Александр Дубровский
Гонконг вновь вышел на баррикады. Дракон напрягся и приготовился к прыжку.
Возможен ли в Гонконге крымский сценарий? Вчера был невозможен, но тут пришёл на помощь Госдеп, планами которого конфигурация Дэн Сяопина «Одна страна, две системы» начала покрываться мелкими трещинами.
Но обо всём по порядку.
Справка: Гонконг — административно-территориальная единица в составе КНР, переданная Пекину под управление Великобританией в 1997 году. Автономия Гонконга определяется языком, органами власти и даже визовым режимом при пересечении границы.
С точки зрения источников существования — это один из крупнейших мировых финансовых центров и…
И всё. Остальное — сплошная сфера услуг вокруг финансовых манипуляций плюс внешний туризм и сервис вокруг него. Посмотрев на всю эту сверкающую лазерами кухню лет 10 назад, ещё тогда мне пришла в голову крамольная мысль: жить-поживать им так недолго, во всяком случае, по меркам истории. Случись что с рынками и туризмом, и ускоренное место в общекитайском строю обеспечено, но только уже совсем не в первой шеренге.
Собственно, сейчас мы наблюдаем процесс воочию: туризм на нуле, рынки при смерти, а гонконгцы, предчувствуя неизбежное, вновь бунтуют против своего же главного (и практически единственного) спонсора и инвестора.
Дело в том, что материковый Китай, имеющий уже расквартированную в автономии воинскую часть НОАК, приступил к следующему этапу скрытого урезания прав Гонконга: принял резолюцию о распространении мер борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, и с созданием там филиалов китайских спецслужб.
Нормальный плановый ход государства, имеющего полное право самому решать свои внутренние дела и принципы взаимодействия со своими собственными регионами и провинциями.
Однако оказалось, что в таком же плановом порядке права китайских регионов пристально отслеживаются в Госдепе, что также давно не удивительно. В результате, чувствуя заокеанскую поддержку, гонконгцы вновь рванули на улицу, а Пекин, сделав пол шага, затаился в ожидании санкций.
Что делать, в таком мире мы живём: есть Госдеп и все остальные.
Тут во Взгляде некий Д.Бавырин провёл неуместное сравнение с Крымом, настолько неуместное, что стало стыдно за деловое издание, допустившее такой позорный ляп: мол, в случае присоединения, Гонконг «превратится в своего рода Крым с понятными последствиями для уровня жизни гонконгцев».
Оставлю на совести этого писаки пассаж про упавший уровень жизни крымчан (с тех пор как я прекратил сотрудничество с этим изданием, там таких «бавыриных» вагон и большая телега), сосредоточусь на главных сходствах и различиях как Крыма с Гонконгом, так и Китая с Россией.
Сходство Гонконга и Крыма:
Исторически обе территории были неотъемлемыми частями единого целого, оторванные впоследствии от своих метрополий, правда, в силу принципиально разных причин и событий. Собственно, это единственное косвенное сходство.
Главное их различие:
Гонконгцы не считают себя китайцами и не хотят быть в КНР даже равными среди равных, в отличие от крымчан, в подавляющем большинстве ассоциирующих себя с Россией и русскими.
А теперь про Китай и Россию.
В принципе, это две разные страны-цивилизации, что откладывает неизгладимый отпечаток на политику, как внутреннюю, так и внешнюю.
Несмотря на внутрироссийский скепсис и критику действий власти, якобы по любому поводу постоянно «выражающей озабоченность» и не более того, следует взглянуть на происходящее без этих кривых и мутных очков.
Достаточно просто мысленно поставить Пекин на место Москвы и попытаемся понять простую вещь: в случае аналогичных событий с Крымом, Пекин никогда бы не решился на силовой сценарий возврата своей территории.
И наоборот: будь на месте Пекина Москва, Гонконг уже давно был бы полностью присоединён к материковой части и на границе не осталось бы ни малейшего следа от пропускного режима. И плевать на договоры и прочие постколониальные условности.
Приведу ещё один весьма красочный пример, выпукло показывающий принципиальную разницу.
Давайте ка вспомним керченскую провокацию ВМС Украины и чем она закончилась для украинских катеров. Вспомнили? Так вот, дело всё в том, что эта провокация была рассчитана на то, что на Россию будет обрушена вся мощь Запада и отнюдь не только информационная. Не прокатило, также как не прокатило в Грузии, ибо в действиях России не было ни малейших колебаний в ответе, что подразумевало отсутствие таких колебаний и в случае любой попытки расширения вторжения.
И знаете, так случилось, что именно в это самое время я был в Шанхае и мог воочию наблюдать (о чём подробно изложил здесь), с какой завистью китайцы бесконечно транслировали этот эпизод, постоянно проводя параллели с Тайваньским проливом, где они ничего не могут сделать, кроме выражения протеста и озабоченности в адрес периодических демонстраций флага американских ВМС, якобы обеспечивающих свободу судоходства в Тайваньском проливе. А ведь и пролив, и сам Тайвань материковый Китай также считает своей административно-территориальной единицей, но пока лишь медленно, хотя и верно, вынужден просто пытаться крайне мягко усиливать своё влияние на остров.
Да, рано или поздно и Гонконг, и Тайвань будут поглощены материковым Китаем, но это совсем другой сценарий поглощения, более похожий на медленное удушение китайского удава, нежели на российский вариант дзюдо с пропуском удара и последующим поглощением энергии противника с финальным приёмом на удержание.
При этом, оба сценария имеют право на жизнь и лишь являются отражением ментальности народов, их культурных и исторических традиций, а также, конечно же, разницей контекстов, в частности, Крыма и Гонконга с Тайванем.
Думаю правы те, кто говорит, что нам есть чему поучиться у Китая и китайцев. Только вот есть и другая реальность: китайцы сильно завидуют русским и очень хотят, чтобы их правительство в некоторых ситуациях брало пример с России. Просто об этом у нас мало знают и ещё меньше говорят.
Возвращаясь к трещинам в конфигурации «Одна страна, две системы», то, как это ни странно, Вашингтон неожиданно «пришёл на помощь» Пекину, одной рукой угрожая санкциями за нарушение прав автономии, другой рукой занявшись подготовкой резолюции о лишении Гонконга специального статуса при торговле с США. Похоже, американская администрация, озабоченная исключительно торговой выгодой, даже не понимает, чем это всё может закончиться для «вольного города». Похоже, теперь уже необратимо бывшего «вольного».
Так что, гонконгцам впору выходить на антиамериканские демонстрации и направить свою энергию на погром генерального консульства США.
***
Картина маслом:
- консульство США в Гонконге окружено демонстрантами с антиамериканскими лозунгами против лишения их торговых льгот, в здание летят коктейли Молотова, демонстранты топчут и поджигают звёздно-полосатые флаги.
- Пекин вводит расширенный временный контингент исключительно с целью защиты американских граждан, демонстранты оттесняются, наиболее буйные пакуются с вывозом на материк. Временный контингент выводится, но, как и положено, далеко не весь, что мотивируется требованиями обстановки.
И совсем уж фантастический штрих:
- Госдеп выступает со специальным обращением, где выражается признательность и благодарность за спасение граждан США, а также анонсирует снятие всех санкций и торговых ограничений с Китая (шучу).
Впрочем, по соглашению с Великобританией, захватившей и превратившей Гонконг в свою колонию, Пекин вправе лишить автономию всех избыточных прав уже в 2047 году, то есть, через 50 лет после 1997 года. А что для Китая 50 лет? Ничто, тем более, почти половина срока уже прошло.
В заключение, немного о разнице между материковыми китайцами и «вольными» гонконгцами.
Да, Китай большой и разный, есть сверкающие мегаполисы и захолустные деревни. Но там, где китайцы навели порядок, там, где отстроены небоскрёбы, широкие дороги и сложнейшие развязки, каждый кусочек блестит, украшен и практически везде чистота и порядок.
Гонконг тоже разный. Если смотреть сверху, то это реально частокол небоскрёбов, поражающих своей высотой и даже красотой. Особенно знаменитое ежедневное лазерное шоу (вечером в 20:00). Если смотреть снизу вверх — то же самое, разве что приходит на ум ассоциация с джунглями, только каменными. Главное при этом не смотреть вниз. Потому как внизу: тесно, грязно и неопрятно, повсюду бесконечные пучки и узлы проводов, что характерно практически для всех, не самых богатых, стран Юго-Восточной Азии и Индостана, так и не изживших свои деревенские привычки.
Так что, после окончательного слияния, Пекину предстоит много работы по приведению в порядок этой каменной деревни и приучению её зазнавшихся обитателей к правильному поведению и к реальному, а не виртуальному, труду на благо общей родины.
Свежие комментарии