На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • StarPer
    Москва давно уже кишлак.«В моём кишлаке в...
  • Виктор Галкин
    Один вопрос) а в обслуживании, что проще?Срочно на фронт: ...
  • Roman Resser
    Прежде чем влезть в разговор, ознакомьтесь с темой.Рынки, московские...

Неблагодарный Тайбэй – другой Китай. Хотя и совсем немного

Неблагодарный Тайбэй – другой Китай. Хотя и совсем немного

Далеко, как Вашингтон от Пекина


Итак, Тайвань с середины текущего года окончательно прекращает поставки микроэлектроники в Россию и Белоруссию. Об этом предстоящем решении тайваньские власти заявили ещё в начале марта 2022. При том, что эти поставки примерно с середины 90-х годов составляли как минимум половину стоимости тайваньского экспорта в эти страны.

Нет никаких сомнений, что на Тайбэй оказали давление из Вашингтона, что обусловлено также реальной угрозой военного вторжения КНР на Тайвань в настоящее время. А США, даже несмотря на отсутствие с 1979 года официальных дипломатических отношений с Тайванем, остаются его военно-политическим союзником и основным поставщиком вооружений Тайбэю.

Напомним, что прямые торговые связи Тайваня с бывшим СССР были установлены еще в конце 80-х гг. Именно тогда в Москве обосновалось представительство тайваньского правительственного «Совета по развитию внешней торговли Китайской Республики» (CЕTRA).

Но, по всей видимости, эти связи – ввиду конфликтной ситуации в отношениях СССР с КНР – возникли раньше: официальный тайваньский источник лаконично, но многозначительно отмечает, что

«...в годы правления президента Цзян Цзин-го (1978–1988), сына генералиссимуса Чан Кайши, оживились связи и с СССР».

А тайваньские и южнокорейские СМИ на рубеже 70–80-х гг. и позже сообщали – без советских опровержений – что советско-тайваньская торговля была налажена через Сингапур, Филиппины, британские Гонконг, Бруней и португальский Аомэнь еще с середины 70-х гг.

Торговля – дело мирное


В мае 2018 года в ТПП РФ состоялась наиболее обширная по фактуре презентация внешнеэкономического потенциала Тайваня, организованная CЕTRA. Вице-президент ТПП Владимир Падалко на этом форуме вполне предметно высказался о значимости обоюдных экономических отношений, без упоминания связанных в Тайванем политических вопросов:

«...положительная динамика показателей взаимной торговли России и Тайваня является свидетельством заинтересованности сторон (но не стран... – Прим. ВО) в развитии экономического партнерства. Основным результатом сотрудничества с российской ТПП является ежегодный Российско-Тайваньский бизнес-форум: первый совместный форум состоялся в 2003 году. Сегодня основной задачей является поиск и развитие направлений дальнейшего сотрудничества предприятий России и Тайваня».

Схожие мероприятия проводились во второй половине 2010-х годов в Тайбэе и Москве. Характерно, что в Тайбэе никак не отреагировали на воссоединение Крыма с Россией. И не было никакой официальной информации об участии Тайваня в антироссийских санкциях, введенных Западом в связи с Крымом.

Потому Тайвань не был включен Москвой в антизападные контрсанкции в 2014. «Понимание» в Тайбэе российской позиции в отношении Крыма иллюстрируют и упомянутые двусторонние бизнес-форумы, но не только. Так, по данным официальной внешнеторговой статистики РФ, в 2021 году товарооборот России с Тайванем составил почти 6 млрд долларов, увеличившись на 17,5 % по сравнению с 2020 годом.

В том числе экспорт России на Тайвань составил 3,52 млрд долларов, увеличившись на 13,49 % в сравнении с 2020 годом. А тайваньский экспорт в РФ возрос, подчеркнём, рекордно – на 24 %, составив 2,4 млрд долларов. Причём высокотехнологичная тайваньская продукция с середины 90-х превышает 65 % стоимости экспорта Тайваня в РФ.

