять. Давайте лучше на них посмотрим, толку от этого явно будет больше.
Тридцать наиболее известных в геральдике крестов: 1. Греческий; 2. Двойной, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский – эмблема герцогства Лотарингия середины XV в.; 4. Папский – не встречается на гербах римских пап, а получил своё название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии – принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королём Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония – голубой крест на чёрных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. (крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров); 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый; 18. Плетёный; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века был популярен в Ирландии; 20. Простой чёрный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Гранёный; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, чёрный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный; 26. Лапчатый крест наиболее распространённой формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Ёлочный – такая форма креста была очень популярна в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.
Шенк фон Лимбург был явно большим модником и понимал толк в красоте рыцарского наряда: сюрко на нём зелёное с вышитой буквой белого цвета, конская попона имеет совершенно другой рисунок, отличный от рисунка на сюрко, что, в общем-то, нетипично, но вполне допускалось; на гербе – три навершия шестопёров, на шлеме – рога, украшенные павлиньими перьями. Понятно, что изображённая на этой же иллюстрации дама, скорее всего, перед ним не устояла…
Продолжение следует…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский