Пара Су-57 на воздушном параде 9 мая 2018 г. Лидирующая машина (справа) несет два подкрыльевых пилона. Фото Минобороны РФ
Как и любой другой истребитель, перспективный Су-57 в первую очередь является носителем вооружений. Главной задачей такого самолета является доставка авиационных средств поражения (АСП) на рубеж применения с последующим поражением цели.
Су-57 должен бороться с широким кругом воздушных, наземных и надводных целей, что предъявляет особые требования к его номенклатуре вооружений, а также сказывается на конструкции самолета.Воздушная платформа
При разработке «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» использовались как освоенные идеи, так и новые решения. Как и более старые истребители, Су-57 имеет встроенную пушку и несколько узлов для подвески ракетно-бомбового вооружения. При этом впервые на отечественном истребителе используются внутренние отсеки для размещения АСП.
Су-57 получил сразу четыре отсека для оружия. Два основных отличаются большими размерами и занимают большую часть длины фюзеляжа. Они предлагаются для перевозки и сброса более крупных АСП, таких как ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности, авиабомбы больших калибров и т.д. На краях центроплана предусмотрены два дополнительных грузоотсека уменьшенного объема, вмещающие лишь одну ракету ограниченных габаритов. Отсеки оснащены специальными катапультными устройствами, выводящими ракету или бомбу за пределы планера.
АФАР радиолокатора Н036 "Белка". Фото Wikimedia Commons
Предусматривается и внешняя подвеска. На крыле имеются узлы для монтажа четырех съемных пилонов. Пара схожих устройств крепится под мотогондолами. Использование внешней подвески позволяет нарастить перевозимый боекомплект, однако ухудшает показатели заметности.
По разным данным, максимальная боевая нагрузка Су-57 может достигать 14-16 т. В прошлом неоднократно указывалось, что самолет сможет использовать как существующие вооружения, так и перспективные образцы. Упоминалась разработка 14 новых АСП разных классов. Некоторые из них к настоящему времени получили известность, тогда как другие, по-видимому, пока остаются на стадии разработки.
Наплыв крыла с лючками пушки. Фото ОАК / Минобороны РФ
Самолет оснащается развитым прицельно-навигационным комплексом кругового обзора, способным засекать и сопровождать большое количество целей в воздухе и на поверхности. Кроме того, самолет выполнен сверхманевренным. Все эти устройства и возможности фактически предназначаются для эффективного применения АСП и решения боевой задачи.
Артиллерийское вооружение
В качестве встроенного и постоянного вооружения используется 30-мм автоматическая пушка 9А1-4071К (модернизированный вариант старой и заслуженной ГШ-301). Орудие с боекомплектом до 150 снарядов помещено в правом наплыве крыла. Для улучшения аэродинамики и защиты от облучения дульная часть пушки имеет подвижную крышку.
Опытный самолет демонстрирует днище. Видны очертания люков основных грузоотсеков и выступающие элементы боковых. Фото Wikimedia Commons
Пушечное вооружение прошло все необходимые проверки на стенде и на самолете-носителе. Недавно в свободный доступ попало видео испытательных стрельб с самолета на стенде. Пушка показала требуемые характеристики точности и кучности. Соответственно, истребитель получает возможность атаковать различные цели с высокой вероятностью поражения. Эффективность применения орудия дополнительно возрастает благодаря современным прицельно-навигационным приборам, системам управления самолетом и сверхманевренности.
Для воздушных целей
Основными задачами Су-57 является перехват самолетов противника и завоевание превосходства в воздухе. Для борьбы с воздушными целями должны применяться ракеты «воздух-воздух» разных типов с широким диапазоном характеристик. В зависимости от поставленных задач, особенностей вылета и других факторов, ракеты могут подвешиваться во внутренних отсеках и под крылом.
Боковые грузоотсеки ограниченных размеров предназначаются для размещения ракет малой дальности РВВ-МД. В основных отсеках могут размещаться любые образцы вооружения, включая изделия средней и большой дальности РВВ-СД и РВВ-БД. По известным оценкам, в двух отсеках можно перевозить до 8 ракет РВВ-СД или 6 более крупных и тяжелых РВВ-БД.
Перспективные ракеты "воздух-воздух". На переднем плане изделие РВВ-БД, за ним - РВВ-СД. Фото Vitalykuzmin.net
По всей видимости, номенклатура боеприпасов «воздух-воздух» не ограничивается тремя этими изделиями. Су-57 должен иметь возможность применения всех актуальных ракет, включая достаточно старые образцы. Кроме того, известно о разработке новых вооружений, которые в будущем дополнят и заменят нынешние образцы.
Используя только ракеты известных типов, Су-57 способен атаковать и успешно поражать самолеты и иные воздушные цели в широком диапазоне дальностей. Так, ракеты РВВ-МД разных модификаций позволяют стрелять на 20-40 км, а дальность изделия РВВ-БД заявлена на уровне 400 км. Собственный ПрНК самолета и возможность взаимодействия с другими средствами вооруженных сил позволяют в полной мере реализовать потенциал такого оружия.
«Воздух-поверхность»
Являясь истребителем-бомбардировщиком, Су-57 способен эффективно атаковать наземные цели с использованием ракетного и бомбового вооружения. Известно об интеграции в комплекс вооружений ряда управляемых АСП класса «воздух-поверхность». Вероятно, самолет умеет использовать и неуправляемые системы, причем современный ПрНК должен обеспечивать максимально возможную точность и эффективность.
В открытых источниках сообщалось о способности Су-57 нести управляемые авиабомбы калибром до 1500 кг. Должна присутствовать совместимость с разными средствами наведения.
Ракета "воздух-поверхность" Х-38МЛЭ. Фото Wikimedia Commons
Продолжается развитие ракетных систем. Для современной и перспективной фронтовой авиации разработана ракета «воздух-земля» Х-38 в нескольких модификациях с разными принципами наведения и разными боевыми частями. В недавнем прошлом созданы новые модификации ракеты Х-58 для перевозки во внутренних отсеках. Ожидается появление очередных модификаций существующих ракет и принципиально новых образцов.
Вооружение «воздух-поверхность» существующих типов позволяет самолету Су-57 атаковать разнообразные наземные и надводные цели. В номенклатуру боеприпасов входят АСП, предназначенные для поражения скоплений войск, командных пунктов, различных систем вооружения, радиотехнических комплексов и т.д. Имеются также противокорабельные боеприпасы. Дальность поражения с использованием доступных АСП колеблется от нескольких километров для авиабомб до 200-250 км для ракет последних моделей.
Универсальный комплекс
По понятным причинам, основная часть тактико-технических характеристик и боевых возможностей истребителя Су-57 пока засекречена. Но с определенной регулярностью официально оглашаются те или иные подробности, позволяющие постепенно составлять общую картину. К настоящему времени накоплен достаточный объем открытых данных о комплексе вооружений Су-57, что позволяет делать некоторые выводы.
Су-57 сможет управлять беспилотниками "Охотник", тоже несущими вооружение. Фото Минобороны РФ
Известная номенклатура вооружений позволяет рассматривать Су-57 как полноценный многоцелевой авиационный комплекс, способный решать широкий круг боевых задач. Имеется возможность ведения воздушного боя на любых дистанциях в целях перехвата или завоевания превосходства. Также самолет может атаковать различные наземные и надводные цели. При этом обеспечена возможность одновременной подвески оружия разных классов для одного боевого вылета.
Очевидно, что развитие «Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации» будет продолжаться, в т.ч. за счет разработки и принятия на вооружение новых образцов АСП. Они будут дополнять или заменять существующие вооружения с понятными положительными последствиями для общих боевых возможностей самолета. Кроме того, в обозримом будущем Су-57 будет дополнен тяжелым БПЛА С-70 «Охотник», способным нести вооружение и работать по командам самолета.
Таким образом, серийные Су-57 для строевых частей изначально будут отличаться высочайшим боевым потенциалом, а по мере продолжения службы он будет только расти. К сожалению, новейшие истребители пока не успели дойти до полноценной службы, но уже сейчас понятно, каким окажется будущее этих самолетов и их вооружения.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии