Эта шкатулка (реликварий), предназначенная для хранения священных реликвий, является прекрасным примером творений лиможских мастеров на пике их искусства. Фото musee-moyenage.fr
Воспоминанья о Клюни.
Оплот любви, надежды, веры,
Он освящал Бургундский край,
И стал для Франции примером
Пути земного в вечный рай.
Немало сирых и голимых,
Вождей ретивых, коих рать,
Для целей подлинных и мнимых
Готовы подлость совершать.
Конвент французский просвещённый
Такой закон сумел издать,
Чтоб с пылом душ революционных
Собор на камень распродать.
Валерий Дудаков
Оплот любви, надежды, веры,
Он освящал Бургундский край,
И стал для Франции примером
Пути земного в вечный рай.
Немало сирых и голимых,
Вождей ретивых, коих рать,
Для целей подлинных и мнимых
Готовы подлость совершать.
Конвент французский просвещённый
Такой закон сумел издать,
Чтоб с пылом душ революционных
Собор на камень распродать.
Валерий Дудаков
История Средних веков. И вот мы вновь в Музее Клюни, где прошлое сливается с настоящим и где всего так много, что… просто разбегаются глаза. Для лучшего, так сказать, усвоения материала сначала немного теории.
Считается, что Средневековье – это одна сплошная готика. Но это неверно. Ещё в 1818 году Шарль де Жервиль для описания искусства после распада империи Каролингов, но до возникновения готики ввел в научный оборот термин «романская (т. е. римская) культура». От более позднего готического она отличалась большим лаконизмом, её здания довольно приземлены и монументальны, а изображения просты и целиком сосредоточены на повествовании. Именно в этот период истории реликварии и различные другие религиозные артефакты перестали хранить в склепах, а стали выставлять для всеобщего обозрения на алтарях в церквях.
В Клюни выставлено множество артефактов эпохи романского искусства, как из самой Франции, так и из сопредельных ей стран. Это резные капители колонн и многочисленные статуи святых, широко представленные в музее.
Статуи-колонны были впервые установлены в проемах порталов на западном фасаде Сен-Дени. В этом ансамбле, созданном по указанию аббата Сугерия и завершенном в 1140 году, были представлены пророки и цари из Ветхого Завета. Разрушенный в 1771 году, он был известен только по рисункам, но, по счастью, от этих статуй сохранилось шесть голов, оказавшихся разбросанными между Музеем Клюни и американскими музеями. В Клюни находится голова царицы Савской с заплетенными волосами и короной, украшенной кабошонами. Подчеркнем, что эту статую-колонну изготовили в XII веке. Фото musee-moyenage.fr
А это всевозможные мадонны – большие и маленькие, они были обязательным атрибутом любой католической молельни, будь то большой городской собор или маленькая замковая часовня. Фото автора
Эмали
Но особенно много здесь знаменитых лиможских эмалей, распространившихся во Франции между серединой XII и концом XIII вв. Причина проста – людям хотелось красоты, чего-то яркого и нарядного, но при этом не столь дорогого, как золото и серебро. Между тем наряду с витражами именно эмальерное искусство как раз и дает сочные и яркие цвета и свет. Изделия из Лиможа позволяли быстро и относительно с небольшими затратами украсить приходские церкви крестами и реликвариями, кроме того, техника перегородчатой эмали очень подходит для изображения догматических образов, а также для повествований из жизни Христа или святых.
Реликварий со сценой убиения епископа Томаса Бекета. около 1190–1200 г. Лимож. Паленсия, королевство Леон, Испания. Фото musee-moyenage.fr
Ещё один реликварий с той же сценой. Лимож, первая четверть XIII в. Фото musee-moyenage.fr
Понравились лиможские работы и в Ватикане. Так, в начале XIII века папа Иннокентий III приказал поставить в аббатстве Сен-Пьере в Риме лиможскую ограду. В 1229 году было разрешено использование выемчатой эмали для украшения священных сосудов, а поскольку церквей в Европе было очень много, им требовалось и много сосудов.
Но были и лиможские эмали светского содержания. Например, вот это панно: «Охотник с соколом». Фото musee-moyenage.fr
Другой причиной была доступность материалов для выемчатой эмали и их относительная дешевизна. Ведь основой любого изделия была медь, а эмалями являлось толченое разноцветное стекло, окрашенное при помощи добавления оксидов металлов. Ну а поскольку у меди коэффициент расширения близок к стеклу, получается, что эмаль на изделии остывает вместе с медной основой и потому хорошо сцепляется с металлом.
О готике
Теперь о готике, которая пришла в Европу на смену эпохе романского искусства.
Датой рождения нового готического стиля считается 14 июля 1140 года. Именно в тот день было начато обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королям в эпоху Меровингов. Несущие балки и арки сделали тоньше, чтобы больше места освободилось для окон, а в сами окна начали вставлять витражи большого формата.
Сент-Шапель как раз очень наглядно показывает специфику готического стиля с его величественными и красивыми витражами, высокими потолками и оконными проемами, уходящими ввысь. В частности, Сент-Шапель имеет 15 оконных проемов высотой 50 футов, которые создают иллюзию, что посетитель собора буквально купается в льющемся через них свете.
