
Календарь с портретом наследника-цесаревича Алексея в бескозырке матроса царской яхты «Штандарт»
Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего;
Второзаконие, 16:13
Второзаконие, 16:13
Документы истории. У нас нередко пишут о тяжелой доле рабочих и крестьян при царизме, и она у них действительно была нелегкой, особенно с нашей точки зрения. Но жизнь в то время сильно отличалась от нашей. И были в ней моменты, нам не очень понятные. Например, я еще мальчишкой много раз смотрел кинофильм «Александр Невский» и был от него в полном восторге. Затем заметил в нем несколько несоответствий в оружии и доспехах. И лишь в самом конце заметил главное несоответствие фильма историческим реалиям. В нем Александр ни разу не перекрестился, даже входя в избу, он лба на иконы в красном углу не перекрестил. Понятно, почему так: фильм снимался в 1938 году, когда религия в СССР была не в чести, вот так поэтому его и сняли. А по идее он должен был бы божиться довольно часто. Князь ведь! Но многим ли бросалось в глаза это несоответствие?
Вот и тяжело положение тех же крестьян и рабочих в реалиях той жизни имело свою специфику. Например, перед реформой 1861 года жизнь у крестьян в России была такова, что они больше отдыхали, чем работали, из-за наличия великого множества праздничных дней, работать во время которых запрещалось, равно как и в воскресные дни. Количество последних в году, понятно, вырасти не могло. Совсем не так дело обстояло с праздниками.
И вот примеры: в 1902 году нерабочих дней было 258, праздничных из них — 123! У американских фермеров было иначе — 68 против 135. И если бы те деньги, что в праздники тратились на пьянство, шли бы на хозяйство, то Российская империя в считанные годы стала бы страной с передовым сельским хозяйством! Но сделать этого было нельзя. Уж слишком важное место в бюджете Империи занимали доходы от продажи водки!

Обложка интересного документа

А это из него страница: доходы от пьянства!
Вред праздников был очевиден. Так, в 1868 году один из высокопоставленных чиновников Министерства финансов Ю.А. Гагемейстер, уйдя в отставку, подал «наверх» доклад по развитию русской промышленности, где поистине огромное число праздников и нерабочих дней было названо причиной повального пьянства. Далее он писал, что Россия Германию не догонит, так как у нас рабочих дней 240, а в Германии 300. «Большая часть фабричных переходит постоянно от одного рода занятия к другому, не совершенствуясь ни в одном». Да еще и на работу приходят после пьянки далеко не в лучшем виде, что является причиной массового травматизма.
В стране медленно, но верно развивался капитализм, и вот в 1909 году целая группа членов Государственного совета Российской империи, числом ровно 35, подала опять же на Высочайшее имя «записку» о сокращении числа праздничных дней. В ней они писали:
Вопрос о сокращении числа праздничных дней, …среди подписавших представляемую записку членов Государственного Совета, неоднократно привлекал к себе внимание государственной власти и служил предметом обсуждения как правительственных учреждений, так равно и различных обществ, комитетов и съездов. Еще в 1867 году Святейший Синод обсуждал возбужденный со стороны гражданского ведомства вопрос о том, «не следует ли сократить настоящее число праздничных дней и какие сокращения по сей части могли бы быть сделаны». При этом Святейший Синод признал желательным ограничение числа тех особенных празднований, кроме храмовых, которые «в непомерном множестве совершаются в селениях и деревнях вследствие разного рода причин».

Табель-календарь
Кстати, борьба с «пьяными днями» нашла свое отражение и в «Своде уставов о предупреждении и пресечении преступлений» 1890 года, где появился раздел, указывавший, сколько праздников в Российской империи обязательны для ее подданных:
«Праздничные дни, в кои присутственные места свободны от занятий (исключая чрезвычайных случаев и нижних полицейских чинов, кои никогда не оставляют отправления должностей и службы относительно общей тишины и безопасности), а училища от учения, суть, кроме воскресных дней, следующие: 1) в январе числа (по старому стилю) первое и шестое, в феврале второе, в марте двадцать пятое, в мае девятое, в июне двадцать девятое, в августе шестое, пятнадцатое, двадцать девятое, в сентябре восьмое, четырнадцатое, двадцать шестое, в октябре первое, двадцать второе, в ноябре двадцать первое, в декабре шестое, двадцать пятое, двадцать шестое, двадцать седьмое; 2) те числа, в которые празднуются дни рождения и тезоименитства Государя Императора и Государыни Императрицы, день тезоименитства Государя Наследника, день восшествия на престол, день коронования и 3) те числа, в которые бывают пяток и суббота Сырной недели, четверток, пяток и суббота Страстной недели, Пасхальная (светлая) неделя вся, день Вознесения Господня и второй день праздника (понедельник) дня Сошествия Св. Духа».
После этого в России законным образом можно было не работать 91 день в году. Существовавший запрет на казенную работу на заводах и фабриках по воскресеньям и в праздничные дни тоже отменили, а в 1897 году фабричным рабочим убавили и количество дней отдыха. Стало оно меньше на 26 дней, фактически на месяц, так что российские мастеровые вполне справедливо считали себя самыми обездоленными людьми в России. А вот всех остальных подданных империи это не коснулось, и они как ничего не делали в так называемые местные и прочие праздники, так и продолжали. Многие отдыхали даже в… полковые праздники, отмечавшиеся не только солдатами и офицерами полка, но и всеми его ветеранами. Был свой праздник и у каждого ордена в России, и все им награжденные его отмечали.
В общем, согласно «записке» членов Государственного совета, крестьяне больше всех других сословий праздновали и пили, от чего непоправимый ущерб наносили как самим себе, так и своему государству.
«Кроме перечисленных 91 дня законных праздников, у нас существуют еще местные праздники, установленные в память различных событий, имеющих значение для данной местности, а также храмовые, престольные и различные особенные праздники, почитаемые в селах. Многие из этих праздников не имеют никакого основания в церковном уставе, а иные из них прямо являются остатком и переживанием языческих верований.
Празднуются дни, посвященные памяти различных святых, мелкие церковные праздники, наконец, вторые дни таких праздников, именуемые «отданием праздника». Нередко также празднуются по несколько дней подряд престольные праздники, причем в некоторых селах их бывает по 2 и по 3. При таких условиях в сельских местностях Империи, а отчасти и в городах, число праздников значительно возрастает. В среднем русское население празднует от 100 до 120 дней в году, а в некоторых местностях и до 150 дней. …Следовательно, один нерабочий день приходится на 3,5 рабочих дня. Такое положение представляется уже совершенно нетерпимым.
Если обратиться к законодательствам и обычаям различных стран Западной Европы, то количество существующих у нас праздников по сравнению с установленным там представляется особенно высоким. В Германии и Швейцарии насчитывается 60 праздничных дней, включая сюда и воскресенья, в Англии – 58 праздников, во Франции – 56. Только Испания и Италия могут быть сравниваемы с Россией в этом отношении, так как количество праздников в этих странах доходит до 100 в год».
Государственные мужи в итоге столь большое количество «безработных» дней в году посчитали пагубным для страны и хозяйства.
«В особенности страдает от чрезмерного обилия праздников наша сельскохозяйственная промышленность. Во-первых, лица, занятые в промышленности этого рода, главным образом наше крестьянство, празднуют больше, чем другие классы населения. Во-вторых, вследствие климатических условий нашей страны время, пригодное для полевых работ, у нас короче, нежели где-либо в Западной Европе. Министерство земледелия и государственных имуществ определяет пригодное для полевых работ время в среднем в 183 дня, а для северной и средней России в 160-150 дней. При этом в силу тех же климатических условий уборка хлеба должна у нас производиться крайне спешно, иногда в течение нескольких дней, так как в противном случае хлеб может перезреть и осыпаться или же пострадать от дождя.
При таких условиях приходится особенно дорожить временем, избегая празднований, а между тем именно на период времени полевых работ падает у нас наибольшее число праздников. По данным Министерства земледелия и государственных имуществ, на время с 1 апреля по 1 октября приходится 74–77 дней, почитаемых в наших деревнях праздниками, т. е. почти половина времени, пригодного для полевых работ, должна проводиться, по укоренившемуся мнению, в праздности и отдыхе от труда. Если прибавить к этому, что праздники в летнее время следуют один за другим с самыми незначительными перерывами, то становится совершенно понятным, почему сельские хозяева видят в их обилии одно из существенных зол нашей сельскохозяйственной промышленности».
Читаем документ далее:
«Не менее страдает от обилия праздников и фабрично-заводская промышленность, и торговля. Экономический оборот в праздничные дни приостанавливается. Бездействуют биржа и почта, прекращаются кредитные операции, так как банки и другие кредитные учреждения бывают закрыты. Перевозимые товары остаются невыгруженными, что вынуждает хозяев нести расходы по их хранению на железных дорогах. Последнее обстоятельство при нередких у нас залежах товаров на станциях приобретает особое значение, и в нашей железнодорожной практике был пример, когда управляющий дороги вынужден был обратиться к местной высшей духовной власти, прося у нее разъяснения, что население может, не боясь греха, производить нагрузку и выгрузку товаров не только в будние, но и в праздничные дни, когда это признается необходимым!»
«Большое число праздников отражается и на деятельности присутственных мест, а также без нужды сокращает учебное время, которое у нас значительно короче, нежели в странах Западной Европы. Таковы в кратких чертах материальные невыгоды чрезмерного количества праздников, но думается, что обилие их, соединенное с воззрением на праздники как на дни, в которые всякий труд почитается грехом, наносит и значительный моральный вред населению, приучая его к праздности и лености и делая менее энергичным и активным. При этом следует упомянуть еще и о том, что праздники у нас обычно сопровождаются разгулом и пьянством, печальные картины которых можно наблюдать как в городах, так и в селах. Таким образом, христианская идея празднования великих событий в жизни нашей Церкви совершенно искажается, а страна несет материальный и нравственный ущерб».
Праздники в царской России были сродни… стихийным бедствиям:
«Средняя производительность одного рабочего дня в России оценивается в настоящее время суммою около 50.000.000 руб. Работая в общем на 40 дней в году менее, чем, например, соседняя нам Германия, отечество наше производит ежегодно на 2 миллиарда меньше, чем его международные конкуренты, и принуждено ограждать свой труд высокими таможенными пошлинами. В результате же все-таки постоянно отстает в промышленном развитии от народов Западной Европы и Америки».
Все 35 членов Государственного совета были единодушны в том, что вопрос повышения интенсивности товарного производства в стране нельзя решить без решения вопроса о праздниках. Нужно было в законодательном порядке установить, чтобы все граждане России имели бы столько же времени на отдых, сколько и… фабрично-заводские рабочие. То есть предлагали равенство всех сословий перед законом. А еще авторы записки и вовсе покусились на святое: дни чествования членов царской фамилии предлагали перенести на воскресные. А написали они об этом так:
«Относясь с глубоким уважением к так называемым Царственным торжествам, посвященным воспоминаниям важных событий в жизни Монарха и Его Семьи, нельзя не отметить, что количество дней этих также чрезмерно. В настоящее время их 7. Любовь народа к своему Монарху и преданность царствующей династии нисколько не подрывались бы, если бы дни эти были посвящены не безделью, а производительному для государства труду на благо Царя и Отечества. Исключение могло бы быть сделано лишь для высокоторжественного дня тезоименитства Государя Императора, когда особенно подобает вознести Господу Богу молитву о здравии и долгоденствии Монарха. Кроме того, могли бы быть посвящены труду и празднуемые ныне дни чествования различных святых (Николая, Петра и Павла, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова, Казанской Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы), а также и некоторые из двунадесятых праздников (Рождество Богородицы, Введение во храм, Воздвижение Креста Господня). Всё это сократило бы число официально празднуемых дней в году на 28, т. е. наш закон знал бы 63 праздничных дня, считая и воскресенья, – число, близко подходящее к количеству праздников в странах Западной Европы».

Календарь 1926 года
И чем же закончилась эта история? А вот чем: с амвонов церквей эти 35 членов совета поименно подвергались поношению, в газетах «вероотступников» ругали последними словами. Епископ Вологодский и Тотемский Никон в «Церковных ведомостях», например, разразился статьей о том, что в «царские дни» празднества отменить невозможно:
«Дни эти имеют высокое патриотическое значение, особенно в школах, войсках и присутственных местах. Они установляются Государственною властью и благословляются Церковью. Церковь составила для дней Восшествия на престол Государя Императора и священного миропомазания Его (коронации) особые молебны, трогательные молитвы, установила целодневный звон; она придает этим дням как бы блеск светлых дней Пасхи: ужели государство зачеркнет их в табели, сделает буднями? Церковь дает понять, что день Восшествия на престол Государя есть воспоминание великой милости Божией осиротевшему народу, а Его миропомазание есть обручение Его с народом, освящение Его Духом Божиим в священном таинстве, ниспослание Ему тех Даров Духа Божия, которые дают Ему силы быть Самодержцем по образу Божия Вседержительства. И эти-то столь знаменательные в жизни народа дни предполагается исключить из числа праздников! Пощадите же народное сердце, любящее своих Монархов; не отнимайте у народа дня, посвященного торжеству в честь нашего Богом возлюбленного Самодержца яко Помазанника Божия!» Причем особенно неистовствовали приходские батюшки на местах, которым в деревнях на все праздники несли кто кусок сала, кто пяток яичек – а всё был хлеб, праздников-то много!
А вот что об этом же писала черносотенная газета «Русское знамя» в 1909 году писала:
«Недавно в петербургских еврейских газетах было сообщено интервью с министром торговли г. Тимирязевым о сокращении православных праздников в России. По этому поводу министр высказал свои "торговые" соображения в таком виде, что праздники ему мешают развивать русскую торговлю в той степени, чтобы она была приятна в тех доходных статьях государства, которые составляют его первую скрипку в наших балансах, и что пьянство благодаря праздникам доводит Россию до ее полного банкротства и народ наш идет к неизбежной своей гибели... Это очень старая политика русских инородцев-бюрократов — запугивать Россию ее близким банкротством и тем, что она будет продана с молотка иностранцам за долги. Но кому же мы обязаны тем, что русский народ теперь стал нищим, что ему грозит сума или тюрьма за его долги, как не самим нашим бюрократам?..»
Ну а как на «записку 35» прореагировал император Николай II? Он переслал ее в Совет министров на предмет рассмотрения, где ее рассматривали вплоть до лета 1910 года и выдали вот такой ответ:
«Соответствующий вопрос неоднократно обсуждался как духовными, так и гражданскими властями, ибо неблагоприятное влияние чрезмерного количества нерабочих дней на культурное и хозяйственное развитие России не может быть отрицаемо. Сообразно с сим Правительство уже делало попытки к уменьшению, хотя бы до некоторой степени, проистекающего отсюда вреда, причем принятые им в этом направлении меры клонились, однако же, лишь к устранению в законодательстве всяких препон к добровольному труду в праздничные дни. Принятие в этом направлении иных, более решительных мер, по мнению Совета Министров, за исключением Министра Торговли и Промышленности, присоединившегося к основной мысли 35 членов Государственного Совета о сокращении числа дней, в кои присутственные места и учебные заведения свободны от занятий, представляется и ныне практически едва ли возможным, так как испокон века сложившийся уклад рабочей жизни народа с трудом поддается воздействию законодательных постановлений; притом же в данном деле, близко затрагивающем область религиозных верований, понятий и привычек русского народа, государственная власть должна быть сугубо осторожною в установлении каких-либо обязательных предписаний и правил в законодательном порядке. Да, в сущности, все такого рода предписания и правила в этой области бездейственны».
Ну а вывод? Он таков: в революционных событиях 1917 года очень во многом виновата именно православная церковь, явным образом тормозившая экономику страны. И перевод её в СССР на рельсы интенсификации, и коллективизация сельского хозяйства были необходимы и имели перед собой цель экстенсивный и тупиковый путь в развитии страны заменить на другой, более передовой и эффективный. Причем упрямство священнослужителей, призывавших анафему на головы большевиков и не желавших понимать целей и задач строительства нового общества, в итоге привело к гибели их самих, причем во множестве. Всё прямо по Писанию: «Не ведали они, что творят» и на что этим самым обрекают и себя, и свои семьи!
Свежие комментарии