На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай
    Враг народа!!! И надо НЕ "...избирательно применим ядерное оружие...", показав всю мощь, подорвав КМ (Кузькину мать) ...Российская научна...
  • Варлам Устрялов
    Когда же мы поймём, что власть просто обязана ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ДЕЛИШКИ! Нужен отдельный суд для ВСЕХ чиновников.ПРЕДСКАЗАНИЕ ЖИРИ...
  • вера
    ни одна война на земле не началась без зачинщиков=евреев......а сколько их у власти?!Киев взял на воор...

Греческие воины в музейных артефактах

Кадр из кинофильма «Подвиги Геракла»(1958). На нем позади царя Пелия хорошо виден воин с беотийским щитом


…на голову шлем,
приподнявши, надвинул,
Медью блестящий.

Илиада. Песнь десятая. Долония

Наши источники информации о прошлом. Не так давно на нашем сайте прошел материал о войнах Древней Греции, вызвавший определенный интерес у читательской аудитории. Вот только с оформлением этот материал, я бы сказал, «несколько подкачал», а ведь как было бы интересно взглянуть на подлинные доспехи и оружие этих самых древнегреческих воинов.

Но, к счастью, у нас такая возможность имеется, и чего не сделал один, может быть с легкостью сделано другим. Вот и сегодня нам предстоит познакомиться с оружием и доспехами греческих воинов в их классическом варианте. И это будут как артефакты из самых разных музеев, так и изображения греческих воинов, опять-таки, на древнегреческой посуде.


Однако то, что такие щиты существовали, подтверждается находками фигурок воинов с такими щитами. Например, вот этой, из Берлинской коллекции древностей – одной из самых значительных коллекций классического искусства в мире, которая сейчас хранится в Старом музее и Пергамском музее в Берлине

Ну а начать мне опять придется с детских воспоминаний.

Помнится, в 1959 году либо годом позже, мне довелось посмотреть итальянский художественный фильм «Подвиги Геракла», снятый в 1958 году. В нем меня больше всего поразили (и понравились!) доспехи воинов царя Пелия, сражавшихся с Ясоном и Гераклом в самом конце фильма. Причем особенно впечатляющими показались их беотийские щиты с двумя полукруглыми выемками по краям щита рядом с рукояткой для его удержания и шлемы с очень высокой стойкой для гребня.


Вот они какие, красавцы, а уж шлемы-то у них… Кадр из кинофильма «Подвиги Геракла» (1958)

Так с тех пор всем греческим и интересуюсь, а уже Египет добавился после просмотра польского фильма «Фараон». Вот какое сильное впечатление оказывают хорошо снятые фильмы на детскую психику, можно сказать, что влияют на всю жизнь. Ну, а потом, учась в 5-м классе средней школы, в учебнике по истории Древнего мира я увидел вот этот рисунок древнегреческого воина…


Вот этот рисунок, хорошо известный всем и каждому, кто учился по учебнику Ф. П. Коровкина

Ну а сами греки изображали где-нибудь воинов с такими щитами и высокими гребнями на шлемах?

Да, изображали!


Например, есть изображение на керамической тарелке 510 г. до н. э. из Аттики. На нем изображена переноска раненного или убитого воина, причем один из персонажей это… амазонка. Есть поясняющая, но не вполне понятная нам надпись: «Мело справедлив. Кароне справедлива. Мальчик справедливый». Интересно, что тяжесть тела прекрасно передается опущенными копьями и щитом, причем щитом именно беотийским, равно как и шлемом с высокой стойкой гребня. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А это кратер – сосуд для смешения вина с водой, и на нем мы видим и сражающихся с греками конных и пеших амазонок, и гривастый типично греческий шлем, и лицевую, и изнаночную сторону греческого круглого аргивского щита гоплона. Ок. 450 г. до н. э. Роспись изображает Амазономахию – битву греков с амазонками. Интересно, что древние греки почти никогда не воплощали в искусстве современные им или реальные исторические события. Вместо этого они отдавали предпочтение грандиозным мифологическим битвам между греками и амазонками. Амазонки были мифической расой женщин-воинов, чья родина находилась далеко на востоке и севере. Самыми знаменитыми амазономахиями в Афинах первой половины пятого века были крупномасштабные настенные росписи, украшавшие Тесейон и Стоа Пойкиле (Расписной портик). Высота 63,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В целом нам всем очень повезло в том, что, во-первых, вооружение древних греков было достаточно простым, во-вторых, в нем было много бронзовых деталей, а они сохраняются в земле лучше железных, и в-третьих, греки любили изображать своих воинов на своей керамике. То есть все, что мы находим в земле, имеет подтверждение не только в описаниях древних авторов, но и может быть опознано по рисункам на вазах и амфорах.

Типичным их защитным вооружением, как известно, был большой круглый щит гоплон (отсюда и само название – гоплит), который называли аргивским. Вес его 7–8 кг, так что управляться с ним, а уж тем более бегать было совсем нелегко. Недаром бег со щитами был введен в число состязаний Олимпийских игр.


Коринфский шлем 500–490 гг. до н. э. Метрополитен музей, Нью-Йорк


Найдено таких шлемов археологами было очень много. Музей в Олимпии, со стеллажами в запаснике, а на них коринфские шлемы. На небольшое войско вполне хватит!

Тело греческого воина классического периода защищал гиппоторакс – кираса с рельефным изображением мышц. Причем служили они не только как украшения, но и выполняли функцию ребер жесткости. Линоторакс – панцирь из льняной ткани, склеенной в несколько слоев, был дешевле и легче. И также часто изображался на древнегреческой керамике.


Иллирийский открытый, в отличие от коринфского, шлем, также использовавшийся греками. Метрополитен музей, Нью-Йорк


Пилос – «шлем-шапка», популярный среди спартанцев во время Пелопоннесской войны. Метрополитен музей, Нью-Йорк


Поножи-книмиды защищали ногу до колен, а держались на ноге за счет пружинистых свойств металла, никакими ремнями греки в данном случае не пользовались. При их отсутствии к нижней части щита привешивали кусок ткани, попадая в которую стрелы противника гасились. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Все прочие детали металлического доспеха, как-то: набедренники, наручи, наплечники и даже напалечники для стопы, грекам были известны, но в VII–V веках до н. э. применялись ограниченно, а потом от них и вовсе отказались в пользу одного лишь шлема и большого щита! И во время Пелопоннесской войны они практически все именно так и были вооружены.


Халкидский доспех вместе со шлемом. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Этот же доспех – вид сзади


Вид сбоку. Хорошо видны петли передней и задней половины кирасы. С противоположной стороны они соединялись штифтами


А это шлем с нащечниками, из которых уцелел только лишь левый. Добавить ко всему этому щит, меч, копье и кнемиды (а можно и не добавлять!) и получится у нас греческий воин в полном вооружении

Оружием пехотинцам служили меч и копье, причем сначала их было два, а позднее одно, и длина его непрерывно возрастала, пока не достигла максимального размера в эпоху Александра Македонского.

А теперь давайте посмотрим, как греческие вазописцы все это изображали на своей расписной посуде.


Лекитос (фляга для масла). Ок. 420 г. до н. э. Эритрея. В верхней зоне неопределенная сцена: колесница в окружении мужчин и женщин. В средней зоне изображены Фетида и ее сестра Нереида, приносящие доспехи Ахиллесу взамен утерянных. Нижняя часть – очередная Амазономахия: Тесей и Ипполит в бою с амазонками. Этот лекитос отличается исключительной новизной и красотой. Необычно большая форма разделена на три зоны, каждая из которых имеет мифологический сюжет. В средней зоне изображены Фетида и ее сестра Нереида, приносящие доспехи Ахиллесу взамен утерянных. Расположение бело-фоновой зоны между двумя краснофигурными подчеркивает необычайное мастерство художника Эретрии. Высота 20,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Аякс и Ахиллес играют в кости». Оба облачены в доспехи и не расстаются с оружием – двумя копьями. Около 540 г. до н. э. Оригинал хранится в музеях Ватикана. Эта тема оставалась популярной вплоть до V века до нашей эры. Высота 36,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Нижняя часть


Нижняя часть с противоположной стороны


Терракотовая амфора. Аттика ок. 480–470 гг. до н. э. Воин сражается с персидским лучником. Вторжение персов, опиравшихся на ресурсы могущественной империи, было темой многих произведений искусства, созданных в Греции в первой половине V века до нашей эры. Большинство сюжетов иллюстрируют битву в мифологических образах, так что это одно из немногих изображений, на которых показано, как грек сражается действительно с персом. Высота 34,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


]Терракотовый псиктер (ваза для охлаждения вина). Ок. 520–510 гг. до н. э. На вазах этого периода рисунки гоплитов, словно летящих на дельфинах. На всех щитах имеются изображения, то есть щиты гоплитов именно так обычно и украшали. Здесь мы видим три бегущих ноги и чашу! Высота 30,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Терракотовая амфора. Аттика ок. 530–520 гг. до н. э. Два сражающихся воина, которыми могут быть Ахиллес и Мемнон. Высокие гребни на шлемах характерны для более ранних доспехов. Высота 38,9 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


По всей окружности этой аттической амфоры, ок. 510 г. до н. э., бегут воины со щитами, перекрывающими друг друга. Это или атлетическое состязание, или иллюстрация простого, но эффективного тактического построения греческой пехоты – фаланги. Высота 38,4 см

Как видите, благодаря любви древних греков к расписной посуде, у нас практически имеется все необходимое, чтобы точно восстановить внешний облик греческих воинов-гоплитов, и не только их. Ну а археологические находки эти изображение древних художников только дополняют.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх