Не имеющий аналогов
Если погрузиться в краткую историю спецоперации, то тема использования БМПТ «Терминатор» занимает в ней особое место. Куда ни глянь, льются реляции об уникальной приспособленности машины к реалиям СВО. Вот лишь несколько примеров: «Возвращение «Терминатора»: БМПТ-2 пригодились в зоне спецоперации», «Востребована в штурмовых действиях»: чем уникальна российская боевая машина «Терминатор» и «Универсальный солдат из будущего».
Пожалуй, единственный, кто высказал сомнения в эффективности БМПТ, был главред издания «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Но его доводы потонули в море оптимизма относительно боевых возможностей «Терминатора». Между тем факты скорее подтверждают скептицизм военного эксперта.
По имеющим открытым данным, единственными эксплуатантами боевых машин так и остались военные из 90-й танковой дивизии. Рота БМПТ данной дивизии получила боевое крещение под Лисичанском в 2022 году, где неплохо себя проявила. Далее наблюдаются фрагментарное использование «Терминаторов». Причем, настолько фрагментарное, что о машине в СМИ стали забывать. Между тем проблема боевого применения машины поддержки танков едва ли не самая интересная в бронетанковой истории СВО.
Но обо всем по порядку.
Для начала стоит вспомнить, зачем и когда появилась концепция БМПТ. Идея принадлежит ученым из Военной академии бронетанковых войск им. Р. Я. Малиновского (ВА БТВТ), которые в 80-е годы прошлого столетия обобщили богатый опыт Афганской кампании. Танкам требовалась машина, способная эффективно бороться с танкоопасной пехотой. Для того времени наиболее приспособленной для такой задачи оказалась ЗСУ-23-4 «Шилка» или по-афгански «Шайтан-арба». Большие углы подъема счетверенной пушечной установки позволяли успешно поражать душманов в горных ущельях.
Показательна история с БМП-2, которой с рождения привили возможность стрельбы из орудия 2А42 по воздушным целям. Для этого угол подъема 30-мм пушки составляет целых 75 градусов. Неизвестно, сбивала ли БМП-2 в реальном бою хотя бы зависший вертолет, но в ущельях Афганистана бонусы с большими углами вертикального наведения оказались очень кстати. Нежданно-негаданно, как говорится.
Все указанные средства борьбы с пехотой обладали одним недостатком – слабым бронированием. БМПТ должна была компенсировать эту проблему и действовать в одном строю с танками, не опасаясь прилета снарядов. «Терминатор» впервые апробировали в боевых условиях в 2017 году в Сирии, а спустя год изделие приняли на вооружение Российской Армии. Но массового распространения первая в мире серийная БМПТ так и не получила. Несмотря на очень лестные отзывы в СМИ.
Эффект испуга
Правило очень просто – если техника на СВО востребована, то отечественный ВПК сделает все для организации массового производства. Т-90М, Т-80БВМ и Т-72Б3, хотя и дорабатываются по ходу дела, выпускаются большой серией. Аналогичная ситуация с БМП-3 и модернизированными версиями БМП-2. Часть изделий выпускается с нуля, часть восстанавливается с хранения. А новостей об отправленных из Нижнего Тагила эшелонах с «Терминаторами-2» все нет. Не было в 2022 году, в 2023 году и, вероятнее всего, не дождемся в 2024.
В чем же проблема?
Сразу надо определиться, что в качестве машины огневой поддержки танков «Терминатор» подходит неплохо. В теории, разумеется. Пара автоматических пушек, два гранатомета АГС-17, четыре ПТУР «Атака», и все это в танковом корпусе. БМПТ действительно может огорошить противника шквалом огня и стали. В книге «Уральский вагоностроительный завод. 80 лет. Библиотека Танкпрома» Сергей Устьянцев пишет:
«Даже на испытаниях при одновременной стрельбе из всего вооружения БМПТ по целям, расположенным на разной дальности и под разными курсовыми углами, наблюдался «эффект испуга» вследствие непрерывной стрельбы и высокого темпа подавления и поражения целей по всей ширине полосы решения огневой задачи. Этим и объясняется неофициальное название «Терминатор», что практически соответствует назначению машины».
Но на этом позитивные новости о БМПТ заканчиваются.
На СВО танки в атаку стали ходить нечасто – таково веление времени. В большинстве случаев танк превратился в мощную и дальнобойную снайперскую винтовку, которой поддержка тяжелого истребителя пехоты без надобности. Кто бы от FPV-дронов прикрыл.
Что представляют собой танки, решившиеся на штурмовые действия, отлично известно из новостных сводок. Хочешь жить – умей защищаться решетками, цепями, сетями и листовым железом. Аналогичным образом можно «омангалить» и БМПТ, но тогда экипаж не сможет выполнять свою основную функцию – искать и уничтожать пехоту противника. Именно поэтому «Терминаторы» в зоне СВО довольствуются совершенно символическими козырьками над боевым отделением.
Высока уязвимость комплекса вооружений машины от FVP-дронов. Противник не стесняется атаковать бронетехнику 5–10 ударными БПЛА, но у танка основное орудие размещено в забронированном объеме. В отличие от «Терминатора», это позволяет до определенного момента сохранять боеспособность.
Вопрос цены платформы «Терминатор» также играет не в пользу бронемашины. Точных данных нет, но по косвенной информации БПМТ всего на 15–20 процентов дешевле танка Т-90 и очень близка по стоимости с машинами семейства Т-72 и Т-80. В Нижнем Тагиле и Омске активно восстанавливают технику с хранения, что дополнительно и вполне заметно снижает затраты. С БМПТ такой фокус не пройдет – бронекорпус требует основательной переделки.
Если сравнивать в лоб огневую мощь «Терминатора» и основного боевого танка, то все складывается не в пользу первой. Танк универсален – за это его любят. А БМПТ сейчас в полной мере даже танк защитить не может. У машины нет действенного способа поиска расчетов ПТУР, расположенных на удалении в несколько километров от опекаемого танка.
Кроме четырех противотанковых ракет, машине нечем разрушить здание, в котором укрылись гранатометчики или операторы FPV-дронов. От главной угрозы современного танка – ударных БПЛА, «Терминатор» вообще никак не защищается. Разве что, привлекает больше внимания. Да и пехотинец сейчас стал не чета бойцам 80–90-х годов. Броня 6-го уровня защиты, противоосколочные очки, кевлар и титан – все это несколько снизило убойное действие 30-мм орудия и бортовых гранатометов «Терминатора».
Как справедливо выразился на этот счет Виктор Мураховский, БМПТ теперь не поражает живую силу, а лишь подавляет. Не дает высунуться из окопа и укрытия. Тоже неплохо, но стоит ли ради этого городить такую сложную и дорогую машину.
Не забываем про экипаж, состоящий из пяти человек. Помимо механика-водителя, командира и наводчика, добавилась пара операторов автоматических гранатометов. В случае фатального поражения БМПТ может стать братской могилой сразу для пятерых танкистов.
Разумеется, двух гранатометчиков вообще в бой можно не брать. Примерно, как во времена Великой Отечественной, командиры Т-34 иногда щадили и не брали в атаку радистов, так и гранатометчиков можно оставлять на позиции. Но в чем тогда смысл БМПТ, если не используется весь потенциал машины?
Пять членов экипажа «Терминатора» – это еще и расточительно. Представим, что у командира есть пятнадцать бойцов. Что лучше – обучить и сформировать пять танковых экипажей или три экипажа для БМПТ? Вопрос риторический.
Определенный смысл на поле боя имела бы БМПТ, оснащенная десантным отделением. Штурмы сейчас происходят преимущественно живой силой при удаленной огневой поддержке танков и артиллерии.
Если бы «Терминатор» мог подбросить к линии окопов противника пять-шесть штурмовиков, поливая все вокруг свинцом, цены бы ему не было. Но он не может, отчего от спецоперации БМПТ фактически отстранили.
Свежие комментарии