На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • СЭМЭН Иваницкий
    Звериная ярость: ...
  • Сергей Сидоров
    На кол уродов сажать надо. Другого объяснения они не поймут.Звериная ярость: ...
  • Татьяна Ермолова
    Здесь больше вопросов к тем, кто дал им Российское гражданство!!! Вердикт должен быть таким! Всю диаспору из этого го...Звериная ярость: ...

Почему США считают, что они должны сдерживать Россию ("Stratfor", США). «Согласятся» ли НАТО и Россия?

 

Почему США считают, что они должны сдерживать Россию ("Stratfor", США)


В начале холодной войны, в 1946 году, американский дипломат Джордж Кеннан (George F. Kennan) отправил из посольства США в Москве документ, позже названный «длинной телеграммой», в котором он предложил использовать политику сдерживания в отношениях с СССР. Суть этой политики была изложена в анонимной статье, опубликованной в 1947 году в журнале Foreign Affairs. Сдерживание являлось основной стратегией США в отношениях с Советским Союзом вплоть до его распада в 1991 году. В основе политики сдерживания лежала предпосылка о необходимости блокировать и противодействовать Советскому Союзу и его коммунистическим союзникам «тогда и там, где возникает риск приобретения ими влияния».

С тех пор как Кеннан изложил принципы политики сдерживания почти 70 лет назад, многое изменилось. Советского Союза больше нет, глобальное соперничество между капиталистической и коммунистической сверхдержавами завершилось, а Россия отказалась от коммунистической идеологии. Однако изменилось далеко не все. США и Россия снова находятся в состоянии острой дипломатической конфронтации в вопросе границ европейских государств и других вопросах глобальной политики. Эти страны снова возглавляют соперничающие военные блоки, которые в настоящий момент наращивают активность, проводя военные учения и усиливая свои армии. Многие аналитики регулярно задаются вопросом: новая холодная война уже началась?

США никогда по-настоящему не прекращали вести политику сдерживания. Вашингтон ненадолго отложил ее в сторону в 1990-е и в начале 2000-х годов, когда Россия была слишком слабой, и когда не было никакой необходимости ее активно сдерживать. Однако геополитический императив, который лежал в основе политики сдерживания — необходимость предотвратить подъем региональных гегемонов, потенциально способных бросить вызов США — никогда не исчезал, о чем свидетельствует расширение НАТО и Евросоюза. Теперь, когда за последнее десятилетие Россия вновь обрела статус региональной державы, Вашингтон, по всей видимости, все же решил смахнуть пыль, накопившуюся на «длинной телеграмме». При ближайшем рассмотрении текущего кризиса на Украине и того влияния, которое он оказал на соседние с Россией страны, становится ясно, что основные аспекты политики сдерживания Кеннана до сих пор не утратили своей актуальности.

Стратегия сдерживания в Европе

Рассматривая ту стратегию сдерживания, которой США сегодня придерживаются по отношению к России, стоит начать с Украины. Революция в феврале 2014 года, в результате которой тогдашний президент Украины Виктор Янукович лишился своего поста, а на его место пришло прозападное правительство, началась с беспокойства о том, что Россия приобретала слишком большое влияние в этой стране. Это беспокойство возникло не только в отдельных сегментах украинского общества, но и у западных государств, в том числе у США.

В ноябре 2013 года решение Януковича в последний момент отказаться от подписания договора об ассоциации с Евросоюзом и еще больше сблизиться с Россией спровоцировало массовые демонстрации в Киеве, которые три месяца спустя переросли в яростный бунт против правительства Януковича. Хотя в протестах Евромайдана принимали участие в основном рядовые члены украинского общества, поддержка и влияние США стали довольно заметной силой, повлиявшей на вектор развития событий. Американские чиновники, в том числе помощник госсекретаря Виктория Нуланд (Victoria Nuland), даже приехали в Киев, чтобы поддержать протестующих и их лидеров, а американские неправительственные организации оказывали активную помощь демонстрантам — точно так же, как они делали во время оранжевой революции 10 годами ранее.

Россия не скрывала своего недовольства поведением США и Европы в период Евромайдана, называя эту революцию незаконным государственным переворотом, за которым стоит Запад. На этот переворот она ответила аннексией Крыма и поддержкой сепаратистского восстания на востоке Украины, подчеркнув, что это восстание ничем не отличается от массовых протестов в Киеве. Эти действия России заставили США перейти к более жестким методам сдерживания и ввести ряд санкций против нее. Позже, когда Москва ясно дала понять, что она не собирается отступать ни в Крыму, ни на востоке Украины, США одобрили новый раунд санкций против России и увеличили объемы экономической помощи украинскому правительству и военной помощи его службам безопасности. Таким образом, то, что начиналось как политическое сдерживание России на Украине, принявшее форму поддержки смены пророссийского правительства на прозападное, теперь стало включать в себя экономические и военные компоненты сдерживания.

Разумеется, следуя принципам сдерживания (то есть действуя «тогда и там», где то или иное государство может приобрести чрезмерное влияние), США применяли эту стратегию и за пределами Украины. В Центральной и Восточной Европе США настояли на необходимости увеличения численности войск НАТО и частоты проведения ими военных учений в Польше, Румынии и странах Балтии, чтобы удержать Россию от дальнейших военных действий в европейских пограничных зонах. Более того, Пентагон даже увеличил численность своих «полупостоянных» войск в Эстонии, Латвии и Литве. Эти государства испытывают особенную тревогу в связи с агрессией России из-за своего размера, близости к России и многочисленного русскоязычного сообщества, проживающего на их территориях.

В двух соседних с Украиной государствах, в Молдове и Белоруссии, США ведут более завуалированную политику сдерживания. В Молдове Вашингтон поддерживает стремление ее правительства к интеграции с Западом. Кишинев, как и Киев, пытается укрепить политические и экономические связи с Евросоюзом. Однако в политической системе Молдовы значительным влиянием обладают как прозападные, так и пророссийские партии, и это всерьез затрудняет работу с Кишиневом. Тем не менее, США увеличили объемы сотрудничества с Молдовой посредством совместных военных учений, а также уровень поддержки хрупкого проевропейского правительства в попытке помешать России занять господствующие позиции в этой стране.

В Белоруссии на пути к реализации политики сдерживания США сталкиваются с несколько большим числом трудностей, поскольку в экономическом и военном отношении Минск гораздо теснее связан с Россией, будучи членом Евразийского экономического союза и Организации договора о коллективной безопасности. Однако США все же пытаются наладить с Белоруссией экономические отношения. Помимо этого, Вашингтон поддерживает прозападные оппозиционные группы в этой стране, оказывая, таким образом, давление на президента Александра Лукашенко. Лукашенко, несомненно, боится, что его может постигнуть та уже участь, что и Януковича, поэтому Минск взял на себя роль посредника в переговорах по украинскому кризису. Лукашенко хочет показать, что его правительство может быть скорее полезным мостиком между Россией и Западом, чем исключительно верным союзником Москвы.

Стратегия сдерживания в других бывших советских республиках

США ведут свою политику сдерживания не только на западных границах России в Европе, но и на юге и востоке, на Кавказе и в Средней Азии. Грузия является ключевым компонентом американской стратегии в этом регионе, поскольку по сравнению с Украиной и Молдовой она гораздо активнее добивалась интеграции с Западом. Грузия сделала вступление в Евросоюз и НАТО приоритетом своей внешней политики, и, хотя до полного членства в этих блоках ей еще далеко, Тбилиси подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом, а к началу сентября в Грузии откроется центр военной подготовки НАТО. США старались помогать Грузии со времен русско-грузинской войны 2008 года, которая — благодаря быстрой победе России и отсутствию реакции со стороны НАТО — во многих отношениях стала определяющим моментом в процессе возрождения России.

Еще одним элементом американской стратегии сдерживания России стал Азербайджан, что во многом объясняется его огромными запасами энергоресурсов и стратегическим местоположением, поскольку через него проходит «Южный коридор». Американские энергетические компании стали ключевым звеном в запуске проектов по строительству трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, по которым азербайджанская нефть будет поставляться на запад, а Европа в настоящее время снова ведет переговоры с Азербайджаном, рассматривая его как альтернативного поставщика энергоресурсов для таких проектов, как Транскаспийский газопровод. Налаживание отношений с Арменией, на территории которой располагается российская военная база и которая недавно вступила в Евразийский экономический союз, представляет собой достаточно серьезную проблему для США. Однако Вашингтону удалось поспособствовать некоторому прогрессу в переговорах между Арменией и Азербайджаном по вопросу о Нагорном Карабахе. Азербайджан в последнее время стал более активно оспаривать то, как Армения и Россия ведут себя в вопросе решения этого конфликта, а Вашингтон стал принимать более активное дипломатическое участие в процессе переговоров.

В Средней Азии реализация стратегии сдерживания заключает в себе больше сложностей, потому что в этом регионе нет откровенно прозападных государств, а на территории некоторых стран в настоящий момент находятся российские военные. Однако США регулярно проводят совместные учения, направленные на борьбу с распространением наркотиков и терроризмом, в таких странах, как Киргизия и Таджикистан, сохраняя таким образом свое присутствие в этом регионе. США также пытаются убедить традиционно изоляционистский Туркменистан принять участие в реализации Транскаспийского проекта, который существенно поможет Европе снизить ее зависимость от российских энергоресурсов. Казахстан и Узбекистан также рассматриваются в качестве потенциальных участников в подобных энергетических проектах.

Будущее стратегии сдерживания

Хотя американская стратегия сдерживания в значительной степени варьируется в зависимости от страны и субрегиона бывшего Советского Союза, основной принцип остается неизменным: США стремятся ограничить политическое, экономическое и военное влияние России в соседних с ней странах. Как показало временное затишье после окончания холодной войны, интенсивность политики сдерживания также зависит от того, насколько активно и агрессивно Россия ведет себя в тот или иной момент. В настоящее время США очень активно реализуют свою стратегию сдерживания.

Необходимо рассмотреть текущую конфронтацию между Россией и Западом вокруг Украины и других бывших республик Советского Союза. В настоящий момент мы не наблюдаем никаких признаков деэскалации этой конфронтации. На самом деле ряд признаков даже указывает на то, что Россия рассматривает возможность в ближайшем будущем обострить конфликт на Украине или, возможно, в других районах. Если Россия пойдет на эскалацию, США смогут выбирать из множества экономических и военных вариантов, которые включает в себя стратегия сдерживания.

Одним из таких вариантов является увеличение объемов помощи самому уязвимому театру российско-американского противостояния, а именно Украине. США публично заявляли о том, что они рассматривают возможность предоставления смертельного оружия украинским службам безопасности, однако пока они этого не сделали. Эта угроза сама по себе является частью политики сдерживания и одним из основных факторов, удерживающих Россию от открытого военного вторжения на Украину. Однако эскалация со стороны России может превратить эту угрозу в реальность.

Другим вариантом является увеличение масштабов и интенсивности военных учений в таких странах, как государства Балтии или Грузия. Более активная экономическая и политическая поддержка таких энергетических проектов «Южного коридора», как Транскаспийский газопровод, также может служить потенциальной угрозой для экономических и политических позиций России. США уже использовали санкции для того, чтобы сдержать Россию в ее ближнем зарубежье, и у них в запасе есть еще масса возможностей нанести серьезный вред уже ослабленной российской экономике.

Разумеется, США больше не стремятся остановить распространение коммунизма или помешать расширению влияния России в мировом масштабе. Однако тот геополитический императив, который лег в основу американской политики сдерживания — необходимость ограничить возможности России по распространению ее влияния за пределами ее границ — до сих пор актуален и останется таковым еще очень много лет.
 
Автор Юджин Чаусовский (Eugene Chausovsky)

«Согласятся» ли НАТО и Россия?

Представителям НАТО и Москвы нужно срочно собраться и сесть за стол переговоров. И выработать соглашение. Иначе ошибка какого-нибудь натовского или российского военного или незначительный инцидент на границе могут привести к фатальным последствиям. Дабы катастрофы не случилось, западные эксперты и политики предложили создать специальную рабочую группу для переговоров НАТО с Москвой.



Корреспондент «The Wall Street Journal» Джулиан Барнс (Julian E. Barnes) рассказал об инициативе группы общественных деятелей Запада. Эти люди предлагают провести переговоры между Россией и НАТО и найти способы предотвращения возможных военных инцидентов.
 
В среду на текущей неделе, пишет автор, целевая группа, состоящая из бывших российских и западных чиновников, предложила организовать переговоры, направленные на выработку новых соглашений между Организацией Североатлантического договора и Москвой. Цель переговоров — предотвращение инцидентов между военными силами НАТО и России.

Группа бывших чиновников, куда входят, к примеру, бывшие министры иностранных дел Польши и России, предложили организовать диалог между НАТО и Москвой с тем, чтобы выработать обновлённые правила для военных кораблей и военно-воздушных сил.

Среди членов Целевой группы журналист называет Деса Брауна (бывшего британского министра обороны), Игоря Иванова (бывшего министра иностранных дел России), Адама Даниеля Ротфельда (бывшего министра иностранных дел Польши).

Число воздушных перехватов между самолётами альянса и российской авиацией растёт, отмечает автор. Как США, так и Россия активизировали военно-морские учения. Поэтому, согласно докладу целевой группы, необходимо выработать новое соглашение о взаимодействии на море и в воздухе. Иначе что-то может выйти из-под контроля, а это грозит катастрофой.

Что касается Североатлантического альянса, то его члены сомневаются, что Россия согласится на переговоры по существенным вопросам. По крайней мере, последняя подобная рекомендация бывших политиков была чиновниками альянса отклонена.

Но активисты не оставляют своих попыток.

В докладе Целевой группы отмечается, что ситуация чревата возможностью опасного просчёта или несчастного случая, которые могут, в свою очередь, «вызвать дальнейшее ухудшение кризиса или даже породить прямое военное противостояние между Россией и Западом».

Аналитик пишет, что документ был подготовлен бывшими дипломатами при содействии нескольких мозговых трестов, в том числе European Leadership Network. Ранее в этом месяце эта некоммерческая организация опубликовала отчёт, в котором сообщалось: число военных учений НАТО не только не уменьшилось, но выросло. Соответственно возросли и шансы совершения какой-либо ошибки или конфликта в Европе.

Представителям НАТО, отмечает далее журналист, не понравился доклад Целевой группы.

Оана Лунгеску, главный пресс-секретарь альянса, публично заявила, что НАТО работает «прозрачно» и в соответствии с действующими соглашениями. Деятельность НАТО отвечает «и букве, и духу».

По её мнению, военный диалог с Москвой должен быть «улицей с двусторонним движением».

Также она, воспользовавшись возможностью, обвинила Россию в игнорировании международного права в Украине, Грузии и других странах.

«У России и сейчас есть много инструментов, чтобы избежать случайного конфликта, уменьшить напряжённость и повысить прозрачность, начиная с контроля над вооружениями и оканчивая соглашениями о добровольных мерах», — заявила она.

Лунгеску считает, что Москве следует в первую очередь сосредоточиться на реализации существующих обязательств, а инструменты для этого «уже имеются».

Автор напоминает, что во времена холодной войны, в 1972 году, США и Советский Союз заключили соответствующее соглашение, направленное на предотвращение инцидентов на море.

По мнению участников Целевой группы, новое соглашение необходимо выработать из-за роста в настоящее время масштабов военных действий в Европе. Более широкое соглашение должно охватить все государства НАТО, а также партнёров альянса — Финляндию и Швецию.

К этому надо кое-что добавить.

Последняя обзорная встреча представителей России и США по рассмотрению выполнения межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним, подписанное между США и СССР в 1972 году, прошла 10 июня 2015 г. Об этом информирует американское посольство в России.

Как указывается в пресс-релизе, в этот день состоялась ежегодная встреча делегаций ВМС США и ВМФ России по рассмотрению выполнения межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (INCSEA). Встреча прошла на базе ВМС США в Каподикино (Италия).

Эти ежегодные встречи, отмечается в документе, служат площадкой для профессионального обсуждения соблюдения соглашения. Также обзорные встречи посвящены предупреждению инцидентов и столкновений на море между американскими и российскими военными кораблями и самолётами.

Предыдущая встреча прошла 13-14 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге.

Тем не менее, Целевая группа, добавим от себя, неспроста настаивает на новом соглашении — очевидно, более широком и отвечающем современным реалиям. Радио «Свобода» со ссылкой на мозговой центр из Лондона сообщает, что зафиксировано уже 66 «тесных военных столкновений» между российскими и натовскими силами, а также между Россией и нейтральной Швецией и Финляндией.

Обозревал и комментировал Олег Чувакин 
— специально для topwar.ru

Картина дня

наверх