Перевод корабля HMS Glasgow на погружаемую баржу, 25 ноября 2022 г.
Для Королевского ВМФ Великобритании строится новая серия фрегатов Type 26. Строительство головного корабля стартовало несколько лет назад, и только сейчас его спустили на воду. Дальнейшие работы и испытания готового фрегата займут еще несколько лет, и его удастся принять в боевой состав только в конце десятилетия. Следующие корабли серии пополнят КВМФ еще позже – в течение тридцатых годов.
Планы и проекты
В настоящее время КВМФ Великобритании располагает 12 фрегатами «Тип 23». Корабли этого проекта строились с конца восьмидесятых годов; головной сдали в 1990 г., а последний – в 2002-м. Флот получил 16 вымпелов, но в дальнейшем 3 продали Чили, а один корабль в 2021 г. списали и собираются утилизировать.
Еще в конце девяностых годов КВМФ начал изучать возможность создания перспективного фрегата, способного в будущем заменить актуальные Type 23. К середине следующего десятилетия представили два концепта таких кораблей, которые могли бы поступить на службу к концу десятых годов. Затем планы корректировались и менялись, а вместе с ними сдвигались сроки выполнения будущей программы.
В марте 2010 г. министерство обороны обновило такие планы и заключило с компанией BAE Systems контракт на разработку нового фрегата. Программа в целом получила название Global Combat Ship, а проекту присвоили индекс «Тип 26». Корабли нового типа планировали называть в честь крупных городов королевства, из-за чего проект также называют City-class.
В 2014-15 гг. BAE Systems завершила формирование облика будущего фрегата и приступила к разработке технического проекта. Эти работы заняли более двух лет и завершились успехом. В июле 2017 г. Минобороны и BAE подписали контракт на строительство трех первых кораблей серии общей стоимостью 3,7 млрд фунтов стерлингов. Резку металла планировали начать в самое ближайшее время, а до конца года должна была состояться закладка головного корабля.
На ранних этапах программы GCS командование планировало построить 13 новых кораблей – по числу заменяемых фрегатов Type 23. Однако в 2015 г. бюджет сократили, и программу строительства «Тип 26» уменьшили до 8 корпусов. При этом предложили разработать более простой корабль Type 31 для сохранения общей численности вымпелов. Несмотря на дальнейшие трудности, такие планы остаются в силе, и КВМФ по-прежнему хочет получить восемь новых фрегатов.
Проект GCS создавался с учетом будущего выхода на международный выход, и такой расчет в целом оправдался. В 2018 г. был подписан контракт на строительство трех фрегатов для ВМС Австралии. В ближайшее время ожидается подписание аналогичного соглашения с Канадой. При этом BAE Systems продолжает поиск заказчиков и предлагает свой проект новым странам.
Головной корабль
Заказ на первые три фрегата «Тип 26» был выдан 2 июля 2017 г. Уже 20 июля на предприятии BAE Systems Maritime – Naval Ships в Говане (Глазго) состоялась закладка головного корабля. Кораблю присвоили имя HMS Glasgow и тактический номер F88. На выполнение дальнейших работ отводилось несколько следующих лет.
За прошедшее время в закрытом цеху построили все конструкции корпуса и надстройки, а также смонтировали большую часть внутреннего оснащения, в т.ч. двигательную установку, общекорабельные системы и т.д. Не так давно фрегат вывели из цеха и на открытой площадке смонтировали внешние конструкции, в т.ч. мачту характерного вида. В последние месяцы корабль подготовили к спуску на воду.
25 ноября фрегат «Глазго» перевели на погружаемую баржу. Затем баржу отбуксировали по реке Клайд на озеро Лох-Лонг, имеющее достаточную глубину. 3 декабря несамоходное судно погрузилось и позволило кораблю сойти на воду. После этого буксиры отвели фрегат на другую площадку компании BAE Systems в Глазго и поставили к причальной стенке.
Теперь корабль должен получить оставшиеся радиоэлектронные системы, различные вооружения и приборы. Достройка на плаву может занять несколько лет и, вероятно, будет продолжаться до середины текущего десятилетия. Затем HMS Glasgow выйдет на ходовые испытания. Если они не столкнутся с непредвиденными трудностями, то в 2028 г. корабль могут принять в состав флота. Удастся ли выполнить такие планы, покажет время.
Дальнейшее строительство
По контракту 2017 г. подрядчик должен построить еще два фрегата. Первый из них, HMS Cardiff (F89) заложили на верфи в Глазго 14 августа 2019 г. На данный момент корабль остается в цеху, и его строительство продолжается. Когда фрегат будет готов к спуску на воду, не уточняется. Учитывая темпы работ по головному вымпелу, можно предполагать, что до спуска пройдет еще два-три года.
Процесс спуска на воду, 3 декабря 2022 г.
29 июня 2021 г. состоялась церемония закладки третьего в серии фрегата HMS Belfast (F90). Его строительство тоже находится на ранних этапах. По всей видимости, до сих пор продолжается формирование корпусных конструкций. Достройка на плаву сможет начаться не ранее середины десятилетия.
Головной фрегат «Глазго» собираются передать заказчику в 2028 г., а следующие корабли начнут службу еще позже. По разным оценкам, «Кардифф» и «Белфаст» удастся провести через испытания и сдать только в начале тридцатых годов.
Буквально несколько недель назад, 15 ноября, компании BAE Systems выдали второй заказ на фрегаты Type 26. По нему построят пять кораблей общей стоимостью 4,2 млрд фунтов. Уже объявлены имена кораблей этой серии – Birmingham, Sheffield, Newcastle, Edinburgh и London. При этом сроки закладки и завершения строительства, а также принятия в состав флота не названы. Вероятно, пять кораблей сдадут в течение следующего десятилетия, и на этом выполнение программы GCS завершится.
Технические особенности
Исходная версия проекта GCS, разработанная для КВМФ Великобритании, предусматривает строительство боевого корабля длиной 150 м шириной ок. 21 м с нормальным водоизмещением 6,9 тыс. т или полным более 8 тыс. т. Экипаж – до 160 чел. с возможностью размещения на борту более 200 чел.
Фрегат на пути к достроечной набережной
Фрегат имеет характерный «малозаметный» экстерьер с максимумом плоских панелей и сокращенным числом выступающих деталей. Корабль получил надстройку большой длины и переменной высоты, на которой помещается пирамида мачты с оборудованием.
Главная энергоустановка включает четыре дизель-генератора MTU Type 20V 4000 M53B, два гребных электромотора и газотурбинный двигатель Rolls-Royce MT30. Используется схема CODLOG – дизель-электрическая и газотурбинная система работают переменно на разных режимах. Расчетная максимальная скорость достигнет 26 узлов.
Основой радиоэлектронного вооружения станет трехкоординатная РЛС Type 997 Artisan. Также предусматривается установка прочих локаторов для освещения обстановки, обеспечения стрельбы и т.д. Противолодочные функции будут обеспечены встроенной гидроакустической станцией Type 2150 и буксируемой Sonar 2087. Предусматривается использование разных приборов связи, в т.ч. спутниковой, систем радиоэлектронной борьбы и т.д.
Фрегат получит набор ствольного вооружения. Основное – установка Mk 45 с орудием калибра 127 мм и стволом длиной 62 клб. Также будут использоваться две 30-мм установки DS30M и две 20-мм Phalanx CIWS. В распоряжении экипажа будет несколько пулеметов.
В центре надстройки размещается универсальная пусковая установка Mk 41 с 24 вертикальными ячейками. Она сможет использовать широкую номенклатуру существующих ракет разного назначения. Кроме того, в 2028 г. или позже ожидается появление перспективной англо-французской противокорабельной ракеты FC/ASW. Она рассматривается в качестве будущего основного оружия «Типа 26». Также фрегат получает две вертикальные установки для зенитных ракет Sea Ceptor, по 24 ячейки в каждой.
В корме надстройки имеется ангар для приема различных вертолетов. Фрегат сможет нести все нынешние вертолеты морской авиации КВМФ и обеспечивать их боевое применение. Размеры посадочной площадки позволят принимать даже тяжелые вертолеты, вплоть до CH-47.
Корабли будущего
В техническом отношении проект GCS / Type 26 / City-class выглядит вполне современным и имеет определенный задел на будущее. Корабли этого проекта в отдаленной перспективе смогут стать хорошей заменой для устаревших фрегатов «Тип 23», а разница в характеристиках и возможностях компенсирует меньшее количество новых вымпелов.
Однако, как оказалось, для современной Великобритании строительство даже таких кораблей является весьма сложной задачей. С проектированием «Типа 26» справились достаточно быстро, но темпы строительства оставляют желать лучшего. От закладки до спуска головного фрегата прошло более пяти лет, и еще столько же остается до его принятия на службу. Возможно, в серии сроки строительства сократятся, но и в этом случае все желаемые корабли КВМФ получит не ранее чем через 12-15 лет. А до этого времени флоту предстоит эксплуатировать устаревшие корабли с ограниченными характеристиками, которые к тому же постепенно придется выводить из боевого состава.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- BAE Systems
Свежие комментарии