Нужно ли ограничить продажу препаратов для прерывания беременности?
Предложение Минздрава РФ ограничить продажу препаратов для прерывания беременности 59% врачей оценивают отрицательно, 19% - нейтрально и 22% - положительно.
Такие данные получил в ходе опроса 1,6 тысячи медиков профессиональный сервис «Справочник врача».Опрос проводился на фоне общественной дискуссии о способах улучшения демографии в стране. Естественная убыль населения (рождаемость за вычетом смертности) в январе—июне 2023 года составила 272,5 тысячи человек (за первое полугодие 2022 года было 383,8 тысяч).
По мнению опрошенных, для профилактики нежелательных беременностей нужны «увеличение доходов населения в целом» (77,5%), усиление финансовой господдержки молодых семей и матерей-одиночек (58%), строительство достаточного количества яслей, детсадов, школ (57%).
В 2022 году продажи препаратов для медикаментозного аборта и экстренной контрацепции, по данным аналитиков фармрынка, выросли на рекордные 50−60%. Эксперты объясняют это сомнениями женщин в том, стоит ли расширять семью в складывающихся социально-экономических условиях.
Чувствуется, что государство «взялось» за демографию. Так, Минздрав обещает рассмотреть предложение ряда депутатов о запрете абортов в частных клиниках. А в Мордовии недавно приняли первый в стране закон, который запрещает пропаганду абортов на территории региона.
Помогут ли ограничения абортов решить демографические проблемы?
Координатор Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!», руководитель проекта «Демографическая платформа. РФ» Сергей Чеснаков указал на значительные демографические потери из-за абортов.
— Ребенок до своего рождения уже человек. И это главное. Если в обществе изменится отношение к ребенку на стадии его развития в утробе матери, то ситуация, конечно, поменяется.
Сложнее всего поменять отношение врачей. Хотя в их среде большинство считает хирургические аборты злом, понимают, что это вредно для здоровья женщины, но с точки зрения ребенка медикаментозный аборт также губителен. Тем не менее, мы поддерживаем ограничительные меры как промежуточные.
«СП»: Насколько эти ограничения эффективны с точки зрения демографии?
— По статистике у нас проводится от 300 до 500 тысяч абортов в год. А препаратов продается, по данным компаний, которые считают эти продажи, до 1 млн. И если эти препараты присутствуют на рынке, то скорее всего они используются.
Поэтому в случае ограничения распространения таких препаратов, использования их только врачом, «неделя тишины», когда с женщиной должны побеседовать, предложить ей помощь, будет распространяться и на эту статистику. Возможно, тогда часть абортов делать не будут.
Слава Богу, что государство, наконец, дозрело до понимания этих процессов. Страна ведет СВО, мы теряем людей на фронте, а в случае с абортами потери выше на порядок. Странно, что на это редко обращают внимание.
«СП»: Как можно оценить запрет пропаганды абортов, принятый в Мордовии?
— Запрет рекламы уже был введен ранее в РФ. Это правильно, но его не сложно было обойти, накручивая число просмотров публикаций в сети, например. Нынешний запрет пропаганды серьезнее, но к сожалению в законе не содержится должной ответственности нарушителей. Так что пока это декларативная мера, видимо, из опасения резкой реакции общества. Но хорошо, что эта тема хотя бы обсуждается. Надеемся, что это первая ласточка будущих изменений. Такие меры, напомню, защищают не только ребенка, но и женщину.
«СП»: Иногда звучат предложения вывести аборты из системы ОМС. Ваше мнение?
— Аборты нужно выводить из списка МКБ 10 (Междунаро́дная статистическая классификация болезней и проблем, свя́занных со здоровьем), потому что беременность — это не болезнь. Если это не болезнь, то избавляться от нее не следует за государственный счет. Но раз государство пока не решилось на смену подхода, то будет лучше, чтобы аборты делали не в частных, а в государственных клиниках. Первый шаг в этом направлении уже сделан, Минздрав разделил протоколы по акушерству и гинекологии и аборты. Теперь эту линию надо дожать до конца и вывести аборты из числа болезней.
Главная наша цель в том, чтобы убийство ребенка до рождения было запрещено законом.
Врач акушер-гинеколог, эксперт Всемирной организации здравоохранения Любовь Ерофеева считает, что прямой связи абортов с демографией нет.
— Речь идет о препарате мифепристон. Препараты для прерывания беременности, содержащие мифепристон, в аптеках не продаются. Их нет в свободном доступе. Они поставляются фармпроизводителями и большими складами фармпродукции напрямую медицинским учреждениям, которые предоставляют такую услугу. Как государственным, так и частным.
Таким образом, все таблетки на учете. Невозможно ни одну таблетку пропустить. Потому что ответственные сотрудники отчитываются потом за каждую упаковку, предоставляют медицинские карточки пациенток, которые через эту процедуру прошли.
При этом в продаже есть препараты, содержащие мифепристон, для лечения миомы матки, но только по рецепту. Также они могут использоваться для экстренной контрацепции. Но дозировки там настолько низкие, что для прерывания беременности нужно не меньше 20 упаковок такого препарата. Такое количество ни с рецептом, не без рецепта в аптеке никто не продаст.
«СП»: А как с этим обстоят дела за рубежом?
— В ряде стран мифепристон продается в аптеках и это не вызывает никакого ажиотажа или негативных чувств ни у чиновников от медицины, ни у врачей. Как раз медики за то, чтобы эти препараты были в доступе, потому что фармацевтический аборт — самый безопасный. Гораздо опаснее хирургический способ прерывания беременности.
Так что не вижу предмета для дискуссий. Если российскому Минздраву хочется усилить предметно-количественный контроль за такими препаратами со стороны медучреждений, включая частные, коммерческие, то понадобится оформлять дополнительно несколько бумажек. Это не представляет проблемы.
В России нет нелегального рынка препаратов для прерывания беременности. Женщина самостоятельно не может себе прервать беременность. Ее должен инструктировать врач. Потому что это не просто прием какой-то таблетки, а целый алгоритм действий, это наблюдение и контроль за ее состоянием здоровья.
«СП»: В какой степени аборты влияют на демографию?
— Медикаментозных абортов в РФ в среднем делается 200−300 тысяч в год. Всего же абортов делается 517 тысяч (данные 2021 года). При этом абортов становится все меньше и меньше. Если сейчас их чуть больше полумиллиона, то в 2013 году был 1 миллион. Динамика на поверхности. Все разговоры о том, что абортов у нас миллионы — не верны.
По всем исследованиям, и региональным, и выборочным, статистика абортов в РФ достоверная. И она очень прилично выглядит на фоне европейских стран. Мы перестали быть лидером по количеству абортов. Например, в Польше, где аборты фактически запрещены, рождаемость ниже, чем в России.
Поэтому рождаемость запретами абортов мы не повысим. Прямой связи тут нет.
«СП»: Тем не менее инициативы об ограничениях абортов появляются…
— Видимо, мужчины, сидящие во властных кабинетах, как в Госдуме, так и, наверное, в министерстве, предполагают, что если мы ограничим женщин в их правах, поставим дополнительные барьеры, то аборты исчезнут. Но это не так.
Есть и контрацептивные ошибки, и безалаберность, и не знание наших женщин. Их не учат защите ни в школе, не в других учебных учреждениях.
Так что надо бороться не с абортами, а с нежелательными беременностями. А для этого есть только один способ — предоставление современной и эффективной контрацепции. Потому что не всякая беременность у женщин желательная и желанная. А детей будут рожать только желанных. От нежелательной беременности желанного ребенка не получится.
По мнению экономиста Андрея Песоцкого, для демографии важна роль социально-экономических факторов.
— Идея запрета или ограничения абортов пользуется не очень высокой поддержкой общества, поэтому врачи, негативно высказывающиеся на эту тему, скорее высказывают позицию как граждане России, а не как специалисты по гинекологии и перинатальной медицине.
Проблема демографии, действительно, острейшая в нашей стране, однако, думается, что сложности в приобретении лекарств для прерывания беременности остановят от аборта лишь социально незащищённых женщин. Остальные найдут варианты для экстренной контрацепции.
Надо также понимать, что аборт через лекарства считается более простым, чем хирургический аборт. Поэтому медики голосуют за доступные таблетки в том числе и потому, чтобы сделать данную процедуру более простой, и не класть женщину «под нож» там, где можно обойтись медикаментами.
Свежие комментарии