На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Valeriy Shershkov
    не простая это работа быть защитником установленного порядка в мире ... что их может заменить ? и как ? в рамках прие...«Мировой полицейс...
  • Владимир
    вот и подвели итог, выводы делать народу Украины"Кто в том с.. ви...
  • Sergey Korotun
    Всё понимаю. Но глушить "Старейшину" бокалами - это явный перебор."Кто в том с.. ви...

Сталинград Арктики

Ворота в Арктику отмечают юбилей. Что такое век для города? Можно сказать, детский возраст. Но именно в детстве закладываются основы. И это хорошо видно на примере Мурманска.


Незамерзающий порт на берегу Кольского залива был заложен чуть севернее древнего поселка поморов Колы. Датой основания считается 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. До апреля 1917-го носил имя Романов-на-Мурмане, но после Февральской революции стал называться просто Мурманск.

Сталинград АрктикиСвоим возникновением заполярный город обязан Первой мировой войне. Балтика была закрыта немцами, и сношение стран Антанты осуществлялось через незамерзающее Баренцево море, конкретно Кольский залив. Заложенный еще в 1896 году коммерческий порт Александровск (Полярный), хотя и находился почти на выходе в открытое море, не удовлетворял предъявляемым требованиям. В частности, к нему нельзя было подвести железную дорогу.


Опыт первых крупных перевозок показал, что Северный морской театр оказался на тот момент совершенно неприспособлен для большого грузопотока. Он не располагал ни хорошо оборудованными причалами, ни достаточно надежным сухопутным сообщением с центральными районами страны и фронтом. Поэтому в срочном порядке началось сооружение Мурманского порта и железной дороги, соединяющей его с Петроградом. Пути прокладывались ускоренными темпами, как того требовала обстановка. И магистраль, несмотря на тяжелейшие условия, была готова уже к ноябрю 1916-го (менее чем за полтора года). Строительство порта продвигалось медленнее.

Между тем оно имело большое значение не только для перевалки грузов, но и для становления флотилии Северного Ледовитого океана. Она была создана в августе того же 1916-го для защиты морских перевозок от нападения немецких ВМС («С легкой руки «Бакана»). Уже при советской власти с возрождением Северной военной флотилии (преобразованной потом в Северный флот) Мурманск стал ее главной базой и был ею до 1935 года.

В годы мирного строительства город быстро развивался, превратившись не только в транспортный, но и промышленный, научный, культурный центр богатейшего Кольского края.

В Великую Отечественную город стал объектом напряженной борьбы. Гитлеровское командование, понимая стратегическое значение Мурманска, именно на него наметило основной удар в Заполярье. Не сумев овладеть городом в начале войны, с 1942 года фашисты подвергали его систематической бомбардировке, стремясь вывести из строя порт. На Мурманск было сброшено 185 тысяч бомб, больше – только на Сталинград.

Мурманск сыграл огромную роль в снабжении страны и армии. Через него шла значительная часть грузов, поступавших от стран – союзниц по антигитлеровской коалиции. В условиях постоянного вражеского противодействия здесь было разгружено около 250 транспортов, перевалено свыше двух миллионов тонн грузов.

Впервые я и мои товарищи-курсанты увидели Мурманск в 1956-м, когда нас в теплушках привезли на деревянный вокзал. Тогда город еще не оправился после войны, но через десять лет его было не узнать.

За индустриальные успехи Мурманск в 1971 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1985-м ему заслуженно – за доблесть и стойкость – присвоено звание «Город-герой».

25 лет службы в Заполярье оставили неизгладимые впечатления о Кольском крае. Мурманск на наших глазах превратился в современный город-порт, население которого быстро росло за счет молодых специалистов. Но пришли смутные 90-е, и город пережил массовый отток. В последнее время понимание значения Кольского Заполярья, в частности Мурманска, возвращается в общественное сознание. Нам никак нельзя закрывать ворота в Арктику…
Автор: Вадим Кулинченко
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/32758

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх