Проблемы распознавания «свой-чужой» в условиях риска поражения «дружественным огнем»
Одной из ключевых отличительных особенностей специальной военной операции стало массовое и достаточно активное применение БПЛА. Ни в одном из вооруженных конфликтов, предшествовавших СВО, в воздушном пространстве одновременно не находилось столько беспилотников.
На линии боевого соприкосновения, где концентрация БПЛА приближается к пиковым значениям, их количество исчисляется сотнями единиц. Плюс десятки разведывательных дронов в небе над тыловыми районами с обеих сторон ЛБС.Парк беспилотных летательных аппаратов как России, так и Украины представлен разными по размерам (от микро-БПЛА, вроде американо-норвежского «Black Hornet» до тяжелых российских «Иноходцев-РУ»), типам (вертолетные, самолетные, квадрокоптерные, планирующие и их многочисленные гибриды) и функциональному назначению изделиями. Плюс действующие «роями» барражирующие боеприпасы: российские «Ланцеты» и «Герани» с одной стороны и украинско-натовские «Switchblade» с другой.
Усугубляется ситуация регулярным присутствием в воздухе пилотируемых самолетов и вертолетов, крылатых ракет, управляемых и корректируемых снарядов, а также авиационных боеприпасов с универсальными планирующими модулями.
Нельзя сбрасывать со счетов даже обычных птиц, чья тепловая и радиолокационная сигнатура сопоставима с аналогичной характеристикой мини- и микро-БПЛА. И в перспективе снижения насыщенности воздушного пространства л/а над украинским театром военных действий не предвидится.
Сфера практического использования беспилотных летательных аппаратов, равно как и их номенклатура и количество, неуклонно расширяются (вспоминаем пресловутый «беспилотный шторм»), в том числе и благодаря участию сугубо гражданских государственных структур и частных лиц.
Для чего мы так подробно остановились на описании воздушной обстановки? Для понимания степени нагрузки на радиолокационные станции, контролирующие эту обстановку. В определенные промежутки времени и в определенных районах радиолокационные метки на дисплеях РЛС просто сливаются в крупные световые пятна, не позволяющие отслеживать отдельные цели. Такое положение формирует, как минимум, две серьезные проблемы.
Первая из них заключается в ограниченности возможностей конкретной РЛС по количеству одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей, что позволяет некоторой части средств воздушного нападения противника успешно преодолевать зону контроля конкретной РЛС.
В качестве второй выступают достаточно жесткие временные интервалы определения государственной принадлежности летательного аппарата, несоблюдение которых чревато открытием так называемого «дружественного огня» или, говоря проще, уничтожению своих самолетов, вертолетов и БПЛА.
Трудностей и неразберихи добавляет еще и то, что ни корректируемые снаряды, ни планирующие боеприпасы, ни, что вполне естественно, птицы не имеют систем государственного опознавания «свой-чужой», что делает невозможной идентификацию их принадлежности какой-либо из противоборствующих сторон.
И если «национальность» бомбы или снаряда хотя бы приблизительно можно определить по траектории и направлению их полета, то беспорядочное перемещение во всех направлениях и эшелонах высот армии беспилотников все сильнее напоминает хаос.
А теперь о том, как эти проблемы собираются решать в России. Дочерним предприятием Государственной корпорации «Ростех» — АО «НПП «Пульсар» — разработан компактный радиолокационный опознаватель, способный в автоматическом режиме идентифицировать государственную принадлежность беспилотного летательного аппарата на высотах до пяти и дальностях до ста километров.
Изделие массой 150 граммов и величиной энергопотребления не более 100 мВт, что позволяет его использовать даже на малоразмерных БПЛА, функционирует в сочетании с системой радиолокационного госопознавания «Пароль».
Весной текущего года АО «ГОЗ «Обуховский завод» (входит в структуру АО «ВКО «Алмаз-Антей») года продемонстрировал аналогичное изделие, представляющее из себя устанавливаемую на беспилотник плату-транспондер, способную выполнять две прямо противоположных функции. Дружественные средства противовоздушной обороны получают от него информацию о реальном местоположении БПЛА, а средства радиотехнической разведки противника такую же, но ложную.
Еще один транспондер, передающий координаты наземным средствам контроля и более известный как изделие «ADS-Bee», создан коллективом АО «Институт авиационного приборостроения «Навигатор». Этот 48-граммовый прибор устанавливается на беспилотники, масса которых варьируется в диапазоне от 30 до 750 килограммов.
Насколько полно решат создавшиеся в воздухе проблемы эти устройства? Если говорить о пилотируемых летательных аппаратах, то здесь все более или менее определено, и каждая из используемых систем государственного опознавания имеет самый высокий гриф секретности, поскольку попадание такой информации в руки противника угрожает ни много, ни мало, а безопасности государства.
Тем не менее, редко, но такие случаи происходят. Так, принятие на обеспечение системы «Пароль» произошло после дискредитации системы «Кремний», попавшей к американцам вместе с угнанным в сентябре 1976 года предателем Беленко сверхзвуковым истребителем МиГ-25.
С БПЛА же все гораздо сложнее. С учетом их количества, эффективности применяемых против них средств поражения и высокой вероятности их принудительной посадки попадание установленной на них системы «свой-чужой» практически неизбежно.
В результате обязательно появятся «чужие среди своих», да еще и свободно перемещающиеся в нашем воздушном пространстве.
Как вы понимаете, готовое, кардинально ликвидирующее проблему решение сегодня предложить никто не готов. Более того, весьма маловероятно, что какое-нибудь из создаваемых (созданных) в настоящее время изделий окажется способным гарантировать распознавание чужих БПЛА без риска утраты технологических секретов.
Однако, уже то, что такая проблема обозначена и российская «оборонка» усиленно трудится над ее разрешением, как минимум, обнадеживает.
Иначе в обозримой перспективе нам придется столкнуться с присутствием в небе над российскими городами сотен, если не тысяч анонимных беспилотников, что даже в мирное время окажется достаточно серьезным вызовом.
Свежие комментарии