Характерно и то, что в 2014 году стоимость тайваньского экспорта в РФ (1,7 млрд долларов) была почти на 40 % меньше уровня 2021 года. Отметим также, что на Тайване по-прежнему против японских притязаний не только на китайские острова Дяоюйдао (Сенкаку) и корейские Токто (Такэсима), но и на российские Южные Курилы.


Удержать и убеждать


А СССР не единожды удерживал Пекин от вторжения не только на Тайвань, но также на контролируемые Тайбэем острова вблизи побережья КНР. Если подробнее, в 1949–1950 гг. гоминьдановские войска, изгнанные к тому времени из континентального Китая, заняли – и поныне удерживают – Пескадорские острова в Тайваньском проливе.

Также под контролем Тайбэя остаются и Мацзушань, Цзиньминьдао, Дуншацюньдао и ряд других островов, расположенных у юго-восточного побережья КНР. Они используются властями Тайваня почти исключительно для того, чтобы обезопасить «Китайскую республику на Тайване» от вторжения со стороны Пекина.

Насколько это удаётся, благодаря таким тайваньским форпостам, можно судить по самому факту 70-летнего существования и процветания Гоминьдановской республики. В 1950 году Сталин дал понять Мао Цзэдуну, что СССР не поддержит вторжение КНР на Тайвань или на контролируемые тайваньцами острова.

После же Сталина в Пекине явно надеялись на «податливость» Москвы в этом вопросе, поэтому в 1955 году китайское руководство спровоцировало обострение ситуации вблизи упомянутых прибрежных островов. Это было сделано с откровенным расчётом на то, что СССР поддержит пекинскую эскалацию конфликта с Тайванем.

По данным китайских источников, в Пекине были уверены, что небезызвестный инцидент в 1954 году с советским танкером «Туапсе», следовавшим с авиакеросином в Шанхай (то же случилось в 1953–1954 гг. с двумя танкерами «братской» Польши), приведёт к советскому удару по Тайваню.

Предполагалось, что, по крайней мере, Москва поддержит, пусть даже не прямо, захват Пекином прибрежных островов, контролируемых Тайбэем. Но этого не случилось. Характерно, что и затем, в 1958 году СССР не поддержал начатые Пекином военные действия по захвату тех же островов.

Куба – Тайвань, Пекин – Москва


А в период Карибского кризиса в Пекине полагали, что настал момент повторить упомянутые ситуации – с той же «опорой» на советско-китайский договор о взаимной помощи (1950 г.). И снова обострилась ситуация в Тайваньском проливе, причём тайваньские войска даже планировали «ответное» вторжение в КНР.


Но мирное урегулирование острого советско-американского кризиса снова удержало КНР от войны с Тайванем. Ещё 28 октября 1962 года «Жэньминь жибао», официальный рупор КНР, призвала «народы всего мира: «мобилизуйтесь для поддержки кубинского народа и разгрома военных провокаций США».

А уже 9 ноября урегулирование Карибского кризиса было названо в китайских официозах «фактической капитуляцией перед США», «унизительным отступлением перед империализмом» и т. п. эпитетами. Что было отражено и в антисоветской карикатуре к одной из тех публикаций.

В Москве же расценили такую позицию Пекина, как «попытку втягивания СССР и всего мира в термоядерную войну»: это заявил Хрущёв на сессии Верховного Совета СССР 12 декабря 1962 года. Интересно, что советский лидер тогда добавил, что

«...некоторые люди, когда сложились тяжелые условия для Кубы, ограничились только руганью. Но от крикливых заявлений империалистические силы не стали слабее, да и Кубе от этого вряд ли стало легче».

Неужели обо всём этом забыли в Тайбэе?..
Автор:
Алексей Чичкин, Алексей Подымов
Использованы фотографии:
chineseposters.net, map-rus.com
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх