Гроза Ладоги
Ладожское озеро – крупнейший пресноводный водоём в Европе – почти море! По крайней мере, в плане волнения: штили здесь редкость, а вот шторма с резким усилением ветра до 20–30 метров в секунду, напротив – частое явление. Во время войны по Ладоге проходила «Дорога жизни» – единственный путь снабжения блокадного Ленинграда. Само собой, для защиты дороги была создана Ладожская военная флотилия...
Точнее, создана она была ещё в Финскую войну: на 1939 год по Ладоге проходила граница между СССР и Финляндией. Поэтому задач для моряков-балтийцев на озере хватало: высадка своих десантов, недопущение – вражеских, заброска разведгрупп, уничтожение береговых батарей... Поскольку по результатам мирного договора Финляндия выхода в озеро лишилась, флотилия была ликвидирована, а на её базе создан учебный отряд Военно-морских учебных заведений. С началом Великой Отечественной войны финны вновь появились на берегах Ладоги, на этот раз в компании немцев. Так что флотилию пришлось спешно восстанавливать...
Но что за флотилия без кораблей? Тем более Ладожская, к кораблям которой требования – особые: с одной стороны – малая осадка, с другой – хорошая мореходность. И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!
Возможность работать в сложной ледовой обстановке – важнейшее качество на Ладоге!
Построили будущую грозу Ладоги, на свою голову, немецкие инженеры с гамбургской верфи Deutsche Werft AG. Советское правительство планировало углубление Татарского пролива, поэтому немцам заказали строительство серии грунтовозных шаланд, названных в честь рек: по большей части дальневосточных. Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки! Разумеется, не обратить внимания на подобную роскошь командование Балтийского флота не могло. И шаланды стали канонерскими лодками...
Главный калибр «ладожского линкора»
Переоборудованы в канонерки шаланды были в фантастически короткие сроки – 10–14 дней. Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: «Амгунь», «Бира», «Бурея», «Волга», «Зея», «Кама», «Москва», «Нора», «Ока», «Олёкма» и «Селемджа».
Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на «Бире», «Амгуни», «Москве», «Селемдже» и «Олёкме» поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа «Киров»! На «Волгу», «Каму», «Зею» и «Оку» установили по два 130-мм орудия – как на новейших эсминцах. На «Нору» и «Бурею» – по четыре 76-мм пушки (впоследствии на «Селемдже», «Норе» и «Бурее» 100-мм и 76-мм орудия были также заменены на два 130-мм). А на зенитные орудия и вовсе не поскупились: 3 45-мм зенитки 21-К, 2 37-мм 70-К, 20-мм «Эрликон» (на «Оке» и «Зее» – два) и 4 пулемёта ДШК.
Помимо вооружения, канонерки бронировали – установили 100-мм бортовую броню и 12-мм на боевую рубку.
Капитан 1-го ранга Н. Ю. Озаровский
По меркам Ютландского сражения – ни о чём! Но для условий Ладоги корабли получились идеальные: малая осадка при большом водоизмещении, возможность ходить во льду, дальнобойная артиллерия, достаточно сильная ПВО. Правда, скорость была маловата – порядка 6–8 узлов, но для озера этого вполне достаточно.
Командовать дивизионом «Ладожских линкоров» поставили опытного моряка, капитана 1-го ранга Николая Юрьевича Озаровского, успевшего повоевать ещё с кайзеровским флотом.
Остров Сухо – размеры не впечатляют...
При словах «Дорога жизни» обычно представляются колонны полуторок, осторожно движущихся по льду. Но лёд на Ладоге стоял не больше 4–5 месяцев в году, с конца ноября по апрель. Всё остальное время грузы в осаждённый Ленинград доставлялись водным путём. Канонерки эскортировали в город караваны судов, отражали налёты немецкой и финской авиации, а впоследствии и торпедных катеров, сами вывозили на своих палубах женщин и детей из блокадного Ленинграда, доставляя обратно продовольствие.
Но это – не всё: огонь артиллерии бывших шаланд поддерживал тактические десанты, подавлял вражеские батареи, уничтожал финские береговые объекты, канонерки занимались спасательными работами и ломали лёд.
Но самым крупным боем на Ладоге было сражение у острова Сухо...
Бой у острова Сухо
Остров Сухо – искусственный, его насыпали по приказу Петра I на отмели в 30 километрах от берега. В 1942 году на крохотном островке советское командование решило установить батарею – 3 100-мм пушки, пулемёт ДШК и два зенитных «Максима» – счетверённый и обычный.
На разрушение маяка на острове фашистское командование отправило отряд под командованием финского капитана Кияйнена. В состав «Ладожской армады» входили финский торпедный катер и дюжина тральщиков, четыре итальянских торпедных катера типа MAS, четыре немецких катера-заградителя типа КМ... Но итальянцы – в бой не рвались, немецкие катера – не участвовали, так что основной ударной силой, с которой пришлось столкнуться «ладожским линкорам», стали самоходные паромы типа «Зибель».
Тяжёлый «Зибель» на Ладоге
Паромы изначально спроектировали и построили для операции «Морской лев», но, поскольку вторжение в Англию не состоялось, три десятка доставили на Ладогу.
Для операции на Сухо выделили одиннадцать: три тяжёлых с тремя 88-мм зенитками, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, 4 – лёгких с 37-мм пушкой и четырьмя счетверёнными 20-мм зенитками, три транспортных, штабной и госпитальный.
Кроме паромов, были выделены семь десантно-штурмовых катеров: три с десантом, два – резервных и два – ремонтно-технических. Корабли и десант поддерживала авиация.
Высаживающие десант корабли заметили советский тральщик ТЩ-100 и малого охотника МО-171. Катера вступили в бой, но главное – доложили в штаб флотилии. И на помощь выдвинулись четыре канонерки и множество бронекатреов, тральщиков и малых охотников.
В разыгравшемся сражении за крохотный островок немцы потеряли четыре парома и катер, восемь истребителей и три бомбардировщика. Финны потеряли пять истребителей, наша авиация – два Ил-2 и два И-153бис. Гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 пленными и 23 – ранеными, немецкий десант – 25 убитых и 55 раненых.
«Ладожский линкор» в бою
Исход боя решил огонь «ладожских линкоров» – тягаться с ними ни «Зибели», ни катера не могли, Ладога осталась советской!
Но с деблокадой Ленинграда служба канонерок не закончилась.
В 1944 году канонерские лодки вывели из состава Ладожской флотилии и перевели в Финский залив, где они занимались привычной работой – обеспечивали коммуникации. В 1945 году бывшие шаланды действовали в районе Аландских островов.
Мачта канонерской лодки «Бира» в музее
За время войны погибло три канонерки. Точнее – две с половиной: «Олекма» 5 октября 1941 года потоплена авиацией на Ладоге, «Кама» 22 июня 1943 года потоплена авиацией у Лавенсари, но уже 27 сентября была поднята и вновь введена в строй, «Амгунь» подорвалась на мине в районе Таллина 10 ноября 1944 года и затонула во время буксировки. Разоружены «ладожские линкоры» были в августе-сентябре 1945 года.
Сегодня мачта канонерской лодки «Бира» установлена в качестве экспоната в филиале Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» на Ладожском озере.
Свежие комментарии