Витраж периода ранней готики, около 1220 г., старинная церковь Варенн-Жарси, Иль-де-Франс. Фото musee-moyenage.fr
В Музее Клюни находится одна из самых обширных коллекций средневековых витражей во Франции, не считая, конечно, тех, что находятся в окнах её соборов. В неё входят 230 панно, витражных медальонов и их фрагментов с XII по XIV век. Сент-Шапель тоже пожертвовал Клюни ряд панелей из своих великолепных витражей, включая и ту, где изображены Давид и Саул.
«Давид и Саул». XV век (использованы некоторые элементы XIII века). От Сент-Шапель в Париже. Фото musee-moyenage.fr
В эпоху готики XII век стал периодом экспериментов, когда живописцы и архитекторы только ещё пробовали свои силы на этом новом пути и отходили от прежних канонов. Но уже XIII и XIV века все в том же Париже демонстрируют нам художественную зрелость новой эпохи. Именно в это время резко возрастает спрос на предметы нерелигиозного искусства.
Теперь в парижском искусстве доминируют две темы: просыпается интерес к античности и начинается подражание её образцам, а ещё растёт внимание к окружающей человека природе. Около 1260 года создается статуя Адама, изображающая его обнаженным, но прикрытым листьями небольшого деревца – явное подражание античным статуям.
Вот он какой – Адам из Музея Клюни. Фото musee-moyenage.fr
Роза
Период XIV–XV вв. – это время, когда городская элита начала богатеть. Что стимулировало рост художественного производства. Люди стали заказывать предметы искусства для повседневной жизни, включая резную мебель, прекрасные гобелены, поливную керамику, игровые фигурки из кости и т. д. Париж становится столицей роскоши во всем. Художники тоже начали свои работы подписывать, анонимность их больше не устраивала.
Но и церковь отставать не желала. Каждый год в четвертое воскресенье Великого поста папа преподносил золотую розу одному из своих верующих, чье благочестие он хотел подчеркнуть, а также вознаградить за его услуги. Роза была без шипов, как и те, что благоухали в раю, была символом Страстей Христовых и Его Воскресения.
И одна такая роза из сокровищницы Базельского собора в коллекции Музея Клюни есть. Выполнена она с большим изяществом: стебли, закрученные друг на друга узкими лентами, и цветы, сделанные из наложенных друг на друга лепестков, вырезаны из тонкого сусального золота. Иоанн XXII заказал её в 1330 году и подарил графу Невшательскому Родольфу де Нидау, который поддержал Папу в его борьбе против императора Людовика Баварского. Она была идентифицирована по его гербу, присутствующему на эмалированном щите, который граф из кичливости добавил к своей розе.
«Роза Иоанна». Фото musee-moyenage.fr
Имя художника было установлено благодаря папским свидетельствам: это сиенский ювелир Минуккио, работавший в Авиньоне с 1327 по 1347 год. На сегодня эта работа является старейшей сохранившейся золотой папской розой.
Ещё одна скульптура эпохи готики: «Мадонна с младенцем». Созданная в XIV веке, эта Богородица с младенцем впоследствии претерпела некоторые «усовершенствования». Так, на неё была нанесена позолота и добавлена новая корона. Изначально она держала в правой руке скипетр. На задней стороне бюста сделана прямоугольная полость, которая, скорее всего, использовалась как тайник. Фото musee-moyenage.fr
Есть в собрании Музея Клюни и уникальное пособие по боевым искусствам позднего Средневековья. В этой незаконченной рукописи, написанной между 1490 и 1500 годами, собрано множество приемов обращения с оружием, в том числе и знаменитого немецкого мастера Иоганна Лихтенауэра. Причем подобные книги были важными, если не обязательными, пособиями для молодых принцев из высшей средневековой знати. Каких только видов оружия и приемов борьбы с ним здесь не собрано!
Поединок на двуручных мечах. Фото musee-moyenage.fr
Судебный поединок между мужчиной и женщиной. Сила мужчины уравнивалась тем, что он находился в яме. К тому же оружие женщины было длиннее, чем у мужчины. Фото musee-moyenage.fr
Ещё один судебный поединок «до первой крови». Именно поэтому сражающиеся так мало прикрыты. Фото musee-moyenage.fr
А всего в этом «пособии» триста пятьдесят восемь цветных иллюстраций (!), изображающих основы боя, как голыми руками, так и вооруженными. Однако текст не был скопирован в верхние разделы страниц, которые для этой цели были оставлены пустыми, и так пустыми и оставшиеся. Оружие (мечи, кинжалы, щиты) фигурирует в различных местах этой рукописи, и оно также хранится в Музее Клюни. Однако во время нашего посещения музея они не экспонировались.
Но самое интересное, что рост благосостояния парижан почему-то особенно заметно проявился в росте спроса на… гобелены! Их в Музее Клюни несколько, но самыми известными, конечно, являются шесть гобеленов «Дама с единорогом». Это ещё одна уникальная для нас «памятка» из той далекой эпохи, и мы непременно расскажем о них более подробно в следующий раз…
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии