Вот эту сцену поединка двух рыцарей я видел ещё в учебнике по истории Средних веков 1959 года издания, но… откуда она была взята? Оказывается, вот с крышки вот этого ларца, где изображен популярный в Средневековье сюжет: «Штурм замка любви». Резьба по слоновой кости. Париж, 1300–1310 гг. Фото автора
«Увидеть Париж и умереть».
Илья Эренбург
Илья Эренбург
История Средних веков. Откуда мы знаем о том, что было в прошлом? Да по сохранившимся зданиям, книгам и рукописям, изделиям из металла, дерева, кости, работ древних мастеров, которые сегодня выставлены в музеях. На страницах ВО мы уже неоднократно совершали виртуальные путешествия в самые разные музеи мира. А вот сегодня мы с вами побываем ещё в одном – Национальном музее Средневековья или музее Клюни, расположенном в самом центре Парижа.
Побывать там мне довелось в 2020 году накануне пандемии ковида, причем при довольно интересных обстоятельствах. В тот день Париж праздновал День взятия Бастилии, и все (ну, большая часть) туристы стремилась попасть в центр. То есть посмотреть на парад у нас шансов не было, зато мы узнали, что все музеи Парижа в этот день работают бесплатно. Поэтому наш выбор пал на два из них: Национальный музей Средневековья и Музей армии.
Вот она, эта крышка. Все перипетии штурма сейчас перед вами. Справа – любезник лезет вверх по лестнице, а требушет готовится выстрелить по замку прекрасных дев корзиной с цветами. В центре – два поединщика, над которыми болеющие за них дамы. Слева – добившиеся своего рыцари увозят на конях своих избранниц, а кто-то и тайком увозит на лодке! Фото musee-moyenage.fr
Добирались мы туда – жена, внучка и я, от отеля «Порте-Орлеан», расположенного рядом с авеню Ленин. Праздничная обстановка в городе была очень странной. Летают боевые вертолеты. На перекрестках улиц военные джипы и патрули из солдат с автоматами на груди, в переулках – полицейские водометные машины. Словом, скажи кто, что на город напали враги, поверить можно было бы запросто.
Маршрут на метро был, к счастью, прямым, без пересадок. А в самом метро надписи только на французском, которого никто из нас не знает вообще: «бонжур», «мерси» не в счет… В вагоне одни… негры! Кто светлее, кто совсем – как сажа, и все, понятно, смотрят на нашу троицу и активно нас обсуждают, это видно. А мы стоим, подобно безъязыким обезьянам. Станция, до которой нужно ехать, называется «Клюни-Сорбонна». Но где он этот самый музей? В путеводителе написано: «в Латинском квартиле». А где он – этот квартал?
Вон он какой – музей Клюни. На этом рисунке его видно гораздо лучше, чем на любой фотографии. Фото musee-moyenage.fr
Спрашиваем красочную мулатку – торгует фруктами на углу. «Не понимаю английского» – говорит. Ах ты, отрыжка французского снобизма. Но тут на наше счастье подходит к нам пожилой француз, говорит, что нас проведет и… проводит до самого входа в музей. Люди, они везде люди и… разные!
Начать экскурсию по музею лучше всего с самой древней его части: того, что осталось от римлян. Спускаемся вниз и оказываемся в огромном сводчатом помещении. Фото автора
Ну где ещё можно увидеть столь прекрасную статую императора Юлиана Отступника. Ну того, что перед смертью воскликнул: «Ты победил, галилеянин!» Фото автора
Что касается здания, то в Средние века его называли «Отель Клюни», и построено оно было на остатках галло-римских терм ещё III века, причем зданий у музея не одно, а два: фригидарий («холодильная комната»), находящийся в развалинах Терм Клюни, и собственно отель Клюни, где сегодня и выставлены все его коллекции.
Площадь фригидария не маленькая: около 6 000 квадратных метров. Вот и подумаем, как много внимания люди в то время уделяли чистоте. Ведь была ещё и «горячая комната», парная с сухим паром и бассейны с подогретой и прохладной водой, пассажные залы, «буфет». Но это все не сохранилось. Впрочем, и то, что от этой бани до нас дошло, очень интересно, ведь тут находится большая и уникальная коллекция предметов переходного времени от Древнего мира к Средним векам.
Спустившись во фригидарий, можно увидеть и знаменитую «колонну Лодочников», относящуюся к I веку. Это был мраморный столб, который подарили императору Тиберию парижские лодочники. На нем надписи, посвященные богу Юпитеру, но также и надписи на кельтском, то есть налицо слияние двух совершенно разных культур в одном артефакте.
А это все та же колонна (она состояла из нескольких резных камней!) с тремя фигурами воинов. Фото автора
Здесь воинов два. Но обратите внимание на их щиты. На щиты римских легионеров они совсем не похожи. То есть это местный мотив? Фото автора
Что касается дома, то с ним было так. После того, как древние термальные ванны в 1340 году приобрело бургундское аббатство Клюни, его в качестве своей резиденции построил аббат Пьер де Шалю. В 1485–1510 годах его перестроили, поэтому в нем есть элементы и готики, и Ренессанса. В 1843 году по инициативе Александра дю Соммерара здесь был создан общественный музей, предназначенный хранить реликвии средневекового прошлого Франции.
Интересно, что многие годы в этом доме провела Мария Тюдор, сестра Генриха VIII – короля Англии. Здесь она жила, и в 1515 году после смерти её мужа Людовика XII наследовавший трон Франциск I поселил её здесь, дабы удостовериться, не беременна ли она. А XVII веке здесь жили папские нунции, включая и будущего кардинала Мазарини.
Была тут устроена и обсерватория астронома Шарля Мессье, а в великолепной часовне на втором этаже в годы Великой французской революции располагался… анатомический кабинет.
Что касается Александра дю Соммерара, известного в то время археолога и коллекционера произведений искусства, то он купил особняк в 1832 году и разместил в нем свои коллекции. Статус исторического памятника отелю присвоили в 1846 году, а термальным ваннам – в 1862. Сады вокруг музея были открыты для посещения в 1971 году, а в 1977 музей стал независимым объектом культуры и перестал зависеть от Лувра.
Ну а о том, чего стоит этот музей, говорят хотя бы вот эти строчки из путеводителя: площадь 11 500 квадратных футов, из которых 6 500 отведено для экспозиций. Коллекции музея насчитывают 23 000 артефактов от галло-римских времен до XVI века.
В музее есть и оружие, и рыцарские доспехи, но нам посмотреть на них не удалось. В музее проходила тематическая выставка хранящихся в нем сокровищ! Фото автора
Пожалуй, самыми ценными экспонатами музея являются вестготские короны. Нашли их между 1858 и 1860 годом в количестве двадцать шесть штук. Как это бывает очень часто, клад, лежавший в земле более тысячи лет, нашли случайно – просто от сильных дождей землю размыло, в результате обнаружилось захоронение священника по имени Криспинус, а в нем… разные золотые изделия.
Находка была сделана на территории монастыря Санта-Мария де Сорбасес, в саду Гварразар, рядом с Гуадамуром, в нескольких километрах от Толедо. Нашедшие клад отнесли его толедскому ювелиру, а тот, как говорят, половину переплавил на металл. Остатки клада купил французский военный, который, вернувшись во Францию, перепродал находку музею Клюни. Ну а местные жители копать продолжили, в итоге найденное ими попало в руки королевы Изабеллы II и стало собственностью государства.
Три вотивные короны, доставшиеся музею Клюни. Такие богато украшенные короны вносились в церковь по обету, как пожертвование, и подвешивались над алтарем, поэтому-то к ним и приделаны цепочки, для ношения на голове они не предназначались! Фото musee-moyenage.fr
«Корона Реккесвинта». Золото, сапфиры, жемчуг. Национальный музей археологии в Мадриде
Это было едва ли не самое важное открытие, связанное со средневековой историей Иберии. Вот только из первоначально найденных двадцати шести корон на сегодня сохранилось только 10. Поделили их между двумя музеями: Паласио Реал де Мадрид и Клюни. Причем в Клюни находятся три короны, а также кресты, подвески и висячие цепочки из этой же находки. Все это символы королевской власти, которые относятся к VII веку.
А вот еврейское обручальное кольцо. Чеканное и эмалированное золото и филигрань начала XIV века, найденные в Кольмаре (Эльзас, Франция) в 1863 году. Фото musee-moyenage.fr
Кольцо Папы Павла II. Позолоченная бронза и горный хрусталь, Центральная Италия, 1464–1471 гг. Фото musee-moyenage.fr
Кольцо Папы Сикста IV. Позолоченная бронза и горный хрусталь, Центральная Италия, 1471–1484 гг. Фото musee-moyenage.fr
В музее очень много изделий из слоновой кости, покрытых очень тонкой и затейливой резьбой. Например, это мемориальная доска с изображением коронации Оттона II, множество ларцов и реликвариев.
Навершия епископских посохов (справа) были в Средние века настоящими произведениями искусства, как и резные алтари, ларцы-реликварии. Фото автора
Реликварий 1200 года с изображением фигур 12 апостолов. Предназначался для хранения какой-то святой реликвии, благо в Средние века таких реликвий было очень много. Фото автора
Очень светская шкатулка с изображением придворных сцен, вторая половина XV в. Шкатулка украшена серией барельефов, фигуры которых выделяются на полосатом фоне. С лицевой стороны, под замком, идут два охотника с копьем и луком. С другой стороны – несколько сцен: двое музыкантов и мужчина, обсыпающий даму цветами, сцена турнира, охота на оленей, на которой охотник дует в рожок. Крышка разделена на шесть секций, в которых показана дама, три танцора и два музыканта. Очевидно, что перед нами сцена досуга с танцами под бубен и, несомненно, пением. Фото автора
А ещё в музее Клюни выставлены на обозрение образцы древнего коптского искусства. Коптские мастера ткали прекрасные ткани, которые покупали далеко за пределами Египта. Например, здесь хранится льняной медальон, на котором изображены Ясон и Медея…
Впрочем, в этом музее всего так много, что рассказать про всю его экспозицию в одном материале просто невозможно. Поэтому рассказ о нём будет обязательно продолжен…